Файл: Л. С. Выготский под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. С. 34, 39.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Прогрaммa среднего профессионaльного обрaзовaния

44.02.02 Преподaвaние в нaчaльных клaссaх

Дисциплинa: Теория и методикa инклюзивного обрaзовaния

Прaктическое зaдaние 10


Выполнил:

Обучaющийся Худяковa Ольгa Влaдимировнa

Преподaвaтель:

Aлексaндровa Мaринa Олеговнa


 

Задание 1. 

Прочитайте отрывок статьи Л. С. Выготского «Дефект и компенсация»: «Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития. Сверхкомпенсация, «развивая психические явления предчувствия и предвидения, а также их действующие факторы вроде памяти, интуиции, внимательности, чувствительности, интереса — словом, все психические моменты в усиленной степени», приводит к сознанию сверхздоровья в больном организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Страдавший недостатками речи Демосфен становится величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально увеличивая свой природный дефект, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его голос... Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения и т. п. учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим базисом. Какие перспективы открываются перед педагогом, когда он узнает, что дефект есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, что в нем есть какой-то положительный смысл! В сущности, психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с научной точностью сформулирован главнейший закон: ребенок будет хотеть все видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха; будет хотеть говорить, если у него затруднения в речи или заикание. Желание летать будет выражено у детей, которые испытывают большие трудности уже при прыгании». (Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. С. 34, 39).


Ответьте на вопросы:

  1.    Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения.

Да, я согласна с позицией Л.С. Выготского я согласна. Здоровые люди не осознают всех трудностей в плане физического и психологического состояния людей, которые с этим родились или приобрели в силу определенных обстоятельств. Люди имеющие дефекты заинтересованы в усовершенствовании своей личности, устранении дефектных причин, но и развитии различных качеств превращение их в одаренность.

  1.    Как можно использовать положения Л. С. Выготского в практической работе педагога инклюзивного учреждения образования?

Данное положение Л.С. Выготского должно быть основой понимания, что у всех детей не зависимо ни отчего имеются сильные, одаренные и талантливые стороны, которые нужно развивать и совершенствовать, которые могут стать именно той самой опорой в будущей жизни человека.

  1.       Сформулируйте вопросы для ваших коллег по содержанию прочитанного.

  1. Что такое сверхкомпенсация?

  2. Что такое дефект Демосфена?

  3. Как увеличивал свой природный дефект Демосфен?

  4. В чем перспективы дефектов?

 

Задание 2. 

Разработайте методические рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта.

Рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта

  1. Постоянно поддерживать уверенность в своих силах

  2. Мероприятие не должно проводиться более 40 – 60 минут

  3. Комфортная организация места проведения мероприятия, благоприятная атмосфера сотрудничества. Оптимальные условия с учетом особенностей учащихся

  4. Во время мероприятия должно учитываться соблюдение двигательного режима

  5. Предоставить возможность учащемуся проявить себя в мероприятии

  6. Обсудить участие учащегося в мероприятии с родителями, возможность родительской помощи учащемуся

  7. Консультация/помощь специалистов (сурдпедагога, психолога и тд.)

  8. Поддержание коллективного взаимодействия учащихся, положительной атмосферы и взаимовыручки

Задание 3. 

Составьте требования к организации доступной среды для детей с разными видами нарушения развития в образовательной организации, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей. Разделите требования на две группы: общие требования к учреждению, требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой  реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Дети с нарушениями слуха

Общие требования к учреждению: организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка и консультативно-методической поддержки взрослых; сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка; нормативное-правовое обеспечение (программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.); Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением (организацией) здравоохранения); Организация питания (без особенностей, по основному меню); Организация взаимодействия с родителями (договор).

Общешкольное пространство: «Бегущая строка» (на этажах); Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т. д.; Звукоизолированный кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2 ); Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами.

Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:

Учебное пространство класса: Первая парта/стол (около окна и учительского стола); Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование; Компьютер с колонками и выходом в Intеrnеt; Средства для хранения и переноса информации (USB- накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование:

  1. Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.);

  2. Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий

  3. Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т. д.) и выходом в Intеrnеt в кабинете для индивидуальных/групповых занятий;

  4. Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога (сурдопедагога);

  5. Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например, индикатор звучания ИНЗ, программы Hеаr thе World, Spеесh W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др.);

  6. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами;

  7. Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны;

  8. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы). Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.


- организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);

- включать слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;

- решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.). Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК.

Дети с нарушениями зрения

Общие требования к учреждению: нормативное-правовое обеспечение (программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.); Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением (организацией) здравоохранения); Организация питания (без особенностей, по основному меню); Организация взаимодействия с родителями (договор); кадровое обеспечение: учитель-дефектолог (со специализацией тифлопедагогика), педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии), учитель-логопед, тьютор владеющий системой Брайля, при сопровождении незрячих детей, социальный педагог, координатор по инклюзии.

Общешкольное пространство: таблички с названием кабинетов по системе Брайля; отбойная стена для ориентировки в коридоре; зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см); тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь).

Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:

Учебное пространство класса: тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю.

Специальное оборудование:

  1. для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки и тд.;

  2. компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;

  3. комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

  4. оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).