Файл: Основные идеи Теории конфликта Г. Зиммеля и Л. А. Козера и их современная разработка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, выявлении противоречивых интересов, создании механизма поддержания баланса в обществе, формировании групп интересов, ассоциаций и коалиций; спусковом механизме для направления агрессии и других деструктивных форм социальных взаимодействий, создании условий для консенсуса и стабильности и др.;

? интенсивность социальных конфликтов влияет на структуру группы, но и структура социальной группы оказывает влияние на интенсивность протекания конфликта. Во вторичных группах конфликтные ситуации поддерживают внутренние механизмы гармоничного функционирования, в первичных группах конфликты представляют собой угрозу для существования группы;

? основными причинами конфликта, согласно концепции Л.- А. Козера, являются: дефицитность ресурсов, количество каналов для того, чтобы излить свое недовольство; изменение статуса малоимущих групп на привилегированные в условиях минимальной мобильности, относительное (не абсолютное) обнищание групп, внутренняя личная принужденность и малое количество внешних принуждений;

? Льюис Альфред Козер разрабатывает понятие острота конфликта, которое взаимосвязано с эмоциями сторон конфликта или конфликтной ситуации; ценностями, на которые стороны опираются, и уровнем реализма участников конфликта или конфликтной ситуации.

2.2 Метод опроса (Анкетирование)


«В самом общем виде опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом (человеком, отвечающим на вопросы и выступающим источником информации) и исследователем (человеком, собирающим информацию…». Это один из самых распространенных методов изучения конфликтов. Суть данного метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. п.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса широко используются два основных типа: опрос «лицом к лицу», т. е. интервью, очный опрос, проводимый в форме вопросов-ответов с респондентом (опрашиваемым); заочный опрос – анкетирование. Основные виды опроса – стандартизированное и нестандартизированное интервью.

Стандартизированное предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. Исследователь, не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием вопросов и их последовательности в довольно широких пределах.

Достоинство метода: опрос относительно дёшев и не требует больших затрат времени.

Экспериментальное исследование

    Первый этап - социологический - заключался в опросе 25 молодых людей (в возрасте от 18 до 21 года, юноши и девушки) по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение информации для описания феномена конфликта (экспериментальная группа).

Человеку предлагалось ответить на ряд вопросов (несколько вариантов):

1) Какие чувства вызывает конфликт? Испытуемым предлагалось выбрать из списка и распределить все слова на отрезке прямой линии формата А4), разделив все слова-синонимы «конфликт», начиная от самого близкого к самому отдаленному (слева) и справа - антонимы (противоположные по смыслу слова)Ваше  отношение к конфликтам в ближайшем окружении

     1. Есть ли в вашей  группе люди, которые постоянно (часто) оказываются участниками конфликтов? Кто это?

     Мальчик.

     Девочка.

     Зачинщик.

     Жертва.

     Коренной  житель (русский).

     Мигрант, приезжий (иностранец).

     2. Какие конфликты  наиболее характерны  для вашей группы (класса)?


     Во  время занятий.

     Во  время перемены. После занятий.

     3. Есть ли среди  ваших знакомых  ребята, совершенно  неспособные защищаться в конфликтных ситуациях?

     4. Кого можно назвать  в вашей группе  положительным, уважаемым  всеми человеком?

     Мальчик.

     Девочка.

     Зачинщик.

     Жертва.

     Коренной  житель (русский).

     Мигрант, приезжий (иностранец).

     5. Из-за чего ссорятся в вашей группе?

     Мальчики.

     Девочки.

     Мальчики  с девочками.

     6. Какие конфликты  особенно болезненны, неприятны, вызывают  опасения?

     7. Какова в целом  атмосфера в группе?

     Дружелюбная.

     Агрессивная.

     Равнодушная.

     8. Есть ли в группе  люди, которые вам  очень не нравятся?

     9. Есть ли в группе  люди, которым вы  очень не нравитесь?

     10. Есть ли в группе  люди, чье поведение  хотелось бы изменить?

     11. Что бы вы хотели  изменить в своем  поведении? Что  для этого нужно?

     2) Ваше отношение к конфликтам  в ближайшем окружении.

     Суть  беседы: ряд вопросов, на которые  необходимо дать ответы

    В ходе бесед и опроса было выявлено, что у 3% от общего количества людей установлено, что они имеют низкую степень умения выслушивать собеседника (т.е. повышенная конфликтность). У 17% испытуемых степень умения выслушивать собеседника - чуть выше средней, т.е. эти люди склонны прислушиваться к партнеру; у 80% испытуемых очень высокая степень умения слушать. Такие люди прислушиваются к собеседнику и пытаются найти с ними общий язык.


2.3 Выводы по второй главе



Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жизни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Мы не должны чувствовать себя виноватыми или несостоятельными неудачниками, если мы переживаем конфликты. Это может показаться довольно очевидным, однако многие проблемы в жизни людей и их переживания возникают из-за непонимания или непринятия этой точки зрения.

При обсуждении понимания конфликтов в социальных науках отмечалось, что современная точка зрения исходит из представления о позитивных функциях конфликта.


Конфликт — источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.

Конфликт — сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями». Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью.

Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике.

Заключение


Таким образом, при исследовании и диагностике конфликта в социальной психологии используется совокупность методов исследования – от лабораторного эксперимента до полевых исследований. Основными методами исследования и диагностики конфликтов являются эксперимент, в том числе опросы и др.

Конфликт в социальной психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций или взглядов людей, а также как ситуация, в которой представлена несовместимость позиций сторон; борьба за ценности или претензии на определённый статус; способ взаимодействия индивидов или групп людей, в рамках которого действия одной стороны и противодействия другой препятствую реализации целей сторон. Каждому конфликту присуще как объективное содержание
, которое определяется событиями происходящими в действительности и реальными фактами, так и субъективное значение, зависящее от характера и степени осознания конфликта его участниками.

При исследовании конфликтов необходимо выявить всю структуру и все элементы всех систем и подсистем, из которых состоит этот сложный феномен, связи между ними, а также внешние по отношению к данному конфликту явления. Для исследования и диагностики конфликта необходимо знание всех основных параметров конфликтного взаимодействия: состава участников, объекта разногласий, характера противоречий и т. п. Важной проблемой также является взаимосвязь теории, эксперимента и практики. При исследовании конфликта невозможно также обойтись без системного анализа, который способен выявить всю совокупность элементов, из которых состоит конфликт. Большую роль при исследовании и диагностике конфликтов играют все уровни исследования: эмпирический, теоретический и методологический. При исследовании конфликта используются все методы исследования социальной психологии: системный подход, наблюдение, эксперимент, опрос, ситуационный анализ, социометрию и т. д.

Конечной целью исследования и диагностики конфликтов является получение новых достоверных данных о конфликтном взаимодействии и выработка на их основе практических рекомендаций, которые были бы способны реально улучшить конструктивное регулирование конфликтов.



Список литературы




1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций.— М: Феникс, 1992.

2. Аллахвердова О.В. и др. Конфликтология.— СПб.: Лань, 1999.

3.Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: МГУ, 1996.

4. Белкин А. С, Жаворонков В.Д, Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии.— Екатеринбург: Глаголь, 1995.

5. Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект — Иваново: ИГУ, 1995.

6. Глухова А.В. Типология политических конфликтов.— Воронеж, 1997.

7. Громова О.Н. Конфликтология.— М.: Экмос, 2000.

8. Давыдов СИ. Региональные конфликты.— М.: Знание, 1990.

9. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 1994, №5.

10. ДмитриевА.В. Конфликтология.— М.: Гардарики, 2000.

11. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев СВ. Введение в общую теорию конфликтов.— М.: 1993.

12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.— М.: Аспект Пресс, 1996.