Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Судебный процесс:

  1. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане.

  2. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

  3. Должностное лицо получившее жалобу проводило предварительное расследование

  4. Судебные решения принимались тайным голосованием.

  5. Решение можно обжаловать в гелиэе, решения гелиэи были безапелляционными

  6. Если обвиняемый не являлся в суд, дело могло быть рассмотрено заочно.



12 Вопрос Общественный и государственный строй Спарты.

Общественный строй.

Жители спартанского государства подразделялись на социальные группы:



  • спартиаты (только они обладали полными правами гражданина)

  • периэки

  • илоты (государственные рабы)


Характерно сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Политическими правами обладали лишь спартиаты (были обеспечены землёй с илотами). Главной обязанностью считалась военная. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других правоотношениях они были правоспособны. Над ними установлен надзор специальными должностными лицами. Илоты - побеждённые племена, превращенные в государственных рабов. Своей земли не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Но у илотов были свое хозяйство и орудия производства. (50% урожая господину в виде оброка). Несли военную службу. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй.

  1. Спарта - пример господства рабовладельческой аристократии.

  2. Верховным органом власти считалось Народное собрание (апелла), оно не играло значительной роли в политической жизни, участие в ней принимали спартиаты возраста 30+ и сохранившие свои наделы: избрание должностных лиц, решение в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода, законотворческая деятельность, вопросы войны и мира, союза с другими государствами. НЕ ПОДЛЕЖАЛИ ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ, КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАГИСТРАТОВ, СУДЕБНЫЕ ДЕЛА.

  3. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (герусии).

  4. Во главе гос-ва стояли 2 царя, выполнявшие функции военных вождей, осуществляли судебную власть. Однако реальная власть была в руках эфоров.




Эфоры (5 человек) – избирались на Народном собрании из числа всех граждан, они созывали герусию и народное собрание, руководили их деятельностью, надзирали за нравами и соблюдение дисциплины, контролировали деятельностью всех должностных лиц и царей.
Герусия (28 спартиатов + 2 царя) – члены избирались пожизненно, обсуждали вопросы предварительные для народного собрания, судебная инстанция против царей, обсуждала военные, финансовые и судебные вопросы.
13 Вопрос Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Периодизация:

  1. Царский период - 753-510 до н.э. (разложение родового строя и возникновение государства)

  2. Период республики - 509 - 27 до н.э. (высший период развития рабовладельческого общества и государства)

  3. Период Империи/монархии - 27 до н.э. - 476 н.э. (делится на период принципата и период домината)


Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима с патрициями. На смену полису как политической общине приходит государство.

Реформы Сервия Туллия.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
Он ввёл новое деление населения не по родовому признаку, а по имущественному цензу. Абсолютно все римляне делились по имущественному цензу на 5 разрядов, в основу деления положены размер земельного участка и количество скота.



  1. 1 класс – вооруженные воины и всадники;

  2. 2,3,4 класс – представляли воинов, пехотинцев;

  3. 5 класс – легковооруженные воины.




В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.
Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями. Пролетарии не включены в разряд, безземельные. Каждый класс возглавляет центурии.


Территория города была разбита на четыре округа — трибы, к которым приписывалось свободное мужское население, проживающее на территории Рима и владеющее землями. Итог сосредоточение публичной власти в руках военнообязанных горожан, победа принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.


Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. После устранения должности рекса, как главы государства Рим стал республиканским.



14 Вопрос Государственный строй Римской республики.
Основным органом управления являлся Сенат.

Сенат - совет старейшин, назначали сенаторов цензоры, выражал волю патрициата, созывал магистрат:

  • утверждал или отклонял решения, связанные с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно;

  • исполнительной властью не обладал;

  • решал международные, финансовые дела, вопросы культа;

  • объявление и ведение войны;

  • предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания;

  • ведение текущими делами по управлению Римом;

  • постепенно сделался главной правительственной властью.


Центуриатные комиции:

  • принимать или отвергать законопроект;

  • избирать кандидатуры предложенных им должностных лиц;

  • решать вопросы войны и мира;

  • судить за особо тяжкие преступления.


Трибутные комиции обладали такой же компетенцией, также избирали некоторых магистратов, решали вопросы о наложении штрафов, позже были наделены судебной и законодательной властью.
Оба собрания собирались по воле магистратов, их постановления были часто предрешены.


Куриатные собрания контролировали усыновление, утверждали завещание

Магистратура.
Высшими должностными лицами – магистрами – были консулы, преторы, народные трибуны, избиравшиеся на год Народными собраниями.


Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части; во время войны – 1 в Риме, другой – командовал войском.


Преторы занимались судебными спорами, толкователи права и его творцы; благодаря им суд становился формулярным, т.е. определяемым формулой претора, его волей и отношением к рассматриваемому иску.


Народные (плебейские) трибуны – защита плебеев от патрицианских магистратов, блюстители законности, имел право налагать запрет на действия магистратов.


Коллегия цензоров – распределение людей по центуриям с определением их имущественного ценза, назначение сенаторов, наблюдение за нравами.


Диктатор – назначался одним из консулов по соглашению с сенатом, обладал высшей гражданской, военной и судебной властью, имел законодательную власть.


Армия – народное ополчение.


Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - царь. Избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.



15 Вопрос Эволюция общественного строя и правовое положение групп населения Римской республики. Три статуса правоспособности и способы ее утраты.

Объединение шло путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Всё полноправное население Рима - римский народ, делилось на три племени, племена делились на роды (по 100 в каждом племени), курии (объединение 10-ти родов) и трибы (объединение 10-ти курий). Первоначально они проводили собрания: рассмотрение дел о спорных наследствах, судебных спорах вообще, приговор к смертной казни и т.д. Старейшины родов входили в Сенат. Главой римской общины, её гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - царь, избирался на комициях, участвовать в которых могли только патриции.