Файл: 1.Культура речи и деловое общение как особая дисциплина, предмет и задачи изучения. Основные аспекты. Культура речи и деловое общение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.«Культура речи и деловое общение» как особая дисциплина, предмет и задачи изучения. Основные аспекты.
«Культура речи и деловое общение» как учебная дисциплина представляет собой симбиоз сведений лингвистического (языкового) и речеведческого характера из разных наук о языке, речи и речевом общении (иначе речевой коммуникации).
Прежде всего изучение курса невозможно без знания базовых сведений и владения основными понятиями лингвистики (от лат. lingua – язык) – науки о языке (языкознания), которые встретятся на протяжении освоения всей дисциплины и которые получены слушателями в школьном курсе русского языка. Таким образом, знание важнейших языковедческих понятий и достаточно свободное владение ими в процессе изучения новой дисциплины есть необходимые условия для успешного усвоения её сведений и такого же успешного овладения разнообразными речеведческими умениями и навыками. Это составляет одну из специфик учебного предмета.
Второй составляющей учебного курса является речевая культура человека. Вопросы, связанные с этой стороной речевого общения, изучает специальная дисциплина, которая называется «Культура речи», или «Ортология» – учение о правильности речи (от греч. orthos правильный + logos учение). В этом разделе внимание будет обращено на нормативное и целесообразное употребление разнообразных средств языка на основе постижения знаний о нормативной и коммуникативной системе норм литературного языка.
Третьей особенностью учебного предмета предлагает для усвоения разнообразные сведения из лингвистической науки под названием «Стилистика», знание которых позволит обучающимся умело выбирать из системы языковых средств те, что соответствуют данной ситуации общения, поставленным целям речевого взаимодействия с собеседником/собеседниками, характеру аудитории (возраст, пол, уровень образования и т.п.) и др.
И, наконец, четвертой особенностью учебной дисциплины являются сведения, усвоение и овладение которых необходимо для успешной (эффективной) деловой коммуникации. Данная часть курса, таким образом, направлена на формирование риторических умений и навыков, являющихся непременной основой любого публичного общения, в том числе и делового.
Из всего сказанного следует вывод о генетической, по своей сути, связи дисциплины «Культура речи и деловое общение» с четырьмя науками о языке и его употреблении языкознанием (лингвистикой), культурой речи, стилистикой и риторикой.
Предметом изучения «Культура речи» – первого раздела нашей учебной дисциплины – в широком смысле является культура речевого общения (речевой коммуникации) во всем многообразии этого понятия. К узкому пониманию того, чем занимается дисциплина, нужно отнести конкретизацию широкого её предмета. Иначе говоря, «Культура речи» имеет несколько предметов изучения, которые логично выделяются в соответствии со структурой данного курса. Ими являются:
– литературно-языковые нормы;
– коммуникативные качества речи (коммуникативные нормы);
– стилистическая организация речевого общения;
Или, определяя по-другому, конкретными предметами рассмотрения нашей дисциплины являются нормативный, коммуникативный, стилистический, этический, эстетический, лингвоэкологический аспекты речевого общения.
В соответствии с широким предметом учебный курс призван ответить на вопрос, что такое культура речевого общения? В переложении на конкретные (частные) предметы изучения дисциплина дает ответы на ряд следующих вопросов:
– что такое литературно-языковые нормы и каково их значение в речевом общении?
– какова система норм литературного языка и на каком основании они выделяются?
– что понимается под речевыми ошибками и в чем заключаются причины их появления в речи?
– что такое коммуникативные качества речи, или коммуникативные нормы, и каковы особенности каждого их типа?
– какой смысл вкладывается в понятие «стилистическая организация речевого общения»?
Помимо отмеченных вопросов «Культура речи» отвечает и на ряд других, носящих более частный характер, например:
– что такое этико-речевые нормы и каково их место в речевом взаимодействии общающихся?
– какие нормы речевой коммуникации относятся к эстетико-речевым и каково их назначение?
– что понимается под лингвоэкологическими нормами и ошибками, каковы типы загрязнителей речи?
Ряд таких частных проблем, которые рассматриваются в учебном предмете под прагматическим углом зрения, может быть продолжен перечислением и других, но, кажется, названных вполне достаточно, чтобы понять основную проблематику и специфику этой дисциплины.
Таким образом, всеобъемлющей (в идеале) задачей дисциплины «Культура речи» является формирование компетентной языковой личности, незатрудненно ведущей речевое общение в той или иной профессиональной сфере. Конкретными же задачами учебного курса можно назвать:
– повышение общего уровня речевой культуры обучающихся, которое возможно на основе формирования:
– устойчивой системы определенных языковых знаний;
– коммуникативной культуры, под которой понимаются речевые способности человека, характеризующего его как лингвистически, ортологически, стилистически и коммуникативно компетентного собеседника;
– этико-речевой культуры, т.е. умения выбирать такие языковые средства и такую тональность общения, которые не оскорбляют собеседника/собеседников и не унижают его/их человеческих достоинств;
– эстетической речевой культуры – такого качества языковой личности, которое характеризуется благозвучием в самом широком смысле этого понятия;
– лингвоэкологической культуры – такого качества языковой личности, которое характеризует незагрязненное речевое общение и бережное отношение к языку как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
– приобретение умений оценивать речевое поведение – своё и собеседников, соотносить собственные речевые поступки с конкретной ситуацией общения;
– обогащение и расширение общего культурного уровня обучающихся.
.
2.Культура речевого поведения на государственной службе. Речевой этикет в служебном общении
Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно --распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть. Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим.
Служебный этикет основывается на тех же нравственных нормах, что и светский. Известный исследователь И.Браим, отмечая взаимосвязь делового и светского этикетов, выделяет следующие общие для них нравственные нормы: • вежливость, которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость – значит, желать добра человеку. Суть вежливости – доброжелательность, корректность или умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации; • тактичность – чувство меры, превысив которое можно обидеть человека или не дать ему «сохранить лицо» в затруднительной ситуации; • скромность – сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе; • благородство – способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды; • точность – соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.
3. Язык и речь. Основные функции языка.
Язык и речь образуют единый феномен чел. языка. Язык — это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык находит свое проявление в речи. Речь - использование имеющихся язык. средств и правил в самом язык. общении людей; функционирование языка.
Понятия "язык" и "речь" соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Язык тесно связан со всей чел. деятельностью и выполняет разнообр. функции.
Функции языка -Понятия "язык" и "речь" соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Язык тесно связан со всей чел. деятельностью и выполняет разнообр. функции.
Функции языка — это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без кот. язык не может существовать. Главн. функции:
• коммуникативная: язык – важн. средство чел. общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга;
• когнитивная: язык – важн. средство получения новых знаний о действительности. Когн. функция связывает язык с мысл. деятельностью человека.
Иные функции:
• фатическая (контактоустанавливающая) - функция создания и поддержания контакта между собеседниками;
• эмотивная (эмоц. - экспрессивная) - выражение субъективно-психолог. отношения автора речи к ее содержанию (интонация, восклицание, междометия);
• апеллятивная - функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелит. наклонения, побуд. предложения);
• аккумулятивная - функция хранения и передачи знаний о действительности, культуре, истории народа;
• эстетическая и др. это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без кот. язык не может существовать. Главн. функции:
4. Язык как знаковая система. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Вербальное общение - устное, словесное общение, участники которого обмениваются высказываниями относительно предмета общения.
Вербальная коммуникация использует как знаковую систему человеческой речи, так и естественную звуковую язык, то есть систему фонетических знаков.
С помощью языка осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Невербальное общение, широко известное как "язык жестов", включает в себя такие формы самовыражения, которые опираются не на слова и другие речевые символы, а проявляются с помощью поз, мимики, жестов и т.п. В процессе такого общения происходит обмен информацией, формирование собственного образа, мысли партнера, оказания влияния на него без использования языковых средств. Невербальное общение — это такая форма общения, которая не опирается на слова и другие речевые символы.
Невербальное общение - обмен информацией между людьми с помощью неязыковых коммуникативных элементов (жестов, мимики, выражения глаз, осанки и др.), Которые вместе со средствами языка обеспечивают создание, передачу и восприятие сообщений.
Формами невербального общения является мимика, осанка, жесты, условные сигналы.
5. Законы речевого общения.
Закон зеркального развития общения Собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматически, практически без контроля сознания
Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий.