Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
27. Права и свободы человека, не подлежащие ограничению в условиях ЧП.
Ряд особенностей устанавливает уже вышеназванный ФКЗ:
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
27. Права и свободы человека, не подлежащие ограничению в условиях ЧП.
Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации(ни при каких обстоятельствах)
1. право на жизнь (ст.20);
2. право на охрану достоинства личности (ст.21);
3. право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст.23);
4. право на ознакомление с документами, затрагивающими права человека (ст.24);
5. свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28);
6. право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34);
7. право на жилище (ч.1 ст.40);
8. право на получение квалифицированной юридической помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) (ст.48);
9. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.49);
10. право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50);
11. никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.51);
12. право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52);
13. право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53);
14. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст.54).
28. Роль ОВД в целом и в особенности сотрудников подразделения ИАЗ в обеспечении защиты прав человека в условиях ЧП.
Органы внутренних дел Российской Федерации являются одним из главных субъектов обеспечения режима чрезвычайного положения.
Анализ задач и функций, выполняемых органами внутренних дел при обеспечении правового режима чрезвычайного положения показывает, что практически все подразделения участвуют в обеспечении этого режима. Ведь деятельность органов внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения весьма широка и многообразна. Это административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, профилактическая, пенитенциарная деятельность и др. Каждая служба МВД - будь то административная или охрана общественного порядка, оперативно-розыскная и следствие, аппарат БЭП, паспортная система, ГАИ, - с помощью разнообразных методов участвуют в решении этих задач непосредственно на своих участках работы. Поэтому говорить о реальном обеспечении прав и свобод граждан, их
интересов можно лишь, рассматривая в комплексе все виды деятельности органов внутренних дел.
В рамках данной работы представляется целесообразным рассмотрение форм и методов работы органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения в рамках административной деятельности. Этот вид деятельности является основным для органов внутренних дел при осуществлении режима чрезвычайного положения1. Во-первых, эта деятельность носит государственный правовой характер, то есть осуществляется органами внутренних дел от имени государства. Во-вторых, для исполнения своих распоряжений, заданных в рамках своей компетенции, на основании и в порядке, установленных законом, органы внутренних дел могут применять меры государственного принуждения, что просто необходимо в условиях чрезвычайного положения, особенно вводимого по основаниям криминогенного характера, и следующих непосредственно из правовой природы режима чрезвычайного положения.
Методами обеспечения органами внутренних дел правового режима чрезвычайного положения являются: осуществление общего и специального административного надзора, который выражается в систематическом наблюдении и проверке выполнения гражданами и должностными лицами соответствующих правовых установлений; проверка сообщений жалоб и заявлений о нарушениях установленного режима, применение к правонарушителям принудительных мер и привлечение виновных к ответственности в строгом соответствии с законодательством.
29. Особенности процедуры задержания в условиях ЧП. Особенности осуществления правосудия в условиях ЧП.
Ряд особенностей устанавливает уже вышеназванный ФКЗ:
В соответствии с п. «ж» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотренопродление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.В п. «ж» ст. 12 ФКЗ речь идет об увеличении срока задержания подозреваемого с 48 часов до трех календарных месяцев.
Статья 31. Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа
1. Граждане, нарушившие правила комендантского часа задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства, могут быть подвергнуты досмотру.
2. Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
3. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.
Статья 35. Осуществление правосудия на территории, на которой введено чрезвычайное положение
1. Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с Конституции Российской Федерации.
2. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.
3. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
30. Понятие контртеррористической операции. Основание введения режима. Сроки действия режима
Согласно ФЗ №35контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Согласно ст.11фз №35 –«основание» В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию. У данного правового редиса нет срока, так как он вводится из-за возможности теракта на определённой территории и отменяется после ликвидации данной угрозы.
31. Права и свободы граждан, которые не могут быть ограничена в условиях режима контртеррористической операции.
Проще сказать какие права и свободы будут ограниченны в связи с ведением режима КТО:
На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;