Файл: 5 Криминальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нигде в законодательном порядке не оговаривается, кого считать профессионально компетентным для производства судебной экспертизы, в том числе проводимой психологом. Если в отношении психологов, являющихся сотрудниками специализированных экспертных учреждений, таких сомнений не должно возникать, то при назначении экспертами иных специалистов в области психологии (преподавателей высших учебных заведений, сотрудников научных институтов и других учреждений) вопрос о наличии у них специальных психологических познаний следует решать индивидуально. Возможность их привлечения для производства конкретной экспертизы решается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом с учетом образования, специализации психолога, стажа его работы, дополнительной подготовки по судебной психологии, опыта экспертной деятельности, наличия ученой степени и т.д.

Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Кроме того, возможно привлечение следователем лица, обладающего специальными психологическими познаниями, не в качестве эксперта, а в качестве специалиста. Специалист может быть вызван и для участия в судебном разбирательстве. Основные уголовно-процессуальные обязанности специалиста — это участие в производстве следственных действий с использованием своих специальных профессиональных знаний и навыков для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; обращение внимания следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; дача пояснения по поводу выполняемых им действий.

В судебно-следственной практике возможны и другие формы использования специальных психологических познаний - в первую очередь справочно-консультационная деятельность сведущего лица. Это не процессуальная, не регулируемая уголовно-процессуальным законодательством деятельность психолога, действующего в качестве сведущего лица. Она заключается в информировании следователя или суда о возможности существования тех или иных явлений, с точки зрения современного уровня развития теории психологии и накопленных в психологии эмпирических фактов. Консультативная справка психолога по запросу следователя или суда оформляется в письменной форме и приобщается к уголовному делу. Консультация сведущего в психологии лица, составленные им справочные данные могут учитываться при вынесении различных процессуальных решений.


При необходимости использования специальных психологических познаний следователям в каждом конкретном случае нужно четко решать, в какой форме это следует сделать. Несоблюдение этого правила может приводить к существенным судебно-следственным ошибкам.

Например, следователь, рассматривая уголовное дело по обвинению врача К. в совершении ряда тяжелых преступлений по сексуальным мотивам, включая убийства, назначил судебно-психологическую экспертизу, поскольку К. происходил из благополучной и уважаемой семьи, характеризовался исключительно положительно, состоял в браке, имел двух малолетних детей, и обвинение его в тяжких преступлениях вызвало у окружающих сильные сомнения. При этом эксперту не разрешалось задавать К. вопросы, относящиеся к предмету его обвинения, и не показывались материалы уголовного дела. В своем заключении эксперт отметил, что у испытуемого "имеется выраженность преступных тенденций. Преступления, совершаемые этими людьми, бессмысленно жестоки, не спланированы, нередко принимают дикие, необычайно жестокие формы сексуальных преступлений и убийств... Анализ психологического профиля обрисовывает тип антисоциального, аморального психопата". Это заключение использовалось следователем для доказательства вины К. в инкриминируемых ему деяниях. Эксперты-психиатры диагностировали у К. психопатию с комплексом сексуальных извращений. Он был признан вменяемым и приговорен к высшей мере наказания.

Как пример привлечения психолога в качестве сведущего лица можно привести составление "психологического портрета" разыскиваемого преступника по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела (таких как показания свидетелей, вещественные доказательства и т.п.). Особенно это важно при оперативно-розыскной деятельности и расследовании так называемых "серийных" преступлений (убийств на сексуальной почве и изнасилований), когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.

Справочно-консультативная деятельность психолога в не процессуальной форме часто состоит и в сообщении судебно-следственным органам информации о целесообразности проведения судебно-психологической или комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы
, о правильной постановке вопросов в постановлении (определении), входящих в компетенцию эксперта-психолога и т.п. Такие консультации не обязательно составлять в письменном виде, и они не приобщаются к делу.

Основные виды судебных экспертиз, в которых психолог участвует в роли эксперта, — это судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза начала развиваться в нашей стране в 70-е гг., а позже возникла и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиз. Сейчас число проводимых комплексных экспертиз превышает число однородных судебно-психологических экспертиз. Это связано с тем, что часто наряду с решением вопросов, связанных с применением специальных психологических приемов, у судебно-следственных органов одновременно возникают вопрос о психической полноценности подэкспертного лица, что является главным для проведения исследований. Особенно важно, что сегодня практически не существует специализированных экспертных учреждений, проводящих только судебно-психологическую экспертизу, а должность эксперта-психолога предусмотрена во всех судебно-психиатрических отделениях психиатрических больниц в системе Министерства здравоохранения РФ, в

ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в тех учреждениях, которые осуществляют судебно-психиатрическую экспертизы.

Психолого-психиатрическая экспертиза имеет некоторые практические преимущества для судебно-следственных органов, так как вместо последовательного проведения двух экспертиз (судебно-психиатрической и судебно-психологической) однократное проведение комплексной экспертизы сильно повышает эффективность производства экспертизы, сокращая сроки следствия. Для экспертов-психологов участие в комплексной экспертизе дает преимущество в плане того, что они могут проводить экспертное исследование и в стационарных условиях, в то время как судебно-психологическая экспертиза проводится исключительно амбулаторно или в зале судебного заседания.

Роль психолога в комплексной психолого-психиатрической экспертизе шире, чем при проведении судебно-психологической экспертизы. Рассмотрим взаимодействие в комплексной экспертизе психолога и психиатра, чтобы понять функции психолога в ней.

При проведении судебно-психиатрической экспертизыпсихолог не выступает в роли эксперта. Экспертом, решающим вопросы судебно-следственных органов в этом случае, является только психиатр. В судебно-психиатрической экспертизе для установления клинического диагноза обычно применяют широкий круг дополнительных исследований, привлекая при необходимости к обследованию подэкспертных других специалистов. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для вынесения правильного решения. Проводится экспериментально-психологическое исследование подэкспертного, после чего составляется письменное заключение, которое помогает врачу точнее поставить медицинский диагноз и ответить на вопросы судебно-следственных органов.


В комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе психолог выступает сразу в двух ролях. В первую очередь психолог проводит экспериментально-психологическое исследование, из которого психиатр-эксперт извлекает данные, имеющие значение для установления психиатрического диагноза и решения экспертных психиатрических вопросов. Если обвиняемый признан способным "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) или руководить ими", рекомендовано суду его считать вменяемым, - эксперт психолог использует экспериментально-психологическое исследование наряду с психологическим анализом материалов уголовного дела для ответов на вопросы судебно-следственных органов, относящиеся к его компетенции.

По характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений выделяют следующие виды судебно-психологической экспертизы.
СПЭ физиологического аффекта

Проводится для судебного установления состояния аффекта (сильного душевного волнения) обвиняемого в момент совершения преступления. Определение состояния аффекта имеет важное значение для квалификации ст. 107 УК РФ ("Убийство, совершенное в состоянии аффекта"), ст. 113 УК РФ ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта").

Данная экспертиза проводится в тех случаях, когда перед следователем и судом встает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого или подсудимого как совершенные в состоянии аффекта (внезапно возникшего волнения), которое является обстоятельством, смягчающим вину и ответственность. Речь идет не о патологическом, в основе которого лежат психопатологические изменения личности (например, маниакально- депрессивный синдром, различные навязчивые идеи, осознаваемые субъектом как реальные), а о физиологическом (психологическом) аффекте.

Поводами для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время совершения инкриминируемого ему деяния: взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого, нанесение им большого количества ударов потерпевшему, интенсивность эмоциональных процессов, частичное ослабление сознательного, волевого контроля за своими действиями, неадекватность реакций на раздражители, неполнота восприятия происходящего, частично
запамятованное обстоятельство расследуемого события, изменения в деятельности вегетативной нервной системы (побледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук), временное нарушение речи и т.п.

В подобных ситуациях на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

  • Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого) (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы, предрасположенность к аффекту)?

  • В каком психическом (эмоциональном), психофизиологическом состоянии находился обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему деяний и какими факторами оно было обусловлено (постоянная интоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница и др.)?

  • Каков вид воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего и в целом роли окружающей среды)?

  • Учитывая особенности эмоционального состояния обвиняемого, в какой мере он мог осознавать значение своих действий и руководить ими?

Объектом данного вида экспертизы чаще всего являются лица, обвиняемые в убийстве, нанесении тяжких телесных повреждений, реже — потерпевшие по делам об изнасиловании, а также лица, совершившие попытку к самоубийству или завершенный суицид. Однако в практике встречаются случаи, когда экспертиза данного вида назначается по делам иных категорий, например, в случаях, когда преступление совершено в каких-либо экстремальных условиях.
СПЭ индивидуально-психологических особенностей

Этот вид экспертизы проводится, подлежащим доказыванию по уголовному делу. В качестве прочих обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, указываются обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Основное значение психологической экспертизы личности заключается в том, что экспертное заключение может быть использовано судом в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Данный вид экспертизы проводится в тех случаях, когда:

а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого;

б) имеются противоречивые оценки индивидуальный особенностей обвиняемого (подсудимого) со стороны разных свидетелей;