Файл: Кафедра менеджмента и торгового дела курсоваяработа по дисциплине на тему.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
___________________________________________________________________
Кафедра менеджмента и торгового дела
_______________________________________на_тему_______________________________________________'>К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине _____________________________________
на тему_______________________________________________
Работу выполнил(а)
студент(ка) __ курса ______________
факультета_______________________
группы _________________________
_________________________________
(Ф.И.О. студента)
Научный руководитель:
_____________________________________
(уч. степень, уч. звание, Ф.И.О.)
Сдана на кафедру______________
Допущена к защите_____________
Защищена с оценкой____________
Содержание
Стр.
Введение 3 1. Теоретические основы управления государственной собственностью 6
собственности 6 1.3. Цели и субъекты управления государственной собственностью 9 2. Организационно-правовые формы государственной собственности 14 2.1. Управление государственными унитарными предприятиями 14 2.2. Управление государственными корпорациями (акционерными 19 обществами) 2.3. Управление бюджетными учреждениями |
Заключение |
Список использованных источников |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящей работе рассмотрена проблема эффективности управления государственной собственностью, изучение которой обусловлено следующим.
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Вместе с тем, поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданию, а в законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы. Сказанное предопределяет необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, а также поиск эффективных и актуальных путей решения.
Актуальность тематики работы предопределяет ее цель – на основе комплексного исследования современного состояния системы управления государственной собственностью и проблем, связанных с ней, рассмотреть понятие и особенности управления государственным имуществом, а также предложить пути его совершенствования и повышения эффективности
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся материалы и информацию (законодательные акты, судебную практику, научную литературу), определить степень и уровень научной разработанности теоретических проблем, соответствующих теме работы; – рассмотреть понятие собственности, ее формы;
– раскрыть понятие государственной собственности, как формы собственности;
– изучить и проанализировать роль государственной собственности в современной экономике;
– изучить нормативно-правовую базу управления государственной собственностью; – раскрыть понятие, содержание и особенности управления государственной собственностью;
– рассмотреть существующие способы управления государственной собственностью, их преимущества и недостатки;
– изучить роль государства и государственных органов в управлении государственной собственностью, рассмотреть их полномочия и функции;
– рассмотреть практику управления государственной собственностью;
– изучить и проанализировать проблемные вопросы, возникающие в процессе управления государственной собственностью;
– рассмотреть пути повышения эффективности и совершенствования управления государственной собственностью, а также разработать собственные рекомендации.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с управление государственной собственностью.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере управления государственной собственностью, практика деятельности государственных органов по вопросам управления государственной собственностью, а также учебная и научная литература, в которой рассматриваются проблемы, связанные с темой исследования.
Методологическую основу изучения составляют метод общенаучного диалектического познания, комплексного и системного анализа, синтеза, а также метод сравнительного правоведения. Теоретическую основу работы составили учебные пособия, монографии, а также различные научные статьи. Значимый вклад в изучение вопросов, посвященных управлению государственной собственностью, а также повышению эффективности управления, был внесен такими российскими учеными, как Г.Н. Андреева, А.А. Ануфриева, А.А. Батяев, А.С. Большаков, С.Н. Братусь, А.В. Гарматин, В.П. Мозолин, А.П. Суханов, Е.А. Суханов и другие.
Нормативную и эмпирическую основу работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, различных федеральных законов (например, «О недрах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по различным вопросам, иные нормативные и ведомственные правовые акты, а также информация из официальных сайтов государственных органов.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности системы управления государственной собственностью, ее актуального состояния, выявления факторов и проблем, влияющих на эффективность управления государственной собственностью, что позволит выявить законодательные пробелы и неточности, а также предложить способы их совершенствования.
Работа состоит из введения, двух глав основного текста, в совокупности содержащих пять параграфов, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы государственной собственности.
1.1 Понятие и виды государственной собственности
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями
во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями
и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики
в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
1.2 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной
собственности1
Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
- Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:
Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации,
а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшийся из государственного бюджета СССР.
Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно- трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации2
Объекты оборонного производства:
Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:
Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Предприятия топливно-энергетического комплекса.
Предприятия и объекты электроэнергетики.
Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.