Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как это и принято во многих современных конституциях, социально-экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории: а) "права-привилегии", то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социально уязвимым); б) декларативные права, формально гарантируемые, реальный уровень реализации которых зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресурсов самого государства.

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).

2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).

4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).

5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).

6. Уплата налогов и сборов (статья 57).

7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).

8. Защита Отечества (статья 59).

5. Международные универсальные нормы и стандарты в области защиты прав и свобод человека.

Международно-правовые стандарты в области прав человека- - это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения государства с проживающими на его территории индивида- ми (гражданами, иностранцами, апатридами).

Международно-правовые стандарты в области прав человека многообразны. По действию в пространстве различают универсальные (действуют во всем мире) и региональные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.

К универсальным относят, например, Всеобщую Декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). К региональным — Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Американскую конвенцию прав человека (1969 г.), Африканскую хартию прав человека и народов (1981 г.).

6.Региональные международные акты в области защиты прав человека.

Международно-правовые стандарты в области прав человека- - это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения государства с проживающими на его территории индивида- ми (гражданами, иностранцами, апатридами).

Международно-правовые стандарты в области прав человека многообразны. По действию в пространстве различают универсальные (действуют во всем мире) и региональные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.

Как правило, региональные стандарты более детальны по своему содержанию и, что особенно важно, регламентируют порядок за- щиты прав человека в случае их нарушения государством. Например, важным гарантом соблюдения прав и свобод человека в европейских странах служит Европейский Суд по правам человека, разбирающий иски индивидов, пострадавших от властного произвола, к государству.
7.Статус и особенности организации Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).

Европейский Суд по правам человека (он же Суд в Страсбурге), образованный в 1959 году, на сегодня является одним из самых авторитетных судебных органов в мире. В своей работе Суд руководствуется положениями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.



Признание РФ Европейской Конвенции в 1998 г. дало возможность российским гражданам обращаться в Европейский Суд для защиты своих нарушенных прав, что закреплено ст. 46 ч. 3 Конституции РФ.

Следует знать, что Европейский Суд не пересматривает решения национальных судов, то есть он не является кассационной инстанцией для судов РФ, куда обращаются для того, чтобы добиться отмены решения национального суда. Евросуд рассматривает жалобы о несоответствии или соответствии действий страны стандартам правовой защиты, которые предусмотрены в Конвенции.

В Евросуд входят судьи, число которых равно числу государств, подписавших Конвенцию. Каждый судья абсолютно независим и не является представителем интересов страны, выдвинувшей его, что гарантирует непредвзятость принятого решения.

Согласно положениям Европейской Конвенции по защите прав и свобод с целью обеспечения соблюдения обязательств странами-участницами, учреждена Европейская Комиссия. В свою очередь, обязанность по надзору за выполнением решения суда возложена на Комитет министров.

Решение Страсбургского Суда носит окончательный и обязательный характер для государства. Если Судом выявлено нарушение Конвенции, то может быть принято решение и о выплате компенсации потерпевшему.

На обращение в Европейский Суд имеют право физические лица, неправительственные организации, любая группа частных лиц, которые стали жертвами нарушения одного из прав, указанных в Конвенции или в Протоколах к ней, со стороны государства-участника.

На рассмотрение дело Евросуд принимает при следующих условиях:

• страна, на которую направлена жалоба, является участником Европейской Конвенции и протоколов;

• жалоба не является анонимной;

• в отношении дела, направляемого на рассмотрение, использованы все внутригосударственные средства, а также по истечению 6 месяцев после даты принятия решения на национальном уровне.

Обращение в Европейский Суд в Страсбурге требует четкого знания правил и положений Конвенции, несоблюдения которых приводит к отказу в его принятии
8.Международные организации по защите прав человека.

1. Совет Безопасности ООН (СБ). Отвечает за поддержание мира и безопасности. Состоит из представителей 15 стран – участниц ООН, 5 из которых постоянные (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция).


2. Генеральная Ассамблея ООН (ГА). Высший представительный орган ООН, состоящий из представителей всех стран – участниц ООН. Вправе рас- сматривать любые вопросы в пределах устава ООН и давать рекомендации иным органам ООН.

3. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Отвечает за международное сотрудничество в экономической и социальной областях, координирует деятельность 17 специализированных учреждений ООН. Состоит из представителей 54 стран – участниц ООН, избираемых ГА ООН на 3 года с ежегодным обновлением 1/3 состава.

4. Международный Суд ООН. Главный судебный орган ООН. Разрешает споры между странами – участницами ООН. Состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве ГА и СБ ООН на 9 лет.

5. Генеральный Секретарь ООН. Избирается на 5 лет ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Руководит работой секретариата ООН.

6. Секретариат ООН. Состоит из служащих и обеспечивает нормальное функционирование всех органов ООН.

7. Совет по опеке. Состоит из 5 постоянных членов СБ ООН. Был создан для опеки над странами фашистского блока. На сегодняшний день существует лишь де-юре, де-факто не действует.

20 декабря 1993 г. 48-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН учредила пост

Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека.

Комитет по правам человека, образован в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Комитет принимает и рассматривает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства – участника Конвенции вправе предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации; назначить своих членов для проведения конфиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования; ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения до- кладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенка вправе запрашивать у государств – участников Конвенции 1989 г. о правах ребенка, информацию о выполнении ими требований Конвенции; собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах; на основе проведенного анализа вырабатывать соответствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН; сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственны- ми и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов существуют и региональные механизмы.

Совет Европы был создан в 1949 г. как общеевропейская, региональная организация межправительственного и парламентского сотрудничества, преследующая цели правового обеспечения прав человека, развития дружественного международного партнерства, разработки совместных решений социальных проблем. В результате вступления России в Совет Европы, подписания Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и ее ратификации (1998 г.) граждане Российской Федерации получили право обращения с жалобами в Европейский Суд в г. Страсбурге.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ- СБСЕ) является общеевропейской организацией, в которую входят 55 государств-участников. Деятельность СБСЕ по вопросам гуманитарного характера о правах и свободах человека получило в его документах название «Человеческое измерение СБСЕ».
9.Правовые основы ограничения прав и свобод человека в деятельности ОВД:

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека. 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью