Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Были внесены изменения в регламент деятельности парламента. Это касалось процедуры проведения парламентской дискуссии – она была ограничена. В 1881 г. была принята так называемая Резолюция о спешности, согласно которой премьер- министр получил право предлагать Палате общин признать то или иное мероприятие неотложным, спешным. Такое предложение должно было ставиться на голосование без прений.
Эта новелла была закреплена в 1882 г. как постоянное правило парламентского регламента. В 1887 г. институт прекращения (или закрытия) прений получил дальнейшее развитие. Теперь право внесения предложения о прекращении прений получили все депутаты. Это предложение должно было немедленно ставиться на голосование и считалось принятым, если за него высказалось большинство присутствующих депутатов, но не менее ста. Оно было особенно эффективно при проведении через парламент какого-либо отдельного вопроса или проекта. Но в тех случаях, когда надо было провести сложный и большой законопроект, это правило уже не давало такого эффекта. В 1887 г. лидер Палаты общин Смит предложил новое правило процедуры: если билль не будет полностью обсужден к намеченному сроку, то спикер должен будет поставить на голосование остальные части билля без обсуждения. Ценность нового правила процедуры для Кабинета министров выявилась при первом же случае его применения. Все статьи правительственного билля о введении чрезвычайного положения в Ирландии были поставлены на голосование без обсуждения. Новое правило парламентской процедуры получило название "гильотина". В 1893 г. была введена еще одна новелла – "закрытие прений по отделам". Весь законопроект разбивался на отделы, состоящие из групп статей. Палата общин устанавливала, к какому времени обсуждение каждого отдела должно быть закончено и поставлено на голосование. Как и "гильотина", правило "О закрытии прений по отделам" создавало видимость парламентского обсуждения всего билля. В 1909 г. было введено новое правило, которое стало еще строже ограждать правительственные законопроекты от предлагаемых оппозицией поправок. Спикер Палаты общин получил право из всей массы предлагаемых поправок к какой-либо статье билля выбирать одну, которая, по его мнению, наиболее ясно освещает всю данную проблему. Это правило получило название "Кенгуру". Даже лидер консервативной партии А. Бальфур назвал его "законом о военном положении". -
Беспомощность парламента и всевластие Кабинета министров были особенно наглядными при обсуждении бюджета и других финансовых законопроектов. Палата общин до 1912 г. даже не имела постоянного комитета по финансовым вопросам и должна была довольствоваться голословными заявлениями Кабинета. Все финансовые билли вносились только от имени короны, т.е. фактически Кабинетом. Палата общин не имела права ни увеличивать сумму ассигнований, ни изменять цель ее назначения, а могла только уменьшить сумму просимых ассигнований. Большая часть статей бюджета принималась без обсуждения, поскольку в состав бюджета входили так называемые постоянные расходы, не подлежащие обсуждению. Они ни в коем случае не могли быть уменьшены Палатой общин (цивильный лист, расходы на содержание судей, секретный фонд и т.д.). Эти расходы составляли примерно треть бюджета. Бюджет для крупнейшей колонии Англии – Индии вообще не вотировался парламентом.
В-пятых, происходило обуржуазивание не только центральных органов власти, но и местного самоуправления, где власть из рук аристократии перешла к буржуазии. В 1888 г. была проведена реформа местного управления, смысл которой состоял в создании системы самоуправления, независимой от центральной власти. В 1888 г. в графствах также создаются выборные представительные органы – советы графств. Им были переданы административные полномочия мировых судей, а тем оставлены только судебные. Наиболее крупные города стали самостоятельными графствами. В 1894 г. были введены приходские советы на уровне низового звена самоуправления – церковных приходов. Рассмотрение церковных дел сохранилось за церковно-приходскими советами, светские вопросы решали приходские собрания, а в крупных селениях – свыше 300 человек – приходские советы. Причем местное самоуправление было автономно, самостоятельно от центральных органов, над ним не осуществлялась административная опека высших органов власти.
Складывание гражданского общества потребовало реформы судебной системы, сложившейся в эпоху феодализма и основывающейся на разделении высших судов на суды "общего права" и "суды справедливости". В 1873 г. был принят закон о судоустройстве, который 1) упразднил все прежние высшие суды и учредил вместо них Верховный суд и 2) формально ликвидировал дуализм английского права. Верховный суд состоял из Высокого суда, Апелляционного суда и Суда по гражданским делам. Судебная реформа установила, что любой судья Верховного суда обладает всей компетенцией старых, упраздненных судов, а каждое отделение Высокого суда может применять нормы как "общего права", так и "права справедливости". Хотя формально было заявлено о слиянии двух ветвей английского прецедентного права: общего права и права справедливости, но в практической деятельности судьи Высокого суда придерживались разных правовых систем. В случае коллизии правовых норм применялось положение "суда справедливости". В 1880 г. произошла дальнейшая унификация суда страны. Вместо пяти отделений Высокого суда было оставлено только три: суд королевской скамьи; отделение канцлера; отделение по делам разводов, завещаний и адмиралтейства. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды – суды четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные только для рассмотрения гражданских дел.
75 Вопрос Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием моряков в Киле. К ней присоединились крупнейшие города Германии (Лейпциг, Мюнхен), Советы брали власть в свои руки. Революция победила в Берлине, и император Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Власть перешла в руки социал-демократов, данная партия исключала из своей программы революцию, ставила цель – продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Социал-демократы объявили о выборах в Учредительное собрание, чтобы успокоить буржуазию и землевладельцев, сохранить социальный мир. В знак доверия к социал-демократам президентом избран Макс Эберт.
Правительство:
Коалиция социал-демократической, демократической и партии центра во главе с Шейдеманом. (Оно приняло Веймарскую Конституцию).
Итоги германской революции 1918—1919 гᴦ.
Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, «права на труд и охрану труда» свидетельствовало о том новом положении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись:
-
узаконение 8-часового рабочего дня; -
право на заключение коллективных договоров с предпринимателями; -
введение пособий по безработице; -
законодательное признание женского избирательного права и др.
Веймарская конституция 1919 г.
Форма правления – буржуазно-парламентская федеративная республика во главе с президентом (изб. всеобщим голосованием, президент мог распустить рейхстаг, командовал вооруженными силами, введение ЧП, назначал правительство).Высший законодательный орган – рейхстаг (изб. раз в 4 года на основе всеобщ. изб. права)
Конституция вводила пропорциональную систему выборов (35 округов). Парламент состоял из 2 палат: рейхстаг и рейхсрат (состоял из представителей 18 земель). При разногласиях палат решение принадлежало президенту. Глава правительства – канцлер республики (формулирование основных принципов политики). Чиновники назначались пожизненно.
Конституция провозглашала:
-
свободу слова; -
печати, ассоциаций; -
предусматривала обязательное религиозное воспитание детей.
Создание рабочих советов на предприятиях и в округах (защита интересов рабочих и служащих). Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и в связи с этим обеспечивала должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение».
76 Вопрос Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
Фашизм в Германии появился сразу же после окончания Первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений. В 1920 г. А. Гитлер выступил с программой из «25 пунктов», ставшей впоследствии программой Национал-социалистической немецкой рабочей партии, пронизанной националистическими, шовинистическими идеями превосходства германской нации.
Обстоятельства, способствующие установлению фашистской диктатуры:
-
монополистическая буржуазия видела в диктатуре единственный выход из острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим Кризисом; -
мелкая буржуазия и средние слои крестьянства приняли на веру обещания гитлеровцев (повышение цен на с/х продукцию, ликвидацию крупных магазинов, ликвидация безработицы); -
ослабленность рабочего класса.
Отмена свободы личности, слова, печати, собраний. Наделение неограниченными правами полицию. Коммунисты в рейхстаге лишены мандатов и арестованы, позже партию запретили. Подожгли рейхстаг и обвинили в этом коммунистов (но на Лейпцигском процессе коммунисты были оправданы). Со временем право на господство получила лишь партия национал-социалистов. Партия имела военизированную структуру: члены безусловно подчинялись приказам «фюреров», которые назначались сверху. Особое место занимало гестапо (тайная государственная полиция). Государственная власть сосредоточивалась в руках правительства, а правительство – в руках фюрера. ликвидирована должность президента, его полномочия передавались фюреру, который пребывал на должности пожизненно). Традиционное деление государства на земли было ликвидировано. МСУ отсутствовало. Были созданы хозяйственные палаты – регулировали экономическую сферу и социальную сферу жизни – увеличился рабочий день, снизились зарплаты, вводилась всеобщая трудовая повинность.
ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ РАСОВОЙ ТЕОРИИ, ЧТО ПОСЛУЖИЛО ИХ ГЛАВНЫМ СТРЕМЛЕНИЕМ НАЧАТЬ ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ!
77 Вопрос«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Кризис привел к невиданным ранее выступлением рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни. Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт. Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила название «новый курс», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства. Запрет на вывоз золота за границу, проведена ревизия банков.