Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) направлять запросы Общественной палаты.;
7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;
9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;
10) оказывать общественным палатам субъектов РФ и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.
66.Формы общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции"

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.


2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.
67.Особенности обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.

Чтобы документ был принят к рассмотрению, во время его составления учитываются четкие требования. На основании ст. 36 ФКЗ о КС поводом для начала судебного разбирательства выступает получение жалобы, запроса или ходатайства, которое соответствует требованиям закона.

К общим требованиям относится:

  • жалоба формируется исключительно в письменном виде;

  • подписывается заявителем;

  • указываются личные сведения о составителе, представленные его ФИО и адресом проживания;

  • если заявителем выступает юрлицо, то приводится наименование и юридический адрес предприятия;

  • перечисляются обстоятельства дела, представленные основанием для написания жалобы;

  • приводятся требования составителя;

  • оставляются ссылки на нормативные документы, на основании которых заявитель имеет право подать жалобу;

  • перечисляются документы, прикладываемые к заявлению;

  • указывается дата формирования обращения.



68.Роль и значение деятельности Уставных (конституционных) судов субъектов РФ в сфере обеспечения прав человека.

Конституционный Суд РФ, созданный еще в 1991 г., призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение. Порядок обра­зования и деятельность Конституционного Суда РФ определя­ется Конституцией РФ и Федеральным конституционным зако­ном от 21 июля 1994 г. № 25-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с послед, изм.). Конституционный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов, осуществляю­щих конституционное судопроизводство. Однако в России, как в федеративном государстве, каждый субъект Федерации вправе создавать свои конституционные (в республиках РФ) или устав­ные (в краях, областях) суды для проверки соответствия норма­тивных актов субъектов РФ конституциям и уставам субъек­тов РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ включает в себя 4 конституционных полномочия:

1. проверка конституционных законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), которая осуществляется по трем видам запросов и жалоб – от органов власти, граждан и судов;

2. разрешение споров о компетенции;

3. толкование Конституции РФ;

4. предоставление заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Целями Конституционного Суда РФ являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

Рассмотрение жалоб граждан - одно из приори­тетных направлений в деятельности Конституционного Су­да РФ (более 70% всех дел). Федеральным конституци­онным законом «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» установлен следующий круг лиц, управомоченных на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ: граждане РФ, иностранные граждане, лица без граж­данства, их законные представители, объединения граждан, в том числе общественные организации и юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека в РФ и Генеральный Прокурор РФ.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1. закон затрагивает конституционные права и свобод граждан
;

2. закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Конституционный Суд РФ выразил существенные правовые позиции, в которых содержится толкование и конкретизация установленных законом условий допустимости жалобы.

Если оспариваемое положение закона ограничивает права граждан, что диктуется общественными интересами или необ­ходимостью охраны прав других (в пределах ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ), и при этом ограничение соразмерно этим целям, то жалоба гражданина не является допустимой.

В случае, если пробелы правового регулирования затруд­няют реализацию прав и свобод граждан, но не исключают ее, так как эти недостатки могут быть устранены в процессе право­применения, то жалоба не является допустимой.

Не может быть предметом рассмотрения Конституцион­ного Суда РФ по жалобам граждан норма процессуального за­кона, не влекущая такие юридические последствия процессу­альных действий, которые затрагивали бы права и свободы гра­ждан.

Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом, можно разделить на несколько групп – дела, связанные с проверкой 1) уголовного и уголовно-процессуального законодательства; 2) конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности; 3) норм избирательного законодательства; 4) дела по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных прав и свобод; дела по поводу ограничений жилищных прав граждан; 6) дела, касающиеся вопросов наследования и гражданства РФ.
69.Гарантии прав личности и деятельность органов внутренних дел.

Личность - система социально значимых черт, присущих данному человеку.

Личность – это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.


Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

1. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений – Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства – члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны – члены СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств – членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.