Файл: Курсовая работа по дисциплине Кабельные и воздушные линии. Освещение на тему Устройство воздушных линий электропередач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пример оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

(ИВТС им. В.П. Грязева)

Кафедра Электроэнергетика

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине

«Кабельные и воздушные линии. Освещение»

на тему:

«Устройство воздушных линий электропередач»
Разработал ст. группы №: ___________ Бондаренко С.В.

подпись
Проверил: ___________ Карницкий В.Ю.

подпись
Работа защищена _______ _________ ____________

дата подпись оценка

Тула 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.

  1. Теоиритическая часть.

    1. Общие свединия о воздушных линиях электропередач.

    2. Подготовительные работы при строительстве ВЛ.

    3. Основные строительно-монтажные работы при сооружении ВЛ.

      1. Разбивка и рытьё котлованов.

      2. Антисептическая обработка опор.

      3. Изготовление и установка опор.

      4. Раскатка проводов.

      5. Натяжка и закрепление проводов.

    4. Особенности монтажаВЛ напряжением до 1000В.

    5. Защитное заземление.

    6. Техника безопасности.

  2. Расчётная часть.

    1. Расчёт линий 6-35 кВ.

    2. Расчёт линий 110 кВ и выше.

Заключение

Список литературы.

Введение.

Электрическая энергия универсальна: она удобна для дальних передач, легко распределяется по отдель­ным потребителям и с помощью сравнительно не­сложных устройств преобразуется в другие виды энер­гии.

Эти задачи решает энергетическая система, где осуществляются преобразование энергии топлива или падающей воды в электрическую энергию, трансфор­мация токов и напряжений, распределение и передача электрической энергии потребителям.

Часть энергетической системы, включающую трансформаторные подстанции (ТП) и линии электро­передачи (ЛЭП), называют электрической сетью. Таким образом, электрическая сеть служит для передачи электрической энергии от мест произ­водства к местам потребления и для распределения ее по группам и отдельным потребителям.

Электрические сети классифицируют по различным признакам.

В зависимости от напряжения между проводами линии различают сети напряжением до 1000 и свыше 1000 В.


По роду тока различают электрические сети пос­тоянного, однофазного и трехфазного токов.

В зависимости от конструктивных особенностей бывают воздушные и кабельные сети, а также сети внутри зданий и объектов.

Основные требования, предъявляемые к электри­ческим сетям, сводятся к экономии электротехнических материалов и снижению первоначальных электроэнергии. Для удовлетворения этих требований разработан ряд мероприятий, к которым относятся, в частности, применение повышенных на­пряжений] стальных проводов, регулирование напря­жения.

1. Теоретическая часть.
1.1. Общие сведения о воздушных линиях электропередачи
Устройство для передачи или распределения электроэнергии по проводам, проложенным на открытом воздухе по деревянным, железо­бетонным или металлическим опорам, а также стойкам или кронштей­нам, установленным на мостах, эстакадах и других инженерных соо­ружениях и закрепленных на них при помощи изоляторов и арматуры, называется воздушной линией электропередачи (ВЛ). Полоса местнос­ти, по которой проходит ВЛ, называется трассой линии.

При строительстве ВЛ по населенной местности к ним предъявля­ют повышенные требования с точки зрения механической прочности и безопасности для населения. Трассу ВЛ разбивают на пикеты (точки, равномерно распределенные вдоль оси трассы), по которым размечают места установки опор в соответствии с указаниями проекта. Для огра­ничения несимметрии токов и напряжений на ВЛ длиной более 100 км и. напряжением 110 кВ применяют транспозицию проводов, т.е. пе­риодическое изменение взаиморасположения проводов различных фаз переменного тока в пространстве.

По рабочему напряжению ВЛ делят на линии напряжением до 1000 В и выше. Последние в России строят на напряжения 3, 6, 10, 35, ПО, 150, 220, 330, 500 и 750 кВ.

В зависимости от того, по населенной или ненаселенной местности проходит ВЛ, усилие, с которым натягивают провода или тросы на опорах (тяжение), принимают равным не более половины минимальной разрушающей нагрузки (нормальное тяжение) и с трехкратным запа­сом (ослабленное тяжение). Ослабленное тяжение применяют на пере­ходах и в населенной местности. Ветер, дующий равномерно с неболь­шой скоростью длительное время, может вызвать колебания провода в вертикальной плоскости и их вибрацию, поэтому на выходе проводов из зажимов устанавливают гасители вибраций. Конструктивно ВЛ состоит из фундаментов, опор, изоляторов, линейной арматуры, про­водов, грозозащитных тросов и устройств для заземления. В качестве фундаментов для ВЛ применяют деревянные или железобетонные па­сынки и сваи, сборные и монолитные железобетонные фундаменты и очень редко металлические подножники.


Пасынки применяют для того, чтобы часть опоры, находящуюся в земле, сделать легко заменимой в случае ее загнивания (деревянные пасынки, пропитанные антисептиком) или сделать эту часть опоры неподверженной загниванию (железобетонные пасынки). Применяют также сваи-пасынки как деревянные, так и железобетонные. Сборные железобетонные фундаменты представляют собой грибовидные железо­бетонные конструкции, имеющие в верхней своей части болты для креп­ления ноги металлической или железобетонной опоры к фундаменту.

Монолитные железобетонные фундаменты делают только для опор, на­ходящихся под большими механическими нагрузками. Изготовляют их в опалубке непосредственно в котловане на месте установки опоры.

Опоры ВЛ различают по материалу, из которого они изготовлены (деревянные, железобетонные, металлические), по назначению (проме­жуточные, анкерные, концевые, угловые, ответвительные, транспозиционные и др.), по рабочему напряжению и по конструктивному испол­нению (одностоечные, А-образные, П-образные, АП-образные, узкобазные и широкобазные, одноцепные, двухцепные).

Деревянные опоры изготовляют из бревен сосны, лиственницы или ели II и III сорта длиной 9, 11 и 13 м и диаметром в верхнем отрубе не менее 16—18 см в зависимости от их назначения. Ель легко загнивает, поэтому ее применяют при условии, что опора будет иметь металличес­кие, железобетонные или деревянные (из сосны или лиственницы) па­сынки и траверсы. Лес для изготовления опор отбирают на минимум сучковатости, кривизны, косослоя, червоточины, гнили. Бревна посту­пают на монтаж очищенные от сучьев и коры с опиленными торцами, с маркировкой, указывающей на назначение бревна, сорт, диаметр верхнего отруба, и с клеймом лесозаготовителя.

В зависимости от назначения ВЛ, ее напряжения, количества про­водов и тросов, подвешиваемых на опоре, их расположения, климати­ческих и других условий применяют различные конструкции деревян­ных опор. Конструкции для каждого конкретного случая определяют­ся проектам. Простейшая конструкция деревянной опоры — одиноч­ный столб («свечка»). На ВЛ напряжением выше 1000 В, кроме «свеч­ки», применяют более сложные опоры: А-образные, треноги, П-образ­ные и АП-образные. Все они могут быть либо нормального исполне­ния, либо иметь приспособления для подвески на них грозозащитных тросов.

В настоящее время при строительстве ВЛ все больше применяют железобетонные опоры, представляющие собой металлическую сетку (арматуру), заполненную в форме (опалубке) бетонным раствором. По способу изготовления железобетонные опоры делят на вибрированные и центрифугированные. При изготовлении вибрированных опор бетон­ный раствор после заполнения им формы уплотняется вибраторами, а при изготовлении центрифугированных опор — путем вращения формы вокруг ее оси.


Опоры изготовляют как с обычной, так и с предварительно напря­женной арматурой. Конструкции опор с предварительно напряженной арматурой получаются более легкими (меньший расход металла на арматуру) при сохранении необходимой механической прочности. Де­ревянные и железобетонные опоры могут быть промежуточными, угло­выми и анкерными. Угловые опоры устанавливают в точках поворота трассы.

Стандартная линейная арматура, применяемая при монтаже ВЛ, в зависимости от назначения делится на натяжную — клиновые, бол­товые и прессуемые зажимы, которые служат для закрепления прово­дов (или тросов) на анкерных опорах к натяжным гирляндам; поддер­живающую — глухие, качающиеся, выпускающие и скользящие зажимы, служащие для крепления проводов или тросов к гирляндам про­межуточных опор; сцепную — скобых серьги, пестики, ушки, промежу­точные звенья и коромысла, служащие для сцепления элементов гирлянд изоляторов между собой и крепления гирлянд и тросов к опоре; соединительную — зажимы (монтируемые обжатием или прессованием), служащие для соединения проводов и тросов в местах, подверженных тяжению (в пролете); антивибрационную — виброгасители, служащие для защиты провода от повреждения при вибрациях; защитную — рога, кольца, служащие для защиты изоляторов от разрушения, а про­водов от пережога в случаях образования дуги короткого замыкания; контактную — зажимы (в петлях анкерных опор, плашечные ответ­вительные), служащие для соединения и ответвления проводов и тро­сов в местах, не находящихся подтяжением.

В зависимости от напряжения и назначения применяют подвес­ные или штыревые изоляторы: подвесные фарфоровые и стеклянные изоляторы типов ПМ-4,5 и П-7 (для районов с нормальными атмосфер­ными условиями) и ПР-3,5, НС-2 и НЗ-Ь (для районов с загрязненной атмосферой) для ВЛ напряжением 35 и ПО кВ, штыревые изоляторы типа ШД-35 — для ВЛ напряжением 35 кВ. При монтаже ВЛ напря­жением до 10 кВ подвесные изоляторы используют крайне редко (большие переходы через водные преграды и др.), а провода подвешивают на штыревых изоляторах типов ТС, ТФ, ШО, АИК, ШС.

Крепят изоляторы к опорам и соединяют отдельные детали опор металлическими деталями, которые называют поковками (чаще всего их изготовляют путем ковки). Поковки изготовляют в мастерских или заводах электромонтажных организаций. Изоляторы непосредствен­но на опорах крепят с помощью крюков, а на траверсах — с помощью штырей.

На ВЛ применяют голые провода: алюминиевые (марки А), стале-алюминиевые (марки АС), сталеалюминиевые усиленные (АСУ), стале-алюминиевые облегченные (АСО), стальные многопроволочные (марок ПС и ПМС), стальные однопроволочные (ПСО), специальные алюминие­вые и сталеалюминиевые с защитой от коррозии для прокладки вбли­зи морского побережья; провода с атмосферной изоляцией (марки АСВ), защитный трос марки СТ для защиты ВЛ от атмосферных перена­пряжений.


1.2. Подготовительные работы при строительстве ВЛ.
В подготовительный период строительства ВЛ обеспечивают бес­перебойное и рационально организованное выполнение работ по устройству фундаментов, установке опор и натяжке проводов. К подгото­вительным относят следующие работы: устройство подъездов к трассе ВЛ и временных полигонов для изготовления и сборки деревянных опор, рубку просеки и очистку трассы от пней и кустарника, размеще­ние заказов на изготовление деталей, комплектацию материалов, обо­рудования, механизмов, инструмента, приспособлений, комплектацию бригад, составление графиков производства работ. Работы непосредственно на трассе начинают с приемки от проект­ной организации и заказчика производственного пикетажа трассы ВЛ, т.е. с разметки расположения всех опор на местности. Затем прорубают просеку (если ВЛ или отдельные ее участки проходят по лесистой мест­ности). Ширину просеки между кронами деревьев в лесных массивах и зеленых насаждениях принимают:

1) в насаждениях высотой до 4 м — не менее расстояния между крайними проводами ВЛ плюс по 3 м в каждую сторону от крайних проводов;

2) в насаждениях высотой более 4м — не менее расстояния между крайними проводами ВЛ плюс по расстоянию, равному средней высоте деревьев основного лесного массива на каждую сторону от крайних проводов. При этом отдельные деревья или их группы, растущие по краям просеки, вырубают, если их высота больше высоты деревьев ос­новного массива Совершенно нецелесообразно сооружать ВЛ в насаж­дениях, идущих узкой полосой вдоль трассы линии;

3} на косогорах и в оврагах просеки прорубают с учетом высоты деревьев, имея в виду, что если расстояние по вертикали от верхушки дерева до проводов ВЛ более 8 м, то просеку прорубают только ши­риной, равной расстоянию между крайними проводами плюс по 2 м на каждую сторону.

В парках, заповедниках, лесах зеленых зон вокруг населенных пунктов, цепных лесных массивах, защитных полосах вдоль железных и шоссейных дорог, по берегам рек и озер ширину просеки ВЛ уста­навливают организации, в ведении которых находятся подобные на­саждения, с обязательным условием, чтобы расстояния от проводов до кроны были не менее 2 м для ВЛ напряжением до 20 кВ и 3 м — для ВЛ напряжением ПО кВ. При прохождении ВЛ по территории фруктовых садов с высотой деревьев не более 4 м вырубка просеки не обязательна. Все деревья, находящиеся внутри границ просеки, выру­бают так, чтобы высота пней после рубки деревьев была не более их диаметра. Для проезда транспорта и механизмов по середине просеки на ширине не менее 2,5 м деревья вырубают вровень с землей. Зимой при рубке леса снег вокруг каждого дерева расчищают до уровня земли. Древесину, получаемую при рубке деревьев, сортируют, разде­лывают и укладывают в штабеля вдоль просеки. Сучья складывают в кучи для вывоза или сжигания.