Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
27. Права и свободы человека, не подлежащие ограничению в условиях ЧП.
Ряд особенностей устанавливает уже вышеназванный ФКЗ:
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
-
Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие человеку от рождения (в некоторых случаях - в силу гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.
Конституционные (основные) обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан.
2. Историческое развитие прав и свобод человека и гражданина; этапы становления международно-правовой концепции прав человека.
Концепция прав и свобод человека в современном виде — итог длительного исторического развития. Это развитие можно разделить на определенные этапы.
Первоначальный этап был ознаменован победой революций XVII-XVIII вв. (антифеодальных) и установлением демократического конституционного государства. Оно в свою очередь отказалось от абсолютизма и провозгласило свободу личности. На данном этапе конституциями и другими правовыми актами были закреплены свобода слова, неприкосновенность личности, право избирать и быть избранным и прочее.
Огромное значение в истории получил закон, который был принят в 1679 году английским парламентом, под названием «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями». Им был введен приказ «Хабеас корпус», означающий указание компетентным органам в тех случаях, когда нет основания для нахождения под стражей, необходимо освободить арестанта или отпустить его под залог вплоть до рассмотрения судом его дела.[2] Также устанавливалось, что отныне любой арестованный человек при аресте имеет право требовать предстать перед судом, а суд в свою очередь должен решить вопрос о его непосредственном отправлении в место заключения или об его освобождении в двухдневный срок. Все демократические конституции и по сей день закрепляют данную гарантию в том или ином виде.
Второй этап наступил с возникновением тоталитарного государства в XX веке, отвергнувшего экономические и политические права, индивидуальную свободу, и провозгласило социалистические ценности, а вместе с ними и большой спектр социальных прав и свобод. Обстановка борьбы, которая возникла в мире этих двух систем, принудила западные страны также конституционно закрепить эти свободы и права.
Одновременно с этим в 60-х гг. в СССР и ряде стран Восточной Европы складывалось демократическое общественное мнение, формировалось диссидентское движение, которое требовало осуществления личных и политических прав, а также требовало отказаться от методов тоталитаризма.
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла ряд документов о правах человека. Самым важным документом был – Всеобщая декларация прав человека. Впервые в человеческой истории были сформулированы, определены и рекомендованы для принятия во всех странах мира основные свободы и права человека, рассматриваемые во всём мире как образцы и стандарты для соответствующих национальных юридических документов. Декларация объявляла всех людей свободными и равными в своих правах и достоинстве. Она провозгласила ряд прав человека, которые можно разделить на две группы: 1) гражданские и политические права; 2) социальные, культурные и экономические права.
Последний, третий этап охарактеризован крахом тоталитаризма в СССР и странах Восточной Европы и становлением в них демократической государственности. Высшей ценностью признаются права и свободы в их полном объеме, а их защита становится обязательством государства. В новых демократических государствах создаются конституционные суды, а также вводятся судебные гарантии для защиты прав и свобод человека. Практически всеми государствами мира признаётся
международно-правовая защита прав человека, что приводит национальные правовые институты к единообразной системе. При давлении объединённого мирового общественного мнения, многие стран постепенно искореняют расизм, апартеид, ограничения свободы печати, избирательные цензы. В список прав и свобод дописываются права национальных меньшинств, права на благоприятную окружающую среду, права на информацию, и прочее.
В России путь становления и развития института прав и свобод человека и гражданина был долгим, сложным и противоречивым. Россия последней из европейских государств подписала указ об отмене крепостного права лишь в 1861 году. В конце XIX – начале ХХ вв. у России не было своих прочных буржуазно-демократических традиций в утверждении и развитии идей прав и свобод человека. В России были сторонники и представители естественно-правовой доктрины, но в политико-правовой системе государства либеральные ценности прав и свобод человека не отражались должным образом. Зарождение конституционализма в нашей стране началось при принятии Конституции РСФСР в 1918 году. 2 декабря 1917 года опубликовали «Декларацию прав народов России», которая законодательно закрепила проводимую Советской властью национальную политику. Для укрепления власти пролетариата, правопорядка, успешного воплощения социальных идей необходимо было создать основной закон – Конституцию. [3] 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов утвердили первую советскую Конституцию. В основу Конституции (по предложению В. И. Ленина) была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Равные права признавались «за гражданами независимо от их национальной и расовой принадлежности», а «допущение каких – либо привилегий» или преимуществ на этом основании, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия» объявлялось противоречащим основному закону страны. Новая Конституция создавала классовую, пролетарскую демократию — демократию для трудящихся. Необходимость Конституции 1918 года заключалась в создании правовой базы для дальнейшего законотворчества. Но самым существенным оказалось её воздействие также и на сферу политических и социальных преобразований в стране: была подвергнута пересмотру старая система общественных отношений, определив новые принципы и социальные ценности.
В 1924 году была принята новая Конституция СССР. По своему содержанию она отличалась от предшествующих и последующих Советских Конституций. Главное, что основное внимание она уделила конституционному закреплению образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов СССР и всех союзных республик.
Конституция СССР 1936 года закрепила более полный перечень личных, социально-экономических и политических прав граждан. В ней провозглашались такие права граждан, как право на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, и потере трудоспособности, право на отдых, право на образование. Конституция закрепила социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие мужчин и женщин.
Впервые вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР был поднят Никитой Сергеевичем Хрущёвым на внеочередном XVII съезде КПСС. Это обосновывалось тем, что советское государство переросло из государства пролетариата в общенародное государство и 7 октября 1977 год Верховный Совет СССР единогласным решением утвердил Конституцию СССР.
Конституция СССР 1977 года отличалась от Конституции СССР 1936 года тем, что существенно расширяла свободы и права граждан. В ней впервые предусматривалось право граждан иметь возможность обжаловать действия любого должностного лица в суде. Равноправие граждан СССР теперь обеспечивалось во всех областях жизни: экономической, политической, социальной и культурной.
Вплоть до начала 90-х годов конституционные нормы о правах и обязанностях личности в условиях антидемократических режимов носили сугубо декларативный характер. Ситуация изменилась лишь к концу 80-х годов XX века, когда началась так называемая перестройка.
22 ноября 1991 года российский парламент принимает Декларацию прав и свобод человека и гражданина, повлекшая за собой передел и полное обновление раздела II Конституции Российской Федерации 1978 года «Государство и личность». Это позволило привести конституционное законодательство России в соответствие со стандартами прав и свобод человека общепризнанными международным сообществом.
Закрепленные в Конституции РФ 1993 года основы правового статуса личности отражают абсолютно новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства в сравнении с той, которая была в российских и союзных конституциях советского периода. Действующая Конституция России закрепляет свободы и права человека и гражданина в соответствии с международными стандартами и общепризнанными нормами.
3. Правовой статус человека: понятие и виды.
Правовой статус человека и гражданина – совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются многими отраслями права, но особое значение имеет государственное право, прежде всего, Конституция РФ, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина (гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности).
Виды правового статуса личности
В юридической литературе дается широкий перечень видов правового статуса:
1) общий (или конституционный) статус гражданина;
2) специальный (или родовой) статус определенных категорий граждан;
3) индивидуальный статус;
4) статус физических и юридических лиц;
5) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
6) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
7) отраслевой статус: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
8) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
9) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайний Север, Дальний Восток, оборонные объекты).
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида. Рассмотрим их.
Общий правовой статус — эго юридически закрепленное положение личности в обществе и государстве. Его особенности:
1) это статус лица как гражданина государства, члена общества;
2) он определяется, прежде всего, конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещение по службе, семейное положение, должность и т.д.);
3) является единым и одинаковым для всех;
4) характеризуется относительной статичностью, обобщенностью;
5) изменение содержания этого статуса зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий (конституционный) статус личности объединяет основные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в конституции государства. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности.
Конституционный правовой статус не зависит от конкретных индивидуальных особенностей человека. Равенство правового статуса всех индивидов, запрет дискриминации — основополагающий принцип права в демократическом государстве.
Правовой статус (положение) личности в правовом демократическом государстве должен:
— соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;
— характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политические, социально-экономические, культурные, личные права и свободы;
— предусматривать равенство прав, свобод и обязанностей — при равенстве прав и неравенстве обязанностей правовое равенство становится призрачным;
— устанавливать гарантии нрав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;
— не допускать, исключать использование права и свобод в ущерб интересам общества, государства и другим личностям (ст. 17 Конституции РФ).
Специальный правовой статус — это совокупность специальных, дополнительных прав и обязанностей, основанных на специальном законодательстве, определяющих социальное и правовое положение отдельных категорий индивидов (правовой статус судьи, военнослужащего, студента, пенсионера, участника войны, беженца и т.д.) Обладание специальным правовым статусом зависит от той социальной роли, в которой лицо выступает как субъект права. Специальный правовой статус дифференцирует граждан как субъектов права. Его существование связано со специальными субъектами, которые отличаются большими разнообразием и динамичностью, нежели субъекты, обладающие общим правовым статусом.