Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдельные и повторные пытки
9 Вопрос Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
Особенности возникновения государства в Афинах.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки, и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство.

Первыми собственниками рабов стали богатые семьи. Первые рабы – военнопленные. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Однако оно не было способно разрешить противоречия между:

  1. Складывающимися классами рабов и свободных;

  2. Между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой;

Географические условия, истощение локальных природных ресурсов, развитие обмена и связанное с ним увеличение межплеменных контактов, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки – все это стало поводом для создания единого государства.

Реформы Тесея.

Тезей (около XIII в. До нашей эры) - легендарный афинский царь. Одной из значимых реформ была реформа, связанная с объединением (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Он требовал единообразного и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Стали проявляться имущественные конфликты, связанные с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти.
Возникла необходимость в политической власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на:

Общественные группы по реформам Тезея:

Эвпатриды — благородных – к эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей.

Геоморы — земледельцев и демиургов — ремесленников - Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Государственный строй.

Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной. Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпатридов. Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.



Реформа Солона:

В 594 г. до н. э. первым архонтом был избран Солон, знатный человек, кото­рому доверял демос, уважая его за честность и порядочность.

Первым своим законом он отменил долговое рабство. Крестьянам возвратили землю, которую отобрали за долги. Отныне афинским гражданам не угрожало рабство за долги, все рабы-должники были выкуплены за счёт государства. Всё гражданское население в соответствии с количеством имущества было поделено на четыре разряда.
К первой принадлежали богатейшие афиняне, которых называли пятисотмерниками. Они имели право избираться на высшие государственные должнос­ти. Во время войны пятисотмерники командовали войском.

Вторую группу представляли те, кто на свои средства мог приобрести коня; во время войны они служили в коннице. Их называли всадниками.

Третья группа, самая многочисленная, называлась зевгиты. Это была основная часть афинского крестьянства. Не очень богатые, но и не бедные, они на доходы с земельного надела должны были покупать себе вооружение и служить в тяжёлой пехоте гоплитами (тяжеловооруженными пехотинцами).

Четвёртая группа — бедняки — феты, не избирались на государственные дол­жности, но принимали участие в голосовании на народных собраниях. В войске они служили в лёгкой пехоте или матросами на боевых кораблях.
При Солоне были созданы Совет четырёхсот — буле — и суд присяжных — гелиэя, рассматривающая су­дебные тяжбы между гражданами. Законы Солона закрепили частную собственность за гражданами. Они также оживили развитие ремёсел, так как родителей обязывали обучать детей ремеслу.
Буле (с греч. «совет») — государственный совет, состоящий из четырёхсот граждан, который руководил государством в период между народными собраниями в Афинах

Схема управления Афинским полисом (Аттикой) при Солоне

Ареопаг

Буле

Суд

Народное собрание: пятисотмерники, всадники, зевгиты, феты

Преобразования, осуществлённые Солоном, подорвали основы власти родо­вой знати. Они создали условия для развития хозяйства средних слоёв. Теперь крестьянам разрешалось продавать вино и масло собственного производства за границу. Вместе с тем эвпатридам запрещалось продавать за пределы государства свое зерно. Они должны были реализовывать его в Афинах по невысокой цене.


Законы Солона способствовали развитию рабовладельческих отношений в Афинах. Теперь рабами становились исключительно иностранцы.
Деление общества на разряды по реформам Солона:

  • Пятисотники (доход не менее 500 медин зерна) **медина - 52 литра зерна

  • Трехсотники (доход не менее 300 медин зерна)

  • Зевгиты (не менее 200 медин зерна)

  • Феты (менее 200 медин зерна)


С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
Реформа Клисфена.

  • распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.

  • учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).

  • разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).

  • ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.


Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
10 Вопрос Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

Государственный строй.

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе Греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. Однако к 70-м годам руководство союзом перешло к Афинам. Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за счет силы удерживавшую их в союзе. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти