Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Акт об устроении.
Важное место в нем занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Устанавливался принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.


Принцип несменяемости судей – отстранить судью можно только по решению парламента, т.е. отделение судебной власти от исполнительной.


В 18 в. конституционное развитие Англии шло по 2-ум основным направлениям:

  • возвышение парламента;

  • образование правительства (кабинета министров).


Парламент состоял из 2-ух палат:

  • Палаты лордов (состояла из лиц, занимающих места по наследству, должности);

  • Палаты общин (формировалась на основе избирательного права).


В 1701 г. был установлен имущественный ценз. Заседания парламента проходили тайно.
В 18 в. сформировался кабинет министров. Парламент стремится ограничить деятельность короля в области исполнительной власти (правило непосещения королём заседаний кабинета). Складывается политическая ответственность кабинета перед парламентом ("ответственное правительство").
52 Вопрос Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.

Континентальная система права: основана на римской системе права, основной источник - закон, законы права разработаны теоретиками и учеными, не носят казуистичный характер, дедуктивный - от общего к частному, здесь идет разделение права на частное и публичное, существуют различные кодексы
Англо-саксонская система права: основана на феодальном праве периода нормандского завоевания в 11 в, используются различные обычаи, традиции народов, основным источником является судебный прецедент, правосудие вершат судьи, во многом решение вышестоящего суда является первостепенным для нижестоящих судов.

Из минусов:

  • казуистичность - невозможно предусмотреть все случаи;

  • индуктивность - от частного к общему, судья является творцом права;

  • система общего права англии дополнялась правом справедливости и статутным правом.


Связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоевания. До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено местными нормами. Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом I Завоевателем (1066г.). В этот период формируется централизованная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название "common law" (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяжные - свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии - обычное, традиционное право.

Таким образом, в развитии права континентальной Европы огромное значение сыграли следующие факторы:

  • Основой правовой системы стало римское право, характеризующееся высокой степенью разработанности, точностью и законченностью.

  • Большую роль в правотворчестве играли университеты, деятельность ученых-юристов, теоретическая разработка правовых институтов. Профессора университетов имели компетенцию толковать правовые нормы, а, кроме этого, их влияние на правовую систему сказывалось через подготовку кадров для судебных учреждений, они формулировали общие принципы, разрабатывали теоретические вопросы права и его использования.


Все это придало континентальной системе права ее системность, теоретическую проработанность, четкость и определенность. Была преодолена тенденция развития права только через собирание казуальных норм, судебной практики. Теоретические работы ученых-юристов систематизировали правовые знания, сделав судебные решения нормой права через выражение из в законах.
Наиболее законченным выражением континентальной формы буржуазного права стал Французский гражданский кодекс 1804 года. Его основными особенностями стали:

  • небольшой объем;

  • четкость и лаконичность формулировок;

  • простота языка изложения.


Он полностью перенял из Конституций Юстиниана структуру, деление на три основных раздела:

  • лица;

  • вещи;

  • обязательства.


Также, в большой мере была скопирована система договоров римского классического периода. Стендаль говорил, что он, чтобы избежать в своих произведениях слащавости и излишней красивости стиля, ежедневно читал страницы из кодекса Наполеона. Французский гражданский кодекс не только внешней структурой, но и в формулировках подобен нормам римского права. Кодекс закрепляет основные принципы римского права: равной правоспособности граждан ,абсолютный характер права частной собственности (в статье 554 говорится: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентом».
Континентальная правовая система четко разграничивает право материальное и право процессуальное. Основным источником права является закон. Широко используется кодификация отраслей материального и процессуального права. Судебный прецедент создает не общие, а лишь казуистические нормы, то есть правила для решения конкретного дела. Англосаксонское право, напротив, сформировалось без сильного влияния римского права, путем постепенного приспособления к возникающим экономическим отношениям с сохранением пережитков в правовой системе. Правовая система Англии характерна своей непоследовательностью и незавершённостью, соблюдением исторических традиций, обычаев. В Англии не была проведена коренная реорганизация правовой системы, как это происходило в странах континентальной Европы после буржуазных революций. Взяв за основу местное обычное право, а не римское право, как страны континентальной Европы, англосаксонское право вынуждено было пройти в своем развитии те этапы, которые прошло римское право. Английское "общее право" со своим формализмом, консерватизмом, ограниченностью имеет много общего с квиритским правом Рима. Основой и того и другого стало обычное право. В результате развития товарного производства в Англии стали необходимы суды лорда-канцлера, который руководствовался в своих решениях не судебными решениями предыдущих времен, не отвечающих новым экономическим отношениям, а принципом "справедливости для данного случая" с правом отступать от предписаний существующего судебного прецедента. Это аналогично преторскому суду Древнего Рима, на котором решение связывалось принципом equitas (справедливости) самого претора. Английское право так и не прошло этап в своем развитии, аналогичный этапу развития римского права Главенствующее место в англосаксонской системе занимают судебные прецеденты. Существует выражение "Английский судья раб прошлого и деспот для будущих поколений".

Правовая система не имеет четкой структуры, не систематизирована и не кодифицирована.
Основными доктринами английского буржуазного права являются:

  • Доктрина "обязательности судебного прецедента", заключающаяся в том, что решения палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать перечисленные суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип обязательности прецедента применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи не признается обязательная сила.

  • Доктрина "верховенства права", которая противопоставляется принципу "верховенства закона" и делает основой правовой базы судебный прецедент. В Английской практике сложилось положение о том, что если существует право - то его можно найти в судебных отчетах, из которых выводятся прецеденты, если же оно там не найдено - это не право.


Важные различия англосаксонского и континентального права заметны и в государственном праве. Английская правовая система вообще не восприняла деления права на частное и общественное (основанное на римском праве). В то время, как во Франции конституционные изменения следовали за каждым крупным вооруженным столкновением или переворотом: в 1793, 1794, 1799, 1844, 1830, 1848, 1852, 1970 годах, политическое развитие в Англии вообще не привело к появлению конституции, как единого писанного закона. Важные принципы государственного права до сих пор регулируются не законом, а сложившимися неписанными правилами. Так, например, именно по этой причине королева не присутствует на заседаниях кабинета министров.



53 Вопрос Образование США. «Декларация независимости» 1776 г. «Статьи конфедерации» 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации.

Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки была основана в 17 веке, позже было создано еще 12 колоний. Колонисты захватывали земли индейцев, оттесняли их вглубь материка или убивали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с родины. направления развития экономики северных и южных колоний определялись неодинаковым составом господствующих слоев населения. На Юге доминировали плантаторы-рабовладельцы, на Севере – купцы, мануфактуристы, фермеры и ремесленники. Неодинаковым было управление в колониях. Некоторые считались частными владениями, колонии с «народным управлением», королевские колонии. Почти во всех колониях действовали выборные законодательные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных слоев населения. Правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта английской продукции, проводило политику ограбления колоний, сдерживания их промышленного развития. Вследствие этих событий началась война за независимость колоний и Англии, произошло два континентальных конгресса, командующим со стороны колоний был Вашингтон, колонии объявили себя независимыми республиками – штатами.

Декларация независимости содержала идеи, на которые американцы опирались во время войны. В этом документе объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых США. Разрыв мотивировался тем, что Англия нарушает “естественные права” американцев. Народ имел право изменить или учредить новое правительство, согласно принципам справедливости, соблюдения их прав. В документе содержался перечень нарушений прав и злоупотреблений, совершенных английским правительством. Провозглашался принцип национального суверенитета, за народом признавалось право на революцию, но ничего не говорилось за рабство (исключено). Для объединения сил в войне необходим союз штатов. С этой целью созданы Статьи конфедерации. Штаты вступали в конфедерацию, именуемую США. Каждый штат сохранял свою независимость, штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их. Для ведения общих дел США учреждался Конгресс, формируемый из делегатов, избираемых в каждом штате ежегодно. Этому органу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами для военных расходов, ему поручалось рассматривать возможные конфликты между штатами, но решения принимались после одобрения не менее 9 штатами. В период между сессиями Конгресса действовал Комитет штатов. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США.


Образование федерации.

После окончания войны государственная власть в штатах оказалась в руках политических группировок, которые в конечном счете выражали интересы мануфактуристов, купцов в северных и рабовладельцев-плантаторов в южных. Бедствия прошедшей войны основной своей тяжестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долгами. В стране не прекращались волнения, нередко перераставшие в вооруженные выступления. Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфедерация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным:

  • упрочение экономических связей;

  • усиление военной мощи государств необходимой как для обороны, так и для захвата новых земель, окончательного порабощения индейцев.


Необходимо ликвидировать политическую раздробленность, утвердить правопорядок, укрепить внешнеполитические позиции страны, то есть создать сильную эффективную государственную власть.

54 Вопрос Конституция США 1787 г. «Билль о правах» 1791 г.

Конституция 1787 г действует в стране до сих пор - со внесёнными в неё 27 поправками
Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат - Сената и палаты представителей. Его важнейшей функцией было издание законов. В области финансов обе палаты обладали равными правами, но законопроекты относительно налогов должны были исходить от Палаты Представителей, Сенат имел право лишь на поправки. Законопроект принятый обеими палатами приобретал силу после подписания Президентом. Конституция закрепила республиканский строй. Во главе исполнительной власти был поставлен президент, избираемый на 4 года и наделённый широкими полномочиями. Президент являлся главой государства и главой правительства. Он был главнокомандующим, имел право помилования и отсрочки исполнения приговоров, назначал должностных лиц по согласию, созывал палаты Конгресса, издавал административные решения, управлял страной. Первым президентом был избран Д. Вашингтон. Судебную власть возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных. Таким образом, предусматривалась система «сдержек и противовесов». Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат — не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлекать президента к ответственности в порядке импичмента. В свою очередь президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения. Конституция предусматривала правила формирования государственных властей. Конституция устанавливала федеративное устройство, ответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов. Федерация наделялась правами объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане — ведение внешней политики), регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую норму мер и весов, набирать в армию и флот, содержать их и управлять ими. Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.


Билль о правах 1791г.

Введение Конституции, которая ограничивалась только изложением государственного строя и обходила молчанием провозглашенные в декларациях права человека, проходило с большим трудом. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в Конституции прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон. Он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к Конституции. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание