Файл: Программа Развития детскоюношеского и молодежного футбола.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Подготовка футболистов 15-18 лет


Эффективность в соревновательной деятельности и качественные индивидуальные технико- тактические действия (показателей) не возможны без роста физических и технических способностей. Поэтому в системе подготовки команды ФК «Шахтёр» разработан и согласован с тренерами 7-дневный типовой меж игровой цикл, который предусматривает интенсификацию тренировочного процесса на всем пути спортивного совершенствования. В каждом микроцикле предусмотрены:

а) занятия с большими нагрузками;

б) тренировки избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию функциональных возможностей организма;

в) обязательные жесткие тренировочные режимы, способствующие приросту скоростной специальной выносливости, а также значительное увеличение соревновательной практики.

г) увеличение объема технико-тактической подготовки в упражнениях, максимально приближенных к соревновательным;

д) предполагается увеличение числа игр, отличающихся высоким психологическим накалом, высокой конкуренцией;

е) чередования нагрузок по направленности и интенсивности с целью восстановления.
Подводить футболистов к более интенсивным и объемным параметрам тренировочной работы необходимо постепенно, на протяжении ряда лет.

Уделяя достаточно времени для развития физических качеств, необходимо сосредоточить внимание футболистов на точном исполнении сложных технических приёмов игры;

-удары по воротам с различных дистанций (не далее 25 метров) при жесткой опеке соперника и минимуме затраченного времени;

  • научить вести единоборство в жесткой манере, избегая нарушения правил;

  • хладнокровно и разумно действовать в зонах наивысшей концентрации обороняющихся;

  • повысить надежность и эффективность различных передач;

  • умело и смело вести единоборство в воздухе;

требовать умелых действий на ограниченных участках поля при прессинге со стороны противника;

учить футболистов не только владеть мячом, но и как завладеть им.

Для успешного решения этих задач тренеры обязаны перед каждой тренировкой дать теоретическое обоснование предложенных упражнений,
а на футбольном поле потребовать выполнения заданий футболистами.

Современный уровень развития футбола требует от игроков расширения диапазона действий, быстро перестраиваться из пассивной позиции в активную, преодолевая при этом не только большие дистанционные отрезки, но и жесткую опеку соперника. Например: современный крайний полузащитник, при игре команды с тремя защитниками, должен умело действовать в трех позициях, многократно преодолевая отрезки от 30 до 100 м:

- в обороне - как крайний защитник;

  • в середине поля - как организатор;

  • в атаке - как нападающий.

В этот период тренеры должны ориентировать футболистов на необходимость комплексной реализации приобретенных физических возможностей, технико-тактических навыков, моральной, волевой и специальной психической подготовленности в различных игровых ситуациях. Обучение футболистов этого возраста основано на дальнейшем улучшении качества игры за счет повышения уровня индивидуального технико-тактического мастерства, дальнейшего развития физических качеств. В тактической подготовке сохраняются основные направления, которые указаны в разделе «тактическая подготовка», Задача состоит в том, чтобы футболисты глубоко понимали и читали игру хотя бы на ход вперед, т.к. предугадать замысел противника и партнеров — это показатель футболиста высокого класса.

Примерный план недельного цикла в подготовительном периоде тренировки (юноши старше 15-18 лет)


Дни

цикла
Содержание тренировки

Первый день,

первая тренировка


Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься совершенствованием технике футбола.

Разминка. Один из трех вариантов:

1. Любая подвижная или спортивная игра, выполняемая на небольшой
по размеру площадке -5-7 минут; после этого - маховые движения
руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут +
стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами
координации; семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25
минут.

2. Квадраты 4x2, 3x1, 4x2x1 и т.п. - 5-7 минут. В каждом из квадратов
не просто передачи мяча, а работа с заданиями.

Например, в квадрате 4x4x1 пара игроков внутри квадрата должны постоянно занимать такие позиции, чтобы игрок 1 не мог получить мяч от любого из четверки. После этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25 минут.

3. Бег трусцой, 2 круга, после этого - маховые движения руками и
ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5
минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации;
семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25 минут.

Упражнения по элементарному владению мячом.
Попеременно несколько типов упражнений, выполняемых в движении с максимальной для каждого игрока скоростью - 10 минут.

Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения, а также сопротивления соперника. Основное отличие от аналогичной работы в младших возрастных группах заключается в сочетании в одном для каждого игрока скорости в условиях активного сопротивления. Например, игрок движется с мячом, останавливает его стопой, заступает за него, мгновенно разворачивается и делает рывок с мячом в противоположном направлении - 15 минут. И все это в условиях активной блокировки соперника.




Упражнения для развития умения обыгрывать соперника один на один. Упражнения в парах на ограниченном пространстве. Методика выполнения должна быть такой, чтобы было как можно больше обыгрышей в единицу времени. Юноши обыгрывают соперника как в «любимую» сторону, так и в «нелюбимую», вводится регламентация задания: от 45 до 60 с. работы с таким же интервалом отдыха; потом партнеры меняются местами - всего 10 минут.

Упражнения для развития чувства «контроля соперника».
Выполняется только в движении с мячом: ведущий юноша что-то делает (например, контролирует мяч внешней стороной правой стопы), все остальные должны мгновенно и точно повторить это действие. Каждый из игроков группы или подгруппы один раз становится ведущим, и он придумывает задание, которое должны повторить партнеры – 10 минут.

Обучение технике приёмов в игровых условиях. В первой фазе этого раздела можно дать квадраты 4x2 на малых площадках, выполняемых в 1 касание. Эти площадки располагаются на вершинах равностороннего треугольника с длиной стороны в 10-15 м. По сигналу тренера игроки перебегают в ближнюю площадку и продолжают квадрат. Основное внимание на то, что 2 отбирающих игрока должны играть согласованно, как единая команда: один пытается отобрать мяч - второй перекрывает возможное направление паса. Затем игра от 4х4 до 6х6 на малых площадках, только движущемуся игроку в свободную зону - всего 20 минут.

5 минут на выполнение «любимых» приемов. Каждый делает то, что ему больше всего, по душе и что лучше всего получается.

Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение 3-4 минуты.


Первый день

Вторая тренировка


Основная задача этой тренировки: освоение и совершенствование групповой и командной тактики. В связи с этим тренировочные занятия состоят из 4-х частей:

Теория: Тренер на макете объясняет футболистам тактический

смысл заданий, действия групп игроков в ситуациях, когда мяч унас и когда мяч у соперника - 15-20 минут.

Игровая разминка + стретчинг или маховые движения + беговые и координационные упражнения - до 20 минут.





Упражнения для освоения совершенствования групповой тактики.

Например, упражнения в парах, тройках или в четверках на полполя с забеганиями и фланговым завершением атаки (без сопротивления, с пассивным или активным сопротивлением). Или: упражнения по освоению тактики группового прессинга и т.д. - до 20 минут.

Упражнения для освоения и совершенствования командной тактики (освоение одной из схем игры). В начале тренер расставляет футболистов на поле в нужные позиции и в движении шагом учит их выполнять согласованные по времени и пространству перемещения групп игроков в соответствии с тактической схемой игры. Далее - те же действия с повышенной скоростью и сопротивлением - до 30 минут.

Второй

день

Тренировка проводится в легкоатлетическом, манеже или нафутбольном поле. В этом случае юноши выполняют следующиезадания.

Второй день первой недели:

Разминка. Бег трусцой -10 минут, упражнения на гибкость 5-7 минут

Упражнения для развития скоростных качеств. Эстафеты на отрезках от 5 до 30 м.с. Объем скоростной работы не менее 500 м – 15 минут.

Стретчинг

Упражнения для развития прыгучести и координации – 10 минут.

Использовать только связки упражнений. Например, прыжок с поворотом на 360 градусов, кувырок, прыжки через 6-10 барьеров с увеличивающейся высотой (от 50 до 90 см), рывок на 10-20 м. после последнего прыжка, возвращение трусцой к месту старта.

Силовые упражнения в парах – 10 минут

Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение – 5 минут.



Второй день второй недели:

Разминка. Бег трусцой - 10 минут, упражнения на гибкость – 5 минут.

Бег на отрезках от 200 до 600 м. Объем бега – до 1500 м.

Прыжки через барьеры высотой от 50 см до 80 см. Выполняются сериями: до 10 серий по 10 прыжков.

Силовые упражнения в парах - 10 минут.

Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 5 минут

Второй день третьей недели:

Разминка (бег трусцой - 10 минут, стретчинг и маховые движения

- 10 минут, беговые, прыжковые и координационные упражнения -

5 минут.

Кроссовый бег со скоростью 3,5 - 4,0 м/с. - 35 минут.

Прыжки через барьеры высотой от 50 см до 80 см.
Выполняются сериями: до 10 серий по 10 прыжков.

Силовые упражнения в парах - 10 минут.

Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 5 минут

Третий

день

Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься, освоением техники футбола.

Разминка: любая подвижная игра - 5-7 минут; после этого -
маховые движения руками и ногами, вращательные движения
туловища - 2-3 минуты; прыжки вверх и вперед с элементами
координации- 20-30 прыжков на каждого; бег вперед (назад, в
стороны) с элементами пространственной и временной координации. Семенящий бег (10-15 м с максимальной частотой) и после этого рывок на 10-15 м.

  • Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения.

Упражнения в парах: основное внимание - на умение так сохранить мяч при изменении направления и скорости движений, чтобы дать удобный пас партнеру в ноги или «на ход» - 10 минут.

  • Упражнения для освоения техники приема и передач мяча.
    Упражнения у стенки с варьированием расстояния до нее и угла
    передач. Упражнения в парах на месте и в движении с разной скоростью - 10-12 минут.

  • Упражнений для освоения техники ударов по движущемуся
    мячу. Мяч должен быть встречный, поперечный или уходящий -
    10 минут.

  • Обучение технике приемов в игровых условиях. Игра N
    против N игроков на малых площадках - 20 минут.

  • 5 минут на выполнение «любимых» приемов. Каждый делает
    то: что ему больше всего по душе и что лучше всего получается.

  • Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 3-4 минуты.

Третий

день

Вторая тренировка


Основная задача этой тренировки: освоение и совершенствование групповой и командной тактики. В связи с этим тренировочное занятие состоит из 4- х частей:

Теория: тренер на макете объясняет футболистам тактический смысл заданий, действия групп игроков в ситуациях, когда мяч у нас и когда мяч у соперника - 15-20 минут.

Игровая разминка + стретчинг или маховые движения + беговые и координационные упражнения - до 20 минут.

Упражнения для освоения совершенствования групповой тактики.
Например, упражнения для освоения тактики быстрого выхода из оборон. Или: упражнения по освоению тактики группового отбора мяча и т.д. - до 20 минут.


Упражнения для освоения и совершенствования командной тактики (освоение одной из схем игры). В начале тренер расставляет
футболистов на поле в нужные позиции и в движении шагом учит их выполнять согласованные по времени и пространству перемещения групп игроков в соответствии с тактической схемой игры.
Далее - те же действия с повышенной скоростью и сопротивлением - до 30 минут.

Четвертый

день

Тренировка проводится в гимнастическом зале.

  • Разминка – 10 минут

Упражнения на прыжковой дорожке - 20 минут.

Упражнения на ковре (из основной гимнастики, ритмики и
танцевальные) - 20 минут.

Упражненияна батутах - 20 минут.

Упражнения на силовых тренажерах - 15 минут.

Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение -3-4 минуты.



Пятый

день

Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола.

В этот день проводится концентрированное обучение тактике игровых действий. Подбор упражнений проводится по следующей схеме: в начале тренер формулирует тактическую задачу (например, «освоение тактики фланговых атак»), а потом подбирают упражнения и нагрузку в нем.

Разминка «венгерка» - 20 минут

Освоение тактики завершение атак с помощью фланговых передач: игровое упражнение 4x4 + вратари с четырьмя нейтральными на полполя. Функция нейтральных - получить мяч и сделать нацеленную и оптимальную по траектории и скорости полета мяча фланговую передачу. Ее должны завершить атакующие. Длительность серий - 4 минуты, после чего одна из команд меняется с нейтральными. Каждая из команд должна сыграть по четыре серии (в этом случае она два раза будет нейтральной). Общее время работы - 24 минуты + 2-3 минуты на переход игроков из позиции, играющих на позиции нейтральных.

  • Удары по воротам после розыгрыша стандартных положений – 15минут.

  • Игра N против N игроков на все поле - 2 тайма по 10 минут в каждом из таймов - задания).

  • Заминка. Упражнение на гибкость и растяжение - 3-4 минуты.

Шестой

день

Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола.

Пред игровая разминка - 25 минут.

  • Передача мяча головой в парах, в движении с разной скоростью в
    разном направлении - 5 минут.

  • Игра в ручной мяч, забивать мячи в ворота только головой -10минут.

  • Игра N против N игроков на стандартной для каждого возраста
    площадке, с разными заданиями в каждом тайме — 3 тайма по 15 минут каждый.

  • Удары по воротам после розыгрыша стандартных положений – 10 минут.

  • Заминка. Упражнение на гибкость и растяжение – 3-4 минуты.



Тренировать и обучать юношей игре в футбол – непростая задача. Необходимо, чтобы специалист был в состоянии сочетать технические, тактические, воспитательные, психологические и коммуникативные качества, всегда учитывая возрастные особенности обучающихся. Его компетентность касается всех сфер преподавания в школьном возрасте и подразумевает наличие достаточных знаний для решения проблем, связанных с динамикой моторного обучения. Он также должен знать и учитывать процессы, регулирующие физическое созревание, являющиеся основой биологического развития обучения, в особенности, координационных способностей, что является основной поддержкой технических движений. Для тренеров молодых футболистов, наделённого такими характеристиками, они являются определяющим фактором в достижении результатов, приносящих удовлетворение, и предостерегают от возможных ошибок, уменьшая риск навредить растущим способностям ребёнка. Тренер должен формировать мировоззрение молодёжи с образовательной точки зрения, развивать и тренировать тактико-технические и моторные умения, которых требует игра. Хороший тренер юношеского сектора и особенно футбольной школы должен объяснить при помощи простой методики дидактические цели, индивидуальные они или командные. Кроме того, тренер должен быть очень «гибким», чтобы изменять или приспосабливать свой собственный план в соответствии с новыми приобретёнными умениями и очевидно достигнутыми успехами.

В обучении тренер должен учитывать следующие моменты:

- отдавать себе отчёт в ограниченности своих собственных возможностей и стараться устранить возникающие с этим трудности;

- поддерживать на высоком уровне мотивацию для достижения определённых успехов, а именно, обогащать свою методологическую, дидактическую и психологическую подготовку;

- максимально подчёркивать свои собственные качества;

- развивать личную философию работы, стараясь находить оригинальные и созидающие решения.

Тот, кто решает посвятить своё время тренировке ребят, должен быть сильно увлечён юношеским футболом, т.к. ему приходится работать в довольно трудных условиях, таких как, например: управление весьма многочисленной и неоднородной группой, нехватка материальной базы, снаряжения и т.д. Тренер должен уметь: оценивать, выбирать, принимать решения и действовать. Поступки тренера должны способствовать возникновению доверия к нему со стороны ребят. Такое поведение является основной предпосылкой для того, чтобы ребята сознательно проявили свою готовность к обучению. Цель тренера – направление деятельности группы на решение общих задач, максимально «выжимая» при этом из каждого парня его потенциальные способности. На основе своих собственных действий тренер должен быть способен:


- выделить проблемы и найти их дидактические решения;

- задать мотивировку всем составным частям группы во время многочисленных этапов деятельности;

- уметь оказать психологическую помощь при возникновении трудностей как для одного члена команды, так и для всей группы;

Тренер должен сделать всё, чтобы его собственные ученики предпочитали вести себя следующим образом:

- говорить о собственной активности, выражаясь во множественном числе, т.е., как будто являясь составной частью группы;

- выражать энтузиазм (являясь членом этой команды) друзьям, родителям и преподавателям;

- говорить о любых возможных проблемах с преподавателями и товарищами, активно и совместно искать решения данных проблем;

- понимать и дорожить философией, когда побеждают и проигрывают все вместе;

- отдавать себе отчёт в том, что учатся на ошибках.

Для достижения этих целей специалист футбольной школы должен найти хороший пример, чтобы привлечь внимание ребят через коммуникацию поведение:

Всегда говорить во множественном числе: «Мы проиграли», «Мы должны достичь» и т.п.;

Установить правила личной жизни;

Вместо того, чтобы выделять недостатки, подчёркивать положительное поведение совместным одобрением. Использование положительного усиления помогает поддерживать высокий стимул и вызывает в ребятах желание достичь финиша сверх своих возможностей. Подчёркивая ошибки, вы создаёте менталитет, ограничивающий допущение ошибок в игре.

Поощрять альтруистическое поведение в игре: поддерживать хороший пас, защиту, движение для создания пространства, заслона и т.д. Тот, кто жертвует собой, получает моральное удовлетворение, другие товарищи получают от тренера красноречивое и ясное послание.

Препятствовать проявлению индивидуалистического поведения.

В чисто дидактическом плане первичной задачей тренера футбольной школы является в основном содействие в обучении юных атлетов посредством точного организационного выбора.
7) Антидопинговая программа
Антидопинговая программа по профилактике наркомании, допинга для занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах ФЦ «Оңтүстік».

Перед Футбольным Центром «Оңтүстік», деятельность которого направлена на развитие футбола, на этапе начальной подготовки ставятся задачи:


- Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям футболом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

На учебно-тренировочном этапе ставятся задачи:

- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований учебно-тренировочного процесса; профилактика вредных привычек и правонарушений.

Программа разработана с учетом основной тенденции поиска эффективных технологий противодействия применению допинга в футболе. Максимальной возможностью при проведении профилактической работы обладает формирование знаний об антидопинговых правилах у молодых футболистов и их внедрение в учебно-тренировочный процесс.

Цели программы:

- обучение занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации об основах спортивной подготовки;

- обучение занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах современным принципам применения фармакологических средств, основам профилактики допинга в футболе;

Увеличение числа детей, подростков и молодежи, ведущих активный досуг и здоровый образ жизни, пропаганда средств физкультурно-спортивной деятельности в профилактике наркомании и допинга в футболе.

Задачи программы:

- способствовать осознанию занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах актуальности проблемы детско-подростковой наркомании и роли футбола в профилактике наркомании;

- способствовать проявлению нравственных качеств «Фэйр-Плей», овладению занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах знаниями и навыками противостояния применению допинга в повышении работоспособности, составлению индивидуальной фармакологической карты футболиста;

- обучить занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах основам врачебно-педагогического контроля в процессе занятий футболом;

- обучить занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах навыкам проведения спортивно-зрелищных мероприятий по пропаганде идеалов футбольного движения, здорового образа жизни;

- обеспечить организацию систематического диспансерного обследования футболистов