Файл: ТемА Фонетические и орфоэпические нормы русского языка Задание Прочитайте правильно слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Дательный и творительный падежи.

Поставьте слова в скобках в нужную форму.

1. Мои родители хотели, чтобы я был (художник), в детстве я думал, что буду (врач), а стал, как видите, (инженер).

2. Где ты работаешь? (Что) занимаешься? – Решил серьёзно заняться (наука), так как всегда интересовался (биология).

3. Трудно управлять (большой коллектив)?

4. (Что) открыть сок и (что) разрезать торт?

5. Почисти костюм (вот эта щётка).

6. Ты нас угостишь (что-нибудь)?

7. Что у него? (Что) он болеет? – (Грипп).

8. Не злоупотребляй (моё внимание и доброта), если ты хоть немного дорожишь (моя дружба).

9. Мы очень тронуты (ваша забота и внимание).

10. Давай обменяемся (адреса).

11. Дай, пожалуйста, книгу (этот человек).

12. Помоги (свой хороший друг).

13. Напиши или позвони, купи и пошли что-нибудь (своя мама, свой папа, свои родители).

14. Я стараюсь не мешать (мои соседи).

15. Я не очень доверяю (эта другу).

16. Обещаю (ты), что обязательно напишу.

17. Передай привет (моя сестрёнка, братик, все мои друзья).

18. Передайте эту записку (Елена или Иван).

19. Напомни (отец, папа), что надо прислать (я) денег.

20. Не завидуй (он), у него не так всё хорошо.

Тема 5. Глагол

Согласование глагола прошедшего времени с именем существительным.
Задание 1. А) Прочитайте текст, обратите внимание на согласование глаголов в прошедшем времени с именем существительным.

Гордая Гора

Давным-давно жила гордая Гора. Она была большая и красивая. Гордая Гора любила только себя.

Однажды Солнце спросило Гору: “Почему ты такая сердитая? Ведь я дарю тебе первые лучи!”

А река спросила у Горы: “Тебе не скучно стоять без дела?”

“Неужели тебе не нравятся мои песни?” - спросил Ветер.

Гора сердито ответила: “Я самая большая и красивая гора. Вы должны всё делать для меня!”

Тогда Солнце рассердилось. Рассердился и Ветер. Рассердилась и Река. И решили они проучить гордую Гору.

Летом Солнце грело Гору. Осенью пошёл дождь и подул холодный Ветер. Большие камни стали падать с Горы.

Однажды посмотрела Гора на себя в Реку. Она стала маленькой и некрасивой. Гордая Гора заплакала. Долго плакала она, и вместо Горы остался только белый песок.

Человек нашёл этот песок и сделал из него стекло.

Вот почему стекло, стаканы, зеркала, графины прозрачны, как слёзы гордой Горы.
Б) Выполните тесты по данному тексту.


1. Согласуйте глагол прошедшего времени с существительным.

Давным-давно жил… гордая Гора.

А) жила В) жил С) жило Д) жили Е) жить

2. Выберите правильную форму в прошедшем времени.

Солнце, Ветер и Река рассердил…сь на гордую Гору.

А) рассердиться В) рассердился С) рассердился бы Д) рассердились Е) рассержусь

3. Согласуйте с существительным глагол в прошедшем времени.

Весна наступил… .

А) наступила В) наступил С) наступило Д) наступили Е) наступить

4. Солнце рассердил…сь на гордую Гору.

А) рассердиться В) рассердился С) рассердился бы Д) рассердилось

Е) рассержусь

5. Ветер рассердил…ся на гордую Гору.

А) рассердиться В) рассердился С) рассердился бы

Д) рассердились Е) рассержусь

6. Выберите правильное окончание.

Однажды гордая Гора посмотрел… на себя в Реку и заплакал…

А) -а В) – о С) – и Д) –а, -о е) –и, -а

Задание 3. Проверочные тесты

1. Укажите ряд существительных, имеющих форму только единственного числа.

А) море, друг, парта В) ручка, музей, дом С) молоко, соль, мыло Д) сын, брат, врач

Е) яблоко, груша, часы

2. Укажите ряд существительных, имеющих форму только множественного числа.

А) ребёнок, человек, мяч В) рис, сахар, тесто С) шкаф, стол, аудитория

Д) каникулы, очки, часы Е) университет, институт, книга

3. Определите число выделенных существительных.

Для плова мы купили рис, масло, морковь, мясо, лук и приправы.

А) единственное число В) множественное число

С) имеют форму только множественного числа

Д) имеют форму только единственного числа

Е) употребляются и во множественном, и в единственном числе

4. Определите род выделенного существительного.

Каникулы прошли весело и интересно.

А) женский род В) средний род С) не имеет рода Д) мужской род Е) общий род

5. В какой строчке существительные подчиняются особому правилу образования множественного числа?

А) книга, парта В) ребёнок, ухо С) флаг, очки Д) дождь, ручка

Е) турист, время

6. Укажите строчку с существительными, которые на узбекский язык передаются формами единственного числа.

А) классы, тетради В) шахматы, ворота С) дрова, учебники Д) книги, тетради

Е) звуки, буквы

7. Определите окончания существительных.

В небе тают облак…,

И, лучистая на солнце,

В искрах катится рек…,

Словно зеркал… стальное.

А) и, е, у В) а, а, о С) о, о, о Д) а, а, а Е) о, о, а


8. Существительные в скобках поставьте в нужной форме.

(Снежинка) закружатся в воздухе. Умолкнут птичьи (голос).

А) снежинки, голоса В) снежинку, голосу С) снежинке, голос

Д) снежинкам, голосам Е) снежинка, голос

9. Укажите строчку с существительными, у которых в именительном падеже множественного числа окончание -а (-я).

А) окно, море, глаз В) тетрадь, студент, ухо С) сын, флаг, город

Д) газета, мама, девочка Е) самолёт, лодка, шар

10.Ответьте на вопрос стихотворения.





К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок

Прилетело на урок?




А) 4 В) 3 С) 7 Д) 2 Е) 1

11. Определите правильное окончание существительных.

У меня два брат… и четыре сестр…

А) -а, -ы В) -а, -а С) -ев, -ы Д) –ы, -ы Е) –ы, -а

12. Укажите строчку со словами, которые не сочетаются с числительным две?

А) книги, тетради В) ручки, карандаша С) арбуза, месяца Д) студентки, девушки Е) сестры, тёти

13. Вставьте пропущенные окончания.

Завтра днём будет 15 градус… тепла, ночью – 4 градус… тепла.

А) –ов, -а В) –а, -а С) –ы, -ы Д) –ов, -ов Е) –ы, -ы

14. Употребите пропущенное слово в нужной форме.

На столе лежат 6 карандаш…

А) карандаши В) карандашей С) карандаш Д) карандашам Е) карандашу

15. Вместо точек вставьте нужное словосочетание.

В нашем саду растут ……

А) фруктовые деревья В) фруктовое дерево С) красивое дерево

Д) красивый цветок Е) белая роза

16. В каком ряду даны существительные во множественном числе?

А) масло, книга В) классы, дети С) класс, ребёнок

Д) аудитория, уши Е) глаза, лоб

17. Укажите необходимое числительное в данном предложении.

На Олимпиаде мы заняли … место.

А) первое В) первый С) первая Д) первые Е) один

       Задание 5. Вместо точек вставьте данные глаголы в нужной форме.  

А)

работать, читать

Правильные ответы

Мой друг инженер. Он ... на заводе.

Он работает на заводе

Я знаю, где ты ... .

Я знаю, где ты работаешь

Я люблю …. книги.

Я люблю читать книги.

Я хорошо … по-русски.

Я хорошо читаю по-русски




Б)

жить, говорить

Правильные ответы

Моя сестра – студентка. Она … в общежитии.

Она живёт в общежитии

Малика хорошо … по-русски.

Малика хорошо говорит по-русски

Ты … там? – Да, я …там.

Ты живёшь там? - Да, я живу там.

Вы хорошо … по-русски. – Да, я хорошо … по-русски.

Вы хорошо говорите по-русски? – Да, я хорошо говорю по-русски.




 




       Тема 6. Узбекистан - государство с великим будущим.

Задание 1. Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные слова и словосочетания. Переведите их на родной язык.

Приезжайте в Самарканд

В солнечный хороший день пролетаем над Регистаном. Каждый день на площадь приезжают люди. Не удивляйтесь, если услышите здесь разноязычную речь. Регистан – первое место, куда направляется приехавший в Самарканд. Отсюда начинается знакомство с удивительным городом. Минутах в тридцати ходьбы от площади видишь вдруг огромный голубой купол – Гур-Змир. Древние постройки в Самарканде как острова, потому по городу лучше ходить пешком. Вот знаменитая обсерватория. Глубоко уходит в землю каменная дуга – остаток древнего инструмента. Цифры на камне. Закрыв глаза, можно представить в подземелье Улугбека, не спавшего ночей в поисках истины. Чем же ещё славится Самарканд? Конечно же лепёшками. Существует легенда о том, как Тамерлан возил в походы самаркандского пекаря. Приехавший впервые в Самарканд обязательно купит лепёшку, разрисованную румяными буквами «ПРИВЕТ ИЗ САМАРКАНДА!»

Задание 2. Прочитайте внимательно текст, обратите внимание на выделенные слова и словосочетания. Ответьте на вопросы

Ташкент – город дружбы

В истории национальной государственности и общественно-политической жизни страны велика роль и значение столицы нашей Родины – города Ташкента, внёсшего большой вклад в развитие мировой цивилизации и по праву называемого «воротами Востока», который является гордостью нашего народа. В 2009 года, по соглашению ЮНЕСКО, Ташкент праздновал cвой 2200 летний юбилей. Таким образом, можно сказать, что у сегодняшнего Ташкента два возраста: 2200 лет и 29лет. Действительно, за годы независимости в Ташкенте построено больше чем за двухтысячелетнюю историю. Ташкент в течение долгой и богатой истории пережил немало испытаний и трудностей, был свидетелем великих свершений, но всегда сохранял свой политический и духовный статус. Наша столица была известна как «город дружбы», «город мира», «город мужества», «город хлеба», а в 2007 году данные определения пополнились новым - «столица исламской культуры». Утром в 5 часов 23 минуты 26 апреля 1966 года в Ташкенте произошло сильное землетрясение. Тысячи жилых домов стали развалинами. Более 100 тысяч людей остались без крова. Можно было только удивляться мужеству жителей Ташкента. Не было никакой паники. Благодаря сплоченности, дружбе народов город был восстановлен за короткое время.


1. Как называют Ташкент?

2. В каком году Ташкент праздновал 2200 лет?

3. Как ещё называют Ташкент?

4. В каком году произошло страшное землетрясение?

5. Сколько миллионов человек проживают в Ташкенте?

Задание 3. Ознакомьтесь с комментариями следующих слов и словосочетаний:

человечество –люди, человеческий род

признанный – признать, согласиться, считать законным, существующим, действительным.

производить – изготовить, вырабатывать (какую-нибудь продукцию)

провозгласить – торжественно объявить, произнести

осуществить – исполнить

ресурсы— запасы (природные ресурсы)

преобразование – изменение, реформы

установить – наладить

интенсивный - усиленный

Тема 7. Лексическое богатство русского языка

Мудрый судья



Задание № 1. Прочитайте текст.

Один юноша должен был уехать в дальние страны. Перед

отъездом он дал деньги старику соседу и попросил его сохранить их.

Старик согласился. Юноша вернулся через год и сразу пошел к

старику соседу. Но старик сказал:

– Ты ничего не давал мне!

Юноша очень огорчился. Он пошел к судье и рассказал все,

как было. Судья пригласил старика и юношу к себе.

– Где ты давал соседу свои деньги? – спросил судья юношу.

– Под одним деревом, – ответил юноша.

– Пойди и позови это дерево ко мне, – сказал судья.

Юноша удивился, но пошел. Прошло десять минут. Судья

спросил старика:

– Юноша дошел до дерева?

– Нет, еще не дошел, – сказал старик.

Прошло еще десять минут. Судья опять спросил:

– А теперь он дошел?

– Нет, еще не дошел, – ответил старик.

Прошло полчаса. Судья спросил:

– Ну, а теперь он дошѐл?

– Теперь дошел, – сказал старик. Когда юноша вернулся, он

сказал:

– Дерево не пошло со мной, мудрый судья!

– Теперь это не нужно, честный юноша! Когда ты ушел, через

десять минут я спросил у твоего соседа, дошел ли ты до дерева, и он

ответил, что ты не дошел.

Задание № 2. Подберите антонимы к следующим словам:

Мудрый –…

Дальний –…

Сохранить –…

Честный –…

Задание № 3. Составьте план текста в виде вопросов.

Задание № 4. Перескажите текст.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Выдающийся русский писатель