Файл: Обучающийся Анастасия Николаевна Преподаватель Разумов Николай Владимирович Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: История

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Анастасия Николаевна

Преподаватель:

Разумов Николай Владимирович

    1. Практическое занятие 3


Цель занятия: выявить умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, определять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем, оценить уровень формирования у обучающихся знаний и представлений об основных этапах и содержании истории XX и XXI в.в.

Задание 1.

Рассмотрите представленные в таблице карикатуры.

В карикатуре отображены политические события XX века. Обратите внимание на символику и персонажей, изображенных на предлагаемых карикатурах. Вам необходимо определить, какие политические событие отображают представленные карикатуры.

Выполните задание:

1.               Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры определенному политическому событию.

2.         Ниже представлены политические события, Вам необходимо сделать краткий анализ одного события, в соответствии с первой буквой Вашей фамилии, указанной в скобках после наименования события.

  • Освоение космоса (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё)

  • Карибский кризис (Ж, З, И, К, Л)

  • Глобализация (М, Н, О, П, Р)

  • Холодная война (С, Т, У, Ф, Х)

  • Перестройка (Ц, Ч, Ш,Щ)

  • Корейская война (Ы, Э, Ю, Я)

Ответ:

Б) Карибский кризис

Г) Холодная война

Е) Корейская война


Д) Перестройка

А) Освоение космоса 

В) Глобализация

К – Карибский кризис – 1962-1964гг. В 1959г к власти на Кубе пришел Ф.Кастро, США неблагосклонно относились к новой власти, в связи с этим, ввели экономическую блокаду для Кубы. На фоне данных событий началось сближение СССР и Кубы, СССР был основным покупателем кубинского сахара, а также поставлял на Кубу оружие, нефтепродукты. Карибский кризис – напряженное, политическое противостояние двух стран. Руководство СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. Такое решение было принято после того, как США в 1961г разместили свои ядерные ракеты в Турции, которые могли достигнуть территории СССР, таким образом СССР хотел уровнять свое положение. Мир был на грани ядерной войны. После того, как США окончательно убедилось, в наличии на Кубе советских ракет, 22 октября США привели в полную боеготовность свои силы и подготовили к запуску ракеты. СССР в ответ, привел в вооруженные силы в боеготовность. Правители двух держав понимали, что такая война ни к чему хорошему не приведет, и сумели все-таки договориться. США убирают свои ракеты с территории Турции и не нападают на Кубу, в ответ СССР убирает ракеты с острова.

 

Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Эпоху правления Брежнева (1964 – 1982 гг.) можно назвать временем «застоя» как в советской экономике, так и во внешней политике».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1.     Отсутствие безработицы (рабочие места всегда были, советский человек был уверен в завтрашнем дне)

2.      Улучшение социальной сферы (зарплата была стабильной, имело место повышения заработной платы, была введена диспансеризация для граждан, увеличивалась продолжительность жизни, строилось многого жилья для улкчшения жилищных условий)


Аргументы в опровержение:

1.     Аграрная реформа (остановилась в развитии, многие колхозы стали приносить убытки)

2.      Дефицит товаров потребления, это также способствовало развитию спекулянтства, воровства на заводах, развитию подпольных рынков.

 

Задание 4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из выступления на съезде

«Товарищи!  Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы, как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы.

Для этого необходимо:

Во-первых, по-большевистски осудить и искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с  ринципами  партийного  руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме. Восстановить и последовательно проводить  во всей нашей идеологической работе важнейшие  положения учения марксизма-ленинизма о  народе, как творце истории,  создателе  всех материальных и духовных богатств  человечества,  о решающей роли марксистской  партии в  революционной борьбе за преобразование общества, за победу коммунизма. В связи  с этим нам предстоит провести большую работу  над тем, чтобы с позиций  марксизма-ленинизма  критически рассмотреть  и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные  с культом личности, в области исторической, философской,  экономической  и других наук, а также в  области литературы и искусства. В частности,  необходимо в ближайшее время  провести работу  по  созданию  полноценного, составленного  с научной  объективностью марксистского  учебника  по  истории  нашей  партии,  учебников  по  истории советского  общества,   книг   по  истории  гражданской   войны   и  Великой Отечественной войны.

Во-вторых, последовательно   и  настойчиво  продолжать  проводимую   в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во  всех   партийных   организациях,   сверху  донизу,  ленинских  принципов партийного  руководства  и прежде всего  высшего принципа  -  коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни,  закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики.


В-третьих, полностью  восстановить   ленинские  принципы   советского социалистического демократизма,  выраженные  в Конституции Советского Союза, вести борьбу  против  произвола лиц, злоупотребляющих властью. Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности, которые накопились за длительный период  в  результате  отрицательных  последствий культа личности.»

В каком году происходил съезд, отрывок из выступления на котором приводится?

25 февраля 1956г

Какое название (пропущенное в тексте) получил период в отечественной истории, к которому относится проведение съезда?

«Хрущевская оттепель»

Кто был руководителем СССР в этот период?

Хрущев Никита Сергеевич

Выскажите своё мнение относительно этого выступления.

Несмотря на то, что после выступления Н.С. Хрущева на ХХ съезде ЦК КПСС общество разделилось на два лагеря: те, кто думал, что все сказанное ошибка, и те, кто начал задумываться, почему это не произошло ранее и не говорили об этом, начались массовая деятельность общества, убирались памятники, переименовывались улицы и пр. Главной целью Хрущева было укрепление своих позиций в качестве лидера государства, поднятие собственного авторитета (ведь часто политики, придя к власти критикуют своих предшественников для укрепления собственных позиций; по информации из разных источников, путь Хрущева на пост был тяжелый, сопряженный с наличием соперников). Доклад вызвал резонанс в обществе, начался период «оттепель», что ознаменовало перемены в стране, после сталинского режима.

Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Задание 5. Перед Вами историческая задача. Она состоит из исторического условия и нескольких заданий к нему: историческое условие: «Многие города Древней Руси возникали на берегах рек», задание: «Приведите три объяснения преимущества такого расположения».

Ответ: 1. Расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;
2. расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма;
3. город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.


Придумайте свою историческую задачу, посвящённую изучаемому нами периоду.

 Ответ:

Условие: НТР (научно-техническая революция) произошедший в середине ХХ века переворот в исследовании окружающего мира. Наука срастается с техникой в единую систему. Задание: назовите четыре основные черты НТР, приведите примеры из разных отраслей, которых коснулась НТР.

Ответ на задачу: универсальность, всеохватность на все отрасли и сферы; военно-техническая революция (совершенствование всех видов оружия); чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (от открытия до внедрения); рост наукоемкости производства, повышение требований к уровню квалификации кадров. Примеры: в 1954 в г. Обнинск, СССР была запущена первая АЭС в мире; 04 октября 1957г запуск первого советского спутника; усовершенствование медицины- появление мощных микроскопов, лазера, ультразвука, что позволило ставить точные диагнозы, проводить сложные и уникальные операции на теле человека; в 1953г. Ученые из США открыли и расшифровали молекулу ДНК; в 1946г был введен в действие советский атомный реактор.

Задание 6. Представьте, что Вы начальник отдела документационного обеспечения. Ваш отдел организует мероприятие по обмену опытом с партнерами из других регионов России. Разработайте программу посещения исторических мест региона, где Вы проживаете. Составьте и оформите служебное письмо для коллег с презентацией этой программы.

 Ответ:

«Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас 15, 16 и 17 ноября, на нашем мероприятии по обмену опытом. Но прежде, чем мы окунемся в рабочую атмосферу, хотим предложить вам культурную программу, с посещением исторических мест - визитных карточек нашего города:

  1. Красная площадь и Собор Василия Блаженного. Сердце столицы, в ней переплелось прошлое и настоящее Москвы. Прогулка по брусчатке этой площади – обязательный пункт программы посещения Москвы. Здесь проходят праздники и концерты, народные гуляния, проводятся торжественные военные парады, а зимой открывается каток. Ее главное украшение – собор Василия Блаженного.

  2. Исторический музей. В его собрании представлены все периоды истории страны и населяющих ее территорию народов: украшения, языческие скульптуры, рукописные книги, оружие и одежда разных эпох, личные вещи императоров.

  3. Московский Кремль. Московский Кремль хранит множество сокровищ. Почти каждая его башня имеет свою историю – как участница сражений, как тюрьма или как объект двойного назначения. Среди старинных зданий, поражающих воображение своим архитектурным совершенством – Грановитая палата и Теремной дворец. За стенами Кремля есть и подлинные диковинки – огромный колокол и пушка. Теремной дворец. За стенами Кремля есть и подлинные диковинки – огромный колокол и пушка.

  4. Государственная Третьяковская галерея. Является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

  5. ВДНХ - Самый крупный развлекательно-познавательный комплекс в России, находится на северо-востоке Москвы. Ежедневно он привлекает несколько тысяч москвичей и гостей города. Выставку представляют построенные еще в довоенную советскую эпоху павильоны и фонтаны, расположенные вдоль широких асфальтированных аллей. Есть и более современные сооружения, посвященные космосу, энергетике и кибернетике. 49 зданий признаны архитектурными шедеврами и памятниками культурного наследия. Экспозиции представляют интерес для людей всех возрастов - здесь расслабляющая атмосфера и свежий воздух.