Файл: Программа Развития детскоюношеского и молодежного футбола.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовка футболистов 15-18 лет
Эффективность в соревновательной деятельности и качественные индивидуальные технико- тактические действия (показателей) не возможны без роста физических и технических способностей. Поэтому в системе подготовки команды ФК «Шахтёр» разработан и согласован с тренерами 7-дневный типовой меж игровой цикл, который предусматривает интенсификацию тренировочного процесса на всем пути спортивного совершенствования. В каждом микроцикле предусмотрены:
а) занятия с большими нагрузками;
б) тренировки избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию функциональных возможностей организма;
в) обязательные жесткие тренировочные режимы, способствующие приросту скоростной специальной выносливости, а также значительное увеличение соревновательной практики.
г) увеличение объема технико-тактической подготовки в упражнениях, максимально приближенных к соревновательным;
д) предполагается увеличение числа игр, отличающихся высоким психологическим накалом, высокой конкуренцией;
е) чередования нагрузок по направленности и интенсивности с целью восстановления.
Подводить футболистов к более интенсивным и объемным параметрам тренировочной работы необходимо постепенно, на протяжении ряда лет.
Уделяя достаточно времени для развития физических качеств, необходимо сосредоточить внимание футболистов на точном исполнении сложных технических приёмов игры;
-удары по воротам с различных дистанций (не далее 25 метров) при жесткой опеке соперника и минимуме затраченного времени;
-
научить вести единоборство в жесткой манере, избегая нарушения правил; -
хладнокровно и разумно действовать в зонах наивысшей концентрации обороняющихся; -
повысить надежность и эффективность различных передач; -
умело и смело вести единоборство в воздухе;
требовать умелых действий на ограниченных участках поля при прессинге со стороны противника;
учить футболистов не только владеть мячом, но и как завладеть им.
Для успешного решения этих задач тренеры обязаны перед каждой тренировкой дать теоретическое обоснование предложенных упражнений,
а на футбольном поле потребовать выполнения заданий футболистами.
Современный уровень развития футбола требует от игроков расширения диапазона действий, быстро перестраиваться из пассивной позиции в активную, преодолевая при этом не только большие дистанционные отрезки, но и жесткую опеку соперника. Например: современный крайний полузащитник, при игре команды с тремя защитниками, должен умело действовать в трех позициях, многократно преодолевая отрезки от 30 до 100 м:
- в обороне - как крайний защитник;
-
в середине поля - как организатор; -
в атаке - как нападающий.
В этот период тренеры должны ориентировать футболистов на необходимость комплексной реализации приобретенных физических возможностей, технико-тактических навыков, моральной, волевой и специальной психической подготовленности в различных игровых ситуациях. Обучение футболистов этого возраста основано на дальнейшем улучшении качества игры за счет повышения уровня индивидуального технико-тактического мастерства, дальнейшего развития физических качеств. В тактической подготовке сохраняются основные направления, которые указаны в разделе «тактическая подготовка», Задача состоит в том, чтобы футболисты глубоко понимали и читали игру хотя бы на ход вперед, т.к. предугадать замысел противника и партнеров — это показатель футболиста высокого класса.
Примерный план недельного цикла в подготовительном периоде тренировки (юноши старше 15-18 лет)
Дни цикла | Содержание тренировки |
Первый день, первая тренировка | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься совершенствованием технике футбола. Разминка. Один из трех вариантов: 1. Любая подвижная или спортивная игра, выполняемая на небольшой по размеру площадке -5-7 минут; после этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25 минут. 2. Квадраты 4x2, 3x1, 4x2x1 и т.п. - 5-7 минут. В каждом из квадратов не просто передачи мяча, а работа с заданиями. Например, в квадрате 4x4x1 пара игроков внутри квадрата должны постоянно занимать такие позиции, чтобы игрок 1 не мог получить мяч от любого из четверки. После этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25 минут. 3. Бег трусцой, 2 круга, после этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25 минут. Упражнения по элементарному владению мячом. Попеременно несколько типов упражнений, выполняемых в движении с максимальной для каждого игрока скоростью - 10 минут. Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения, а также сопротивления соперника. Основное отличие от аналогичной работы в младших возрастных группах заключается в сочетании в одном для каждого игрока скорости в условиях активного сопротивления. Например, игрок движется с мячом, останавливает его стопой, заступает за него, мгновенно разворачивается и делает рывок с мячом в противоположном направлении - 15 минут. И все это в условиях активной блокировки соперника. |
| Упражнения для развития умения обыгрывать соперника один на один. Упражнения в парах на ограниченном пространстве. Методика выполнения должна быть такой, чтобы было как можно больше обыгрышей в единицу времени. Юноши обыгрывают соперника как в «любимую» сторону, так и в «нелюбимую», вводится регламентация задания: от 45 до 60 с. работы с таким же интервалом отдыха; потом партнеры меняются местами - всего 10 минут. Упражнения для развития чувства «контроля соперника». Выполняется только в движении с мячом: ведущий юноша что-то делает (например, контролирует мяч внешней стороной правой стопы), все остальные должны мгновенно и точно повторить это действие. Каждый из игроков группы или подгруппы один раз становится ведущим, и он придумывает задание, которое должны повторить партнеры – 10 минут. Обучение технике приёмов в игровых условиях. В первой фазе этого раздела можно дать квадраты 4x2 на малых площадках, выполняемых в 1 касание. Эти площадки располагаются на вершинах равностороннего треугольника с длиной стороны в 10-15 м. По сигналу тренера игроки перебегают в ближнюю площадку и продолжают квадрат. Основное внимание на то, что 2 отбирающих игрока должны играть согласованно, как единая команда: один пытается отобрать мяч - второй перекрывает возможное направление паса. Затем игра от 4х4 до 6х6 на малых площадках, только движущемуся игроку в свободную зону - всего 20 минут. 5 минут на выполнение «любимых» приемов. Каждый делает то, что ему больше всего, по душе и что лучше всего получается. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение 3-4 минуты. |
Первый день Вторая тренировка | Основная задача этой тренировки: освоение и совершенствование групповой и командной тактики. В связи с этим тренировочные занятия состоят из 4-х частей: Теория: Тренер на макете объясняет футболистам тактический смысл заданий, действия групп игроков в ситуациях, когда мяч унас и когда мяч у соперника - 15-20 минут. Игровая разминка + стретчинг или маховые движения + беговые и координационные упражнения - до 20 минут. |
| Упражнения для освоения совершенствования групповой тактики. Например, упражнения в парах, тройках или в четверках на полполя с забеганиями и фланговым завершением атаки (без сопротивления, с пассивным или активным сопротивлением). Или: упражнения по освоению тактики группового прессинга и т.д. - до 20 минут. Упражнения для освоения и совершенствования командной тактики (освоение одной из схем игры). В начале тренер расставляет футболистов на поле в нужные позиции и в движении шагом учит их выполнять согласованные по времени и пространству перемещения групп игроков в соответствии с тактической схемой игры. Далее - те же действия с повышенной скоростью и сопротивлением - до 30 минут. |
Второй день | Тренировка проводится в легкоатлетическом, манеже или нафутбольном поле. В этом случае юноши выполняют следующиезадания. Второй день первой недели: Разминка. Бег трусцой -10 минут, упражнения на гибкость 5-7 минут Упражнения для развития скоростных качеств. Эстафеты на отрезках от 5 до 30 м.с. Объем скоростной работы не менее 500 м – 15 минут. Стретчинг Упражнения для развития прыгучести и координации – 10 минут. Использовать только связки упражнений. Например, прыжок с поворотом на 360 градусов, кувырок, прыжки через 6-10 барьеров с увеличивающейся высотой (от 50 до 90 см), рывок на 10-20 м. после последнего прыжка, возвращение трусцой к месту старта. Силовые упражнения в парах – 10 минут Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение – 5 минут. |
| Второй день второй недели: Разминка. Бег трусцой - 10 минут, упражнения на гибкость – 5 минут. Бег на отрезках от 200 до 600 м. Объем бега – до 1500 м. Прыжки через барьеры высотой от 50 см до 80 см. Выполняются сериями: до 10 серий по 10 прыжков. Силовые упражнения в парах - 10 минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 5 минут Второй день третьей недели: Разминка (бег трусцой - 10 минут, стретчинг и маховые движения - 10 минут, беговые, прыжковые и координационные упражнения - 5 минут. Кроссовый бег со скоростью 3,5 - 4,0 м/с. - 35 минут. Прыжки через барьеры высотой от 50 см до 80 см. Выполняются сериями: до 10 серий по 10 прыжков. Силовые упражнения в парах - 10 минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 5 минут |
Третий день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься, освоением техники футбола. Разминка: любая подвижная игра - 5-7 минут; после этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 2-3 минуты; прыжки вверх и вперед с элементами координации- 20-30 прыжков на каждого; бег вперед (назад, в стороны) с элементами пространственной и временной координации. Семенящий бег (10-15 м с максимальной частотой) и после этого рывок на 10-15 м.
Упражнения в парах: основное внимание - на умение так сохранить мяч при изменении направления и скорости движений, чтобы дать удобный пас партнеру в ноги или «на ход» - 10 минут.
|
Третий день Вторая тренировка | Основная задача этой тренировки: освоение и совершенствование групповой и командной тактики. В связи с этим тренировочное занятие состоит из 4- х частей: Теория: тренер на макете объясняет футболистам тактический смысл заданий, действия групп игроков в ситуациях, когда мяч у нас и когда мяч у соперника - 15-20 минут. Игровая разминка + стретчинг или маховые движения + беговые и координационные упражнения - до 20 минут. Упражнения для освоения совершенствования групповой тактики. Например, упражнения для освоения тактики быстрого выхода из оборон. Или: упражнения по освоению тактики группового отбора мяча и т.д. - до 20 минут. Упражнения для освоения и совершенствования командной тактики (освоение одной из схем игры). В начале тренер расставляет футболистов на поле в нужные позиции и в движении шагом учит их выполнять согласованные по времени и пространству перемещения групп игроков в соответствии с тактической схемой игры. Далее - те же действия с повышенной скоростью и сопротивлением - до 30 минут. |
Четвертый день | Тренировка проводится в гимнастическом зале.
Упражнения на прыжковой дорожке - 20 минут. Упражнения на ковре (из основной гимнастики, ритмики и танцевальные) - 20 минут. Упражненияна батутах - 20 минут. Упражнения на силовых тренажерах - 15 минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение -3-4 минуты. |
Пятый день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола. В этот день проводится концентрированное обучение тактике игровых действий. Подбор упражнений проводится по следующей схеме: в начале тренер формулирует тактическую задачу (например, «освоение тактики фланговых атак»), а потом подбирают упражнения и нагрузку в нем. Разминка «венгерка» - 20 минут Освоение тактики завершение атак с помощью фланговых передач: игровое упражнение 4x4 + вратари с четырьмя нейтральными на полполя. Функция нейтральных - получить мяч и сделать нацеленную и оптимальную по траектории и скорости полета мяча фланговую передачу. Ее должны завершить атакующие. Длительность серий - 4 минуты, после чего одна из команд меняется с нейтральными. Каждая из команд должна сыграть по четыре серии (в этом случае она два раза будет нейтральной). Общее время работы - 24 минуты + 2-3 минуты на переход игроков из позиции, играющих на позиции нейтральных.
|
Шестой день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола. Пред игровая разминка - 25 минут.
|
Тренировать и обучать юношей игре в футбол – непростая задача. Необходимо, чтобы специалист был в состоянии сочетать технические, тактические, воспитательные, психологические и коммуникативные качества, всегда учитывая возрастные особенности обучающихся. Его компетентность касается всех сфер преподавания в школьном возрасте и подразумевает наличие достаточных знаний для решения проблем, связанных с динамикой моторного обучения. Он также должен знать и учитывать процессы, регулирующие физическое созревание, являющиеся основой биологического развития обучения, в особенности, координационных способностей, что является основной поддержкой технических движений. Для тренеров молодых футболистов, наделённого такими характеристиками, они являются определяющим фактором в достижении результатов, приносящих удовлетворение, и предостерегают от возможных ошибок, уменьшая риск навредить растущим способностям ребёнка. Тренер должен формировать мировоззрение молодёжи с образовательной точки зрения, развивать и тренировать тактико-технические и моторные умения, которых требует игра. Хороший тренер юношеского сектора и особенно футбольной школы должен объяснить при помощи простой методики дидактические цели, индивидуальные они или командные. Кроме того, тренер должен быть очень «гибким», чтобы изменять или приспосабливать свой собственный план в соответствии с новыми приобретёнными умениями и очевидно достигнутыми успехами.
В обучении тренер должен учитывать следующие моменты:
- отдавать себе отчёт в ограниченности своих собственных возможностей и стараться устранить возникающие с этим трудности;
- поддерживать на высоком уровне мотивацию для достижения определённых успехов, а именно, обогащать свою методологическую, дидактическую и психологическую подготовку;
- максимально подчёркивать свои собственные качества;
- развивать личную философию работы, стараясь находить оригинальные и созидающие решения.
Тот, кто решает посвятить своё время тренировке ребят, должен быть сильно увлечён юношеским футболом, т.к. ему приходится работать в довольно трудных условиях, таких как, например: управление весьма многочисленной и неоднородной группой, нехватка материальной базы, снаряжения и т.д. Тренер должен уметь: оценивать, выбирать, принимать решения и действовать. Поступки тренера должны способствовать возникновению доверия к нему со стороны ребят. Такое поведение является основной предпосылкой для того, чтобы ребята сознательно проявили свою готовность к обучению. Цель тренера – направление деятельности группы на решение общих задач, максимально «выжимая» при этом из каждого парня его потенциальные способности. На основе своих собственных действий тренер должен быть способен:
- выделить проблемы и найти их дидактические решения;
- задать мотивировку всем составным частям группы во время многочисленных этапов деятельности;
- уметь оказать психологическую помощь при возникновении трудностей как для одного члена команды, так и для всей группы;
Тренер должен сделать всё, чтобы его собственные ученики предпочитали вести себя следующим образом:
- говорить о собственной активности, выражаясь во множественном числе, т.е., как будто являясь составной частью группы;
- выражать энтузиазм (являясь членом этой команды) друзьям, родителям и преподавателям;
- говорить о любых возможных проблемах с преподавателями и товарищами, активно и совместно искать решения данных проблем;
- понимать и дорожить философией, когда побеждают и проигрывают все вместе;
- отдавать себе отчёт в том, что учатся на ошибках.
Для достижения этих целей специалист футбольной школы должен найти хороший пример, чтобы привлечь внимание ребят через коммуникацию поведение:
Всегда говорить во множественном числе: «Мы проиграли», «Мы должны достичь» и т.п.;
Установить правила личной жизни;
Вместо того, чтобы выделять недостатки, подчёркивать положительное поведение совместным одобрением. Использование положительного усиления помогает поддерживать высокий стимул и вызывает в ребятах желание достичь финиша сверх своих возможностей. Подчёркивая ошибки, вы создаёте менталитет, ограничивающий допущение ошибок в игре.
Поощрять альтруистическое поведение в игре: поддерживать хороший пас, защиту, движение для создания пространства, заслона и т.д. Тот, кто жертвует собой, получает моральное удовлетворение, другие товарищи получают от тренера красноречивое и ясное послание.
Препятствовать проявлению индивидуалистического поведения.
В чисто дидактическом плане первичной задачей тренера футбольной школы является в основном содействие в обучении юных атлетов посредством точного организационного выбора.
7) Антидопинговая программа
Антидопинговая программа по профилактике наркомании, допинга для занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах ФЦ «Оңтүстік».
Перед Футбольным Центром «Оңтүстік», деятельность которого направлена на развитие футбола, на этапе начальной подготовки ставятся задачи:
- Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям футболом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
На учебно-тренировочном этапе ставятся задачи:
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований учебно-тренировочного процесса; профилактика вредных привычек и правонарушений.
Программа разработана с учетом основной тенденции поиска эффективных технологий противодействия применению допинга в футболе. Максимальной возможностью при проведении профилактической работы обладает формирование знаний об антидопинговых правилах у молодых футболистов и их внедрение в учебно-тренировочный процесс.
Цели программы:
- обучение занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации об основах спортивной подготовки;
- обучение занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах современным принципам применения фармакологических средств, основам профилактики допинга в футболе;
Увеличение числа детей, подростков и молодежи, ведущих активный досуг и здоровый образ жизни, пропаганда средств физкультурно-спортивной деятельности в профилактике наркомании и допинга в футболе.
Задачи программы:
- способствовать осознанию занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах актуальности проблемы детско-подростковой наркомании и роли футбола в профилактике наркомании;
- способствовать проявлению нравственных качеств «Фэйр-Плей», овладению занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах знаниями и навыками противостояния применению допинга в повышении работоспособности, составлению индивидуальной фармакологической карты футболиста;
- обучить занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах основам врачебно-педагогического контроля в процессе занятий футболом;
- обучить занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах навыкам проведения спортивно-зрелищных мероприятий по пропаганде идеалов футбольного движения, здорового образа жизни;
- обеспечить организацию систематического диспансерного обследования футболистов