Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реформы 70-80 г:

В области социально-экономических отношений было устранено все, что ограничивало личную свободу, включая выбор местожительства и профессии, и введено формальное равенство всех граждан перед законом. В 1872 г. было закреплено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог. Отныне все фактические владельцы земли становились ее собственниками. Соответственно разрешалась свободная купля-продажа земли. В городе были упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли. Закрылись все внутренние таможни, вводились единые для всей страны единицы измерения. В 1872 г. принимается Закон о всеобщем начальном образовании. В конечном счете были аннулированы неравноправные международные договоры. Важные преобразования претерпело государство. Армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот — по английскому; была введена всеобщая воинская повинность, причем самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. Еще одна волна активизации общественных движений пришлась на 80 е годы XIX в. Одним из проявлени некоторого усиления влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование политических партий. В 1881 г. была создана либеральная партия, а год спустя — партия конституционных реформ. Их принципиальные программные установки были схожи: введение парламентского строя при сохранении монархии, независимый внешнеполитический курс и некоторые другие положения. Различия просматривались в относительно второстепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложения, степенью независимости самоуправления и пр.


Конституция 1889г.
Прусская Конституция 1850 г. и германская Конституция 1871 г. послужили образцом для Конституции Японии. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Как глава государства он наделялся верховной властью — мог объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего он наделялся правом устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавливал их оклады. Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти). Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом, созывал парламент и закрывал его,
отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату — палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Парламент должен был состоять из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать. Палата депутатов состояла из лиц, победивших на выборах. Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось японским подданным, мужчинам, не военнослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет.
Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. В остальном на них распространялось действие законов. Непосредственное государственное управление осуществлял кабинет министров, возглавляемый министром-президентом. Конституция предусматривала учреждение так называемого Тайного совета, призванного по указанию императора обсуждать важнейшие государственные дела. Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Однако установленные Конституцией ограничения фактически сводили эти права на нет (например, тайна переписки могла быть нарушена в определенных законом случаях (ст. 26), подобные ограничения сопровождали каждое провозглашенное право или свободу).
74 Вопрос Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.

Принципиальные изменения в функционировании парламентской монархии в Великобритании в последней трети XIX в. были связаны со вступлением английского капитализма в монополистическую стадию. Предшествующая стадия свободной конкуренции, в условиях которой формировались принципы и институты парламентской демократии (верховенство парламента, партийное правительство, политическая конкуренция партий), была завершена. Теперь происходила концентрация производства и капиталов в руках крупных монополий, которые поглощали мелкие и средние компании, не способные конкурировать с финансово промышленными группами. Усиливается неравномерность экономического и политического развития разных стран. Великобритания, терявшая позиции первой промышленной державы, боролась за новые рынки сырья и сбыта, что привело к локальным конфликтам, а затем и к Первой мировой войне. Внутри страны концентрация богатств в руках финансовой олигархии, с одной стороны, разорение, обнищание мелких собственников, падение уровня жизни основной массы трудящегося населения, с другой, обострили классовый антагонизм в обществе. К условиям быстро меняющейся экономической и социальной жизни парламентские институты и процедуры оказались не готовы. Растянутый во времени процесс принятия важнейших политических решений английским парламентом не позволял эффективно реагировать на новые вызовы, связанные со вступлением экономики в новую – монополистическую фазу развития, и гарантировать политическую стабильность.

Вследствие этого в развитии парламентской монархии Великобритании на рубеже XIX–XX вв. происходят заметные перемены. Они касаются деятельности парламента, правительства, политических партий, монарха. Существенно возрастает роль государства в жизни общества. Прежде государство выступало в роли "ночного сторожа", стремясь гарантировать, главным образом, безопасность и правопорядок, не вмешиваясь в экономическую и социальную сферы общества, частную жизнь граждан. Теперь число функций государства заметно расширилось, оно стало активно вмешиваться в различные сферы общественной жизни, либо прямо управлять ими, либо контролировать происходящие в них процессы. Эту политику стали проводить либеральные правительства Англии. Государственное администрирование теперь распространялось на сферы, некогда свободные от государственной опеки. Так, в 70-е гг. XIX в. было создано министерство местного самоуправления, которое осуществляло контроль за всей системой общественного призрения и руководило местными санитарными органами. В 1899 г. было учреждено министерство просвещения, призванное руководить всеми школами, получающими пособия от государства. Расширилась компетенция министерства торговли, которое стало осуществлять контроль над водоснабжением, снабжением газом, электричеством, эксплуатацией городского рельсового транспорта и т.д. Затем были созданы министерства сельского хозяйства и рыболовства, труда, пенсий, общественных работ. Телеграф и телефон перешли в руки государства. Министерство связи стало огромным предприятием, имевшим большое значение для всей экономики Англии. Оно заведовало и государственными сберегательными кассами.
Первая мировая война заставила либеральное правительство Ллойд-Джорджа, бывшего в 1916–1922 гг. премьер-министром, резко расширить вмешательство в экономику. За время войны были созданы шесть новых министерств: снабжения, продовольствия, информации, судостроения, экономической войны, авиационной промышленности. Правительство установило прямой контроль над угольной, машиностроительной, химической, военной, текстильной, судостроительной промышленностью, а также над железными дорогами и судоходством. На контролируемых правительством предприятиях трудилось свыше 5 млн рабочих. В 1917 г. был учрежден специальный департамент научных и промышленных исследований. Происходит концентрация государственной власти в руках исполнительных органов, способных быстро реагировать на новые угрозы и оперативно решать возникающие проблемы. Одновременно приходит в упадок роль представительного учреждения – парламента. Его роль сводится к юридическому оформлению решений, принятых Кабинетом министров. А ведь совсем недавно политическое всемогущество парламента было неоспоримым, а период с 1832 по 1867 г. называли "золотой эрой" английского парламентаризма. (Палата общин за эти годы отправила в отставку 10 кабинетов министров.) Английский парламент был несущей конструкцией государственного механизма. Ситуация изменилась после избирательных реформ 1867 и 1884–1885 гг., когда в политику активно ворвались мелкая и средняя буржуазия и промышленный пролетариат, который к 1901 г. составлял 78% взрослого населения. С помощью избирательного права рабочий класс мог существенно влиять на характер принимаемых парламентом решений. Чтобы исключить подобное влияние, реальные рычаги государственной власти были переданы от парламента Кабинету министров. Был пересмотрен главный принцип английского парламентаризма принцип ответственного правительства. Он потерял свое значение. Примечательно, что юридически диктат Кабинета министров над Палатой общин не был закреплен в конституционных актах. Формально Кабинет не был известен английскому праву. Само слово "кабинет" впервые появилось на страницах парламентских отчетов только в 1900 г. Юридически
Кабинет являлся сугубо неофициальным учреждением, поэтому его деятельность не облекалась в официальные формы. Заседания его проходили негласно, протоколы заседаний не велись. Это обеспечивало полную свободу рук правящему классу в основном органе английской государственности. Кабинет министров представлял собой комитет лидеров партии большинства в Палате общин, а наиболее важной фигурой стал премьер-министр. Под его непосредственным наблюдением протекала вся работа Кабинета, премьер осуществлял связь с монархом, руководил центральными органами своей партии и распоряжался ее средствами. Кабинет окончательно определял направление национальной политики, осуществлял верховный контроль над всеми органами управления в стране и главнейшую свою функцию – исполнительную власть, кроме того, руководил законодательной деятельностью парламента. Кабинет министров проводил политику в интересах правящего класса, на практике представлял собой форму сращивания монополий с государством.
В Кабинете консерваторов Артура Солсбери (1885–1902 гг.) было два видных промышленника: Смит – лидер Палаты общин, и Ричи – министр торговли и промышленности. В Кабинете либерала У. Гладстона это же министерство возглавил видный финансист Мунделла. При консерваторе А. Балъфуре (1902–1905 гг.) из 44 министров 22 состояли директорами различных компаний, причем иногда занимали посты в двух, трех и более компаниях. Премьер-министр Розбери был женат на дочери банкира лорда Ротшильда. Бонар-Лоу был сталепромышленником, главой Ассоциации металлургической промышленности Шотландии. Но особенным засильем представителей монополий отличался Кабинет либерала Ллойд-Джорджа (1916–1922 гг.). При нем управление ведомствами поручалось лицам, которые представляли интересы соответствующих монополий.


Превращение правительства в решающий инструмент государственной политики нашло отражение, с одной стороны, в расширении компетенции правительства, а с другой – в существенной концентрации власти и централизации управления в руках Кабинета министров.

  • Установление контроля Кабинета министров над Палатой общин ознаменовалось решительным вторжением в законодательную сферу, которая до этого была исключительной компетенцией парламента. Подавляющее большинство наиболее важных законопроектов зарождалось на заседаниях Кабинета. Законодательная инициатива, проявляемая рядовыми депутатами, потеряла всякое значение. Билли, не поддерживаемые Кабинетом, не имели никакого шанса быть принятыми парламентом. Рядовым депутатам разрешалось вносить законопроекты, касающиеся только второстепенных, а то и третьестепенных вопросов. Многие законопроекты могли быть внесены только Кабинетом. К ним прежде всего относились финансовые билли, а также билли по вопросам, являющимся исключительно королевской прерогативой.

  • Помимо того, что в области законодательства Кабинет фактически осуществлял права, формально принадлежащие парламенту, правительство могло издавать нормативные акты вообще без участия парламента. В Англии такие акты исполнительной власти составили так называемое делегированное законодательство, которое получило здесь наиболее широкое распространение. Отсутствие в Великобритании писаной конституции устраняло даже формальные препятствия расширению законодательных функций Кабинета. При этом он опирался на принцип делегации ему законодательных полномочий со стороны парламента. Это приводило к тому, что значение делегированного законодательства значительно возрастало в механизме правового регулирования по сравнению со статутами (законами) парламента. Когда в 1904 г. было предложено опубликовать все действующее делегированное законодательство, оно составило 13 огромных томов. Развитие делегированного законодательства вело не только к его количественному росту, по и к качественным изменениям. Делегированное законодательство стало затрагивать принципиальные вопросы, прежде находившиеся в исключительной компетенции парламента. Парламентский акт, делегирующий полномочия парламента исполнительной власти, обычно наделял ведомство правом издавать нормы в "развитие закона". Передача таких прав разрешала изменять в случае необходимости сам делегирующий закон. Широко была распространена и так называемая субделегация. Министры, которым вручались законодательные полномочия, в свою очередь наделяли ими своих чиновников. Другим следствием создания делегированного законодательства было усиление власти правительственной бюрократии. Именно она разрабатывала и проводила его в жизнь, что превращало функцию парламентского контроля за правительством в фикцию. Министр мог не отвечать на вопрос депутата, так как не существовало правила, которое бы обязывало его к этому. Почти любой вопрос мог быть отклонен спикером как недопустимый. Если же депутат получал возможность поставить вопрос, то это не означало, что он мог получить подлинные сведения, поскольку существовало множество оговорок, позволявших министру не предоставлять исчерпывающую информацию парламентариям. Какие-либо дополнительные вопросы задавать запрещалось.

  • Вне сферы парламентского контроля оказались многие важные вопросы жизнедеятельности государства и общества, перешедшие под юрисдикцию правительства. Этому способствовало то обстоятельство, что Кабинет министров мог действовать на основании полномочий, которые предоставляли ему королевская прерогатива или статуты. Так, он имел полную свободу в отношении коронных колоний и других владений Англии. Министр иностранных дел информировал парламент о текущей дипломатической деятельности лишь в тех пределах, в которых он считал возможным. Важнейшие внешнеполитические акты вырабатывались и реализовались без малейшего участия парламента. Если Кабинет считал нужным сделать заявление в палате общин по внешнеполитическим вопросам, то нередко министр иностранных дел давал недостоверную информацию. Столь же призрачным был контроль парламента и в области обороны.

  • Преобладание Кабинета над парламентом повлекло за собой появление многочисленной армии чиновников, рост бюрократизма и централизации госаппарата. Так, если в 1855 г. в центральных министерствах и ведомствах было занято около 17 тыс. человек, то в 1914 г. – уже 281 тыс. человек. Существенно возросла роль административной элиты (высшей и средней бюрократии) в подготовке и проведении законодательных актов через парламент, а главное – в претворении этих актов в жизнь. Большая власть, сконцентрированная в руках профессионального чиновничества, использовалась последним только в политических целях. Система отбора и комплектования госаппарата основывалась на строгом учете социального происхождения и политических предпочтениях английского высшего и среднего чиновничества, которое принадлежало к правящему классу. Находившаяся в руках административной элиты (чиновников) власть использовалась против нежелательных для правящего класса мероприятий правительства и парламента.



Так, в 1894 г. высшие чины адмиралтейства, угрожая отставкой, заставили уйти с поста премьер-министра Гладстона, который был противником увеличения расходов на военный флот. В 1914 г. армейские офицеры подняли мятеж в Ирландии, выступив против предоставления ей независимости. Напуганное правительство исключило Ольстер из состава ирландского государства, а затем на год отложило реализацию закона о гомруле (о самоуправлении). Установление контроля Кабинета министров над Палатой общин оказалось возможным благодаря принципу партийного правительства, которое опиралось на парламентское большинство. Партийная система Великобритании стала ядром либерально-демократического режима, которая осуществляла отбор политических лидеров посредством процедуры выборов, формулировала политический курс правительства и определяла средства для достижения поставленных в нем целей, управляла всей жизнью парламента, руководила каждым шагом депутата. Примечательно, что политические партии неизвестны английской конституции и не упоминаются в официальных актах государства, однако именно они определяют главное направление политической жизни. Уже на этапе избирательной кампании граждане голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которую он представляет. Победив на выборах, депутат подчиняется партийной дисциплине при голосовании в парламенте. В первые годы после избирательной реформы 1832 г. в партиях (либеральной и консервативной) не существовало жесткой партийной дисциплины, подчиняющей депутатов лидеру своей партии. Затем ситуация изменилась: партии стали полными хозяевами над теми, кто пожелал попасть в парламент. С 1832 по 1914 г. в парламент не было избрано ни одного независимого депутата. Депутату, осмелившемуся стать в оппозицию к руководству партии, угрожала опасность не быть выдвинутым на новых выборах в парламент. Практически это означало конец политической карьеры. Зачастую депутат не мог исполнять свои обязанности без финансовой помощи партии. Все это ставило депутатов в еще большую зависимость от руководства партии. Огромную роль в партии стал играть ее лидер, который, по словам одного автора, наделен чуть ли не божественными качествами и диктаторскими полномочиями. Премьером назначался лидер победившей партии. Англичане говорят, что лидерство в палате общин есть корона премьерства. Наличие в Палате общин организованного большинства сторонников лидера, подчиненных строгой партийной дисциплине, дает Кабинету министров возможность фактически действовать бесконтрольно. Изменения в государственном строе парламентской монархии Великобритании на рубеже XIX–XX вв. коснулись и парламента. Их смысл состоял в том, чтобы привести парламентскую процедуру в соответствие с новыми условиями функционирования: