Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, настроенные на компромисс с королем Людовиком 16 и дворянством, не останавливались перед принятием жестоких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Была продолжена серия декретов против беспорядка и анархии, а также против подстрекательства к неповиновению законам. Еще недоверие конституционалистов к простому народу, особенно к низам общества, проявились в Декларации 22 декабря 1789 г, в к-ром предусматривалось деление французов на активных и пассивных граждан. Согласно Закону активные граждане должны были удовлетворять следующие условиям:
Часть французов не удовлетворяла этим требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.
Жирондисты.
Под давлением революционно настроенного народные жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую Конституцию Франции. В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г, упразднил королевскую власть, положив тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой Конституции. Жирондисты смогли взять в свои руки правительственную власть, которая осуществлялась ими через Исполнительный комитет Конвента. Отражая, прежде всего интересы умеренно-радикальных слоев буржуазии, а также всех тех кругов французского общества, которые устали от революции и не желали ее дальнейшего развития, жирондисты стремились сдержать нарастающего бунтарства народных масс. К зиме 1792 г, когда в Париже вновь усилилась противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба. По мере революционных событий, которые происходили помимо желания и воли жирондистского правительства ему в Конвенте все более энергично противостояла якобинская оппозиция. Под напором якобинцев, жирондисты провели ряд радикальных мер: был принят декрет Конвента о введении во Франции нового революционного летосчисления, жирондистский Конвент декретировал учреждение комитета общественной безопасности
, чрезвычайного уголовного трибунала в Париже, комитета общественного спасения.
Основная цель жирондистов сводилась к стабилизации политического положения и укреплению сложившихся в ходе революции отношений собственности. и новых экономических порядков. Остановить рост революции настроений в Париже, взять их под контроль жирондистскому праву не удалось. Его авторитет и влияние на народные массы к весне 1793 г. быстро падали. Резервы демократических преобразований были жирондистами исчерпаны. Их положение значительно ухудшилось в связи с нарастающими экономическими трудностями. Падение авторитета жирондистов способствовало то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г, не смогли дать Франции новый республиканский конституционный. документ. В результате непоследовательной и центристской политики жирондистского Конвента, тогдашние вожди все более теряли революционную инициативу, республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались роялистские мятежи, им грозило новое наступление армий феодально-монархической коалиции.
58 Вопрос«Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
Декларация прав в период конституционалистов:
Конституция определяла:
Декларация прав человека и гражданина провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов:
Конституция 1791 г. устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Провозглашалось унитарное государственное устройство.
Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались:
Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королевское вето было только отлагательным).
Компетенции Национального собрания подлежали следующие основные вопросы:
Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров.
Король:
Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение.
Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание.
Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Предусматривалось создание Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. В Конституции нашли воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления.
Закон Ле–Шапелье.
Под демагогическим предлогом защиты конституционных свобод граждан рабочим запрещались объединение в союзы и проведение стачек. Коллективные решения рабочих относительно зарплаты и условий труда объявлялись «противоречащими Конституции, противными свободе и Декларации прав человека» и потому недействительными. Закон угрожал всем «зачинщикам, вожакам, подстрекателям» принятия подобных решений штрафом. Формально Законом запрещались все корпорации, но на практике власти не препятствовали объединениям предпринимателей.
59 Вопрос Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
1793 - 1794 года - государственная власть перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революций. Участие различных слоев населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Якобинцы могли в борьбе с противниками использовать любые средства. Формально высшим государственным органом считался Национальный конвент, но реально власть осуществлялась комитетами:
Якобинская диктатура осуществлялась и с помощью Коммуны Парижа. В провинциях реальную власть осуществляли комиссары конвента, которые имели широкие полномочия, вплоть до отстранения генералов от командования армиями.
Важнейшие мероприятия якобинцев:
Причины падения:
60 Вопрос Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.
Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется:
-
быть французом; -
достичь 25 возраста; -
прожить в определенном кантоне не менее 1г; -
уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности; -
не быть слугой на жалованье.
Часть французов не удовлетворяла этим требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.
Жирондисты.
Под давлением революционно настроенного народные жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую Конституцию Франции. В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г, упразднил королевскую власть, положив тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой Конституции. Жирондисты смогли взять в свои руки правительственную власть, которая осуществлялась ими через Исполнительный комитет Конвента. Отражая, прежде всего интересы умеренно-радикальных слоев буржуазии, а также всех тех кругов французского общества, которые устали от революции и не желали ее дальнейшего развития, жирондисты стремились сдержать нарастающего бунтарства народных масс. К зиме 1792 г, когда в Париже вновь усилилась противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба. По мере революционных событий, которые происходили помимо желания и воли жирондистского правительства ему в Конвенте все более энергично противостояла якобинская оппозиция. Под напором якобинцев, жирондисты провели ряд радикальных мер: был принят декрет Конвента о введении во Франции нового революционного летосчисления, жирондистский Конвент декретировал учреждение комитета общественной безопасности
, чрезвычайного уголовного трибунала в Париже, комитета общественного спасения.
Основная цель жирондистов сводилась к стабилизации политического положения и укреплению сложившихся в ходе революции отношений собственности. и новых экономических порядков. Остановить рост революции настроений в Париже, взять их под контроль жирондистскому праву не удалось. Его авторитет и влияние на народные массы к весне 1793 г. быстро падали. Резервы демократических преобразований были жирондистами исчерпаны. Их положение значительно ухудшилось в связи с нарастающими экономическими трудностями. Падение авторитета жирондистов способствовало то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г, не смогли дать Франции новый республиканский конституционный. документ. В результате непоследовательной и центристской политики жирондистского Конвента, тогдашние вожди все более теряли революционную инициативу, республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались роялистские мятежи, им грозило новое наступление армий феодально-монархической коалиции.
58 Вопрос«Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
Декларация прав в период конституционалистов:
-
свобода; -
равенство; -
презумпция невиновности; -
размер налогов.
Конституция определяла:
-
государственные органы; -
ограничение монархии; -
законодательная власть выборная - все было направлено на свободу.
Декларация прав человека и гражданина провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов:
-
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. -
Естественные и неотъемлемые права: свобода; собственность; безопасность; сопротивление угнетению. -
Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. -
Свобода личности, свобода совести, вероисповедания, слова и печати. -
Принцип презумпции невиновности -
Идея о суверенитете служила обоснованием принципа народного представительства. Право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образовании закона, который объявлялся выражением общей воли. -
Порядок, размеры налогов, а также продолжительность их взимания. -
Право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. -
Право на собственность, неприкосновенное и священное.
Конституция 1791 г. устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Провозглашалось унитарное государственное устройство.
Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались:
-
лица, имеющие французское гражданство; -
которым исполнилось 25 лет от роду; -
проживающие в определенном месте в течение установленного законом времени; -
уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней; -
не находящиеся в услужении; -
внесенные в список национальной гвардии.
Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королевское вето было только отлагательным).
Компетенции Национального собрания подлежали следующие основные вопросы:
-
в области военных дел — издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны; -
в области финансов — ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств; -
в области административного управления — учреждение и упразднение государственных должностей; -
в области юстиции — привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства; -
в области внешних отношений — ратификация договоров с иностранными государствами.
Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров.
Король:
-
возглавлял вооруженные силы; -
назначал часть командного состава; -
утверждал назначение высших чиновников; -
осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.
Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение.
Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание.
Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Предусматривалось создание Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. В Конституции нашли воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления.
Закон Ле–Шапелье.
Под демагогическим предлогом защиты конституционных свобод граждан рабочим запрещались объединение в союзы и проведение стачек. Коллективные решения рабочих относительно зарплаты и условий труда объявлялись «противоречащими Конституции, противными свободе и Декларации прав человека» и потому недействительными. Закон угрожал всем «зачинщикам, вожакам, подстрекателям» принятия подобных решений штрафом. Формально Законом запрещались все корпорации, но на практике власти не препятствовали объединениям предпринимателей.
59 Вопрос Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
1793 - 1794 года - государственная власть перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революций. Участие различных слоев населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Якобинцы могли в борьбе с противниками использовать любые средства. Формально высшим государственным органом считался Национальный конвент, но реально власть осуществлялась комитетами:
-
Комитет общественного спасения осуществлял меры по внутренней и внешней безопасности, производил аресты; -
Комитет общественной безопасности вел борьбу с контрреволюцией, проводил аресты врагов народа и передавал их дела в революционный трибунал; -
Революционный трибунал расправлялся с врагами народа.
Якобинская диктатура осуществлялась и с помощью Коммуны Парижа. В провинциях реальную власть осуществляли комиссары конвента, которые имели широкие полномочия, вплоть до отстранения генералов от командования армиями.
Важнейшие мероприятия якобинцев:
-
Создание миллионной армии и освобождение территории страны от иностранных войск; -
Создание продотрядов, которые изымали хлеб у крестьян; -
Продажа крестьянам земли, которую конфисковали у эмигрантов и контрреволюционеров, мелкими участками с рассрочкой платежа; -
Раздел общинных земель; -
Установление предельных цен на зерно, муку, фураж, а также на товары первой необходимости; -
Введение нового летосчисления; -
Отмена католической религии. -
Приняты Декларация (отличие больший демократизм и революционность, появилось право на равенство (акт и пас не было), свобода собраний) и Конституционный акт 1793 г.
Причины падения:
-
Основные задачи революции были решены, буржуазия мирилась с якобинцами, пока была угроза реставрации абсолютизма, когда положение Франции упрочилось, отношение буржуазии меняется, они не нуждаются в якобинцах. -
Крестьяне после достижения ликвидации феодальных отношений и установления частной собственности не поддерживали якобинцев, выражали недовольство политикой твердых цен. -
Политический террор вызывал недовольство.
60 Вопрос Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.
Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется:
-
конкретными историческими именами, обусловившими эту революцию; -
острым противоречием между феодальным правом и насущными потребностями капиталистического развития; -
в отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право.