Файл: Л. С. Выготский под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. С. 34, 39.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.

Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача). Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт. Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон. Обеспечивать офтальмо-гигиенические нормы.

Обязательные технические и учебно-методические средства для организации обучения слабовидящих обучающихся по основной образовательной программе:

  1. Программа увеличения информации на экране (Mаgiс или аналогичной), установленная на персональном компьютере слабовидящего учащегося.

  2. Ручной электронный увеличитель (Ruby или аналогичный);

  3. Стационарный электронный увеличитель (Topаz или аналогичный);

  4. Тифлофлешплеер с функцией диктофона, поддерживающий DАISY формат;

  5. Персональное освещение рабочего места;

  6. Учебники и тетради для слабовидящих;

  7. Контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия. Важно иметь в виду, что подготовка учебных пособий для слабовидящих учащихся имеет ряд дополнительных особенностей. В частности, имеют значение тип, размер, и цвет шрифта, цвет фона и контрастность изображений. Иногда может возникнуть необходимость использования инвертированной палитры цветов (светлый текст на темном фоне). Т.о., наглядный материал, подбирается персонально, на основе методических рекомендаций тифлопедагога, рекомендаций врача-офтальмолога.

  8. Тренажеры и специализированный спортивный инвентарь для лиц с нарушением зрения.

Дети с задержкой психического развития


Общие требования к учреждению: нормативное-правовое обеспечение (программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.); Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением (организацией) здравоохранения); Организация питания (без особенностей, по основному меню); Организация взаимодействия с родителями (договор); кадровое обеспечение: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, координатор по инклюзии. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования

Общешкольное пространство: Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д.; Кабинет учителя_дефектолога для проведения индивидуальных и групповых занятий.

Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:

Учебное пространство класса: Первая парта /стол (около окна и учительского стола); Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование; Компьютер с выходом в Intеrnеt; Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение:

  1. Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных /групповых занятий(SMАRT- доска /SMАRT- столик /интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним);

  2. Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники и др.) и выходом в Intеrnеt;

  3. Специальные компьютерные программы для работы;

  4. Дидактический материал для психолого-педагогической диагностики и оценки состояния и динамики психического развития ребенка;

  5. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы);

  6. Специальная литература по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Обучение ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательной организации на этапе основного среднего образования будет эффективным при наличии преемственности содержания и форм организации образовательного процесса с начальной ступенью общего образования; учете модально-специфических особенностей нарушения при задержке психического развития и модально-неспецифических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностей детей при переходе из младшего школьного возраста в подростковый.


Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общие требования к учреждению: нормативное-правовое обеспечение (программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.); Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением (организацией) здравоохранения); Организация питания (условия приема пищи: сервировка стола, использование специальных столовых приборов, помощь взрослого (тьютор)); Организация взаимодействия с родителями (договор); кадровое обеспечение: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, координатор по инклюзии, тьютор. Осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

Общешкольное пространство: внутренний и внешний пандус; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; Специально оборудованные туалеты; лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа; ступенькоходы; съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы; приспособления для дверей (автоматическое открывание); для лестницы (площадка подъемник); специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков; специально оборудованный медицинский кабинет; специально оборудованный зал для лечебной физической культуры; средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы,степ-платформы, лечебные тренажеры)

Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:

Учебное пространство класса: пространство для передвижения коляски; место для отдыха; вертикализатор; медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа; наклонные парты для обучения детей стоя; специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши_держатели, утяжелители для рук); тренажеры для развития манипулятивных функций рук; приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).


Изменение временного режима, предусмотренного процедурой аттестационных испытаний (оценочных, контрольных работ), в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребенка с НОДА (по запросу семьи и/или желанию ребенка), включая увеличение времени, предоставление возможности ребенку для отдыха и другие необходимые мероприятия. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Задание 4. 

Проанализируйте план беседы педагога с родителями детей по вопросам проявления толерантности к детям с ОВЗ:

1. Что такое инклюзивное образование?

2. С какими нарушениями есть в классе дети?

3. Какие отношения складываются между детьми в классе?

4. Какие положительные черты проявляются у обычных детей (обсудить примеры по персоналиям)?

5. Какие случаи негативного отношения к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР) имели место (обсудить по персоналиям)?

6. Выслушать мнения родителей по обсуждаемому вопросу.

7. Предложить родителям темы для беседы с детьми дома.

Ответьте на вопросы:

·       Какие позиции вызывают у вас сомнения?

5. Какие случаи негативного отношения к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР) имели место (обсудить по персоналиям)?

-   Что бы вы изменили? Почему?

В 5 пункте исключить обсуждение вопроса по персоналиям. Публичное обсуждение отрицательного проявления учащегося, я считаю, не приемлемо, не этично. Данный вопрос необходимо корректно обсуждать только при личном разговоре с родителем учащегося.

-       Что, по вашему мнению, следует добавить?

Перспективные взаимодействия учащихся (взгляд в будущее)

 

Задание 5. 

Проанализируйте ситуацию: В общеобразовательной школе обучается мальчик с нарушением слуха (II степень тугоухости). В учреждении созданы специальные условия: имеется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования, есть адаптированная образовательная программа, разработан индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Вам предстоит работать с этим ребенком.

План работы в направлении профессионального самообразования в целях оказания компетентной помощи названному ребенку.

 

№№

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки

11

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по работе с детьми с нарушением слуха

Чтение научной литературы

Обзор информации в сети Интернет

систематически

22

Изучение информационно-коммуникационных технологий

Особенности применения ИКТ на индивидуальных занятиях

В течении года

43

Игровые технологии

Использование игровых технологий как фактор повышения работы по развитию слухового восприятия

систематически

44

Моторика

Развитие мелкой моторики как основа формирования речи у учащихся начальных классов с нарушением слуха

систематически

55

Отслеживание промежуточных результатов

Результативность в работе с детьми с нарушением слуха

В течении года

66

Участие в школьном методическом объединении, в жизни школы

Проведение открытых уроков

Консультации с педагогами

В течении года

77

Самообобщение опыта

Разработка конспектов уроков

Разработка индивидуальных заданий

Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных и контрольных работ

В течение года

88

Повышение квалификации

Посещение уроков коллег

Участие в семинарах, вебинарах и курсах по работе с детьми с нарушением слуха

В течении года


Задание 6.

Проанализируйте конспект урока русского языка в 3 классе (Приложение 2) и ответьте письменно на вопросы:

-       Какими возможностями обладает урок с точки зрения возможностей включения в него технологий инклюзивного образования?

Данный урок обладает образовательными, развивающими и воспитательными функциями, которые входят в личностно-ориентированные технологии: работа в парах, открытие новой темы, работа с карточками, самостоятельная работа, индивидуальная работа и рефлексия.

-      На каких этапах урока использование технологий инклюзивного образования наиболее эффективно? Почему?

Наиболее эффективно использование технологий инклюзивного образования на: на игровом этапе, при индивидуальной работе и работе в парах, так как  дети на этих  этапах  наиболее открыты для восприятия материала, поэтому ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.

 

Задание 7.

Проанализируйте педагогическую ситуацию.

Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту.

Ответьте на вопрос:

·       План педагогического наблюдения и диагностики данного ребенка.

  1. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости

- Тест И.П. Павлова

- Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова.

- Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии

- Методика «Наблюдение ведущей модальности» (В.В. Авдеев)

  1. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи

  2. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ

  3. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников

  4. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ

  5. Педагогическое наблюдение: Сформированность предметных навыков; Способность понять и принять инструкцию; Способность работать по образцу; Способность планировать свою деятельность; Умение делать выводы и анализировать; Умение работать в группе; Владение устной речью

  6. Психологическая карта наблюдений

  7. Психофизиологические параметры