Файл: Базисные категории методики. Дидактические и методические принципы и содержание обучения иностранному языку в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым.

Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель,кроме тех случаев, когда проверяется диалогическое умение учащихся, особенно умение начинать и поддерживать беседу.

При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся.

Для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используется индивидуальные виды контроля, например, а) ответы на коммуникативные вопросы по опорам (ситуация,изученная тема,рисунок и т.п.) по тексту, в том числе и упражнения текстового характера для проверки степени сформированности речевых навыков в говорении и аудировании, б) монологическое высказывание по тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений,но необходимо сочетать индивидуальные формы с фронтальными формами проверки, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.

Целями контроля говорения могут служить и письменные работы речевого характера. Следует, однако, иметь ввиду, что письменные формы проверки для учащихся являются более трудными, чем устные, потому что предполагают наличие у учащихся графических и орфографических навыков письма.Кроме того, эти формы не позволяют фиксировать такие важные качества устной речи,как степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи (речевые автоматизмы).

Все эти формы контроля носят одноязычный характер.

Виды и формы контроля аудирования делятся по участию родного языка на одноязычные и двуязычные, по форме – на устные и письменные, по функции – на констатирующие, обучающие, стимулирующие; с использованием ТСО и без применения их.

Выбор формы контроля с точки зрения использования родного языка зависит от цели контроля (проверки точности и глубины ,полноты понимания или приблизительного понимания основного содержания), а также от объема и информативной насыщенности аудируемого текста.

Если речь идет о точном понимании большого по объему текста большой информативной насыщенности, языковой материал которого сложен для последующего активного употребления, а изложение своими словами оказывается для учащихся данного класса слишком трудным заданием, целесообразно проводить проверку с помощью родного языка. Во всех других случаях контроль носит одноязычный характер.


Одноязычными формами контроля являются ответы учащихся на вопросы учителя по прослушанному тексту, обращенные к классу (фронтальная форма проверки) или к отдельным ученикам (индивидуальная форма проверки), а также пересказ близко к тексту или своими словами. Возможно использование также текстовых заданий,помогающих выявить степень владения рецептивными навыками.

Проверка понимания речи (диалогической и монологической ) в механической записи возможна только с использованием аудитивных технических средств в единстве с визуальными средствами, либо без них (контекстная речь).

Возможна фронтальная письменная форма проверки понимания (на родном языке), которая более всего отвечает задачам периодического или заключительного вида контроля.

Формы контроля чтения и письма:а) одноязычные – у стная речь (монологическая и диалогическая) и чтение вслух, а также иногда наглядность; б)двуязычные- перевод.

Использование устной речи независимо от ее вида как средства контроля предполагает активное владение материалом настолько и в таком объеме, чтобы достаточно полно и правильно передать содержание прочитанного текста. Этот вид контроля может быть фронтальным и индивидуальным, в зависимости от цели и условий контроля. Выразительное чтение вслух также может быть устной формой контроля.

В практике используются также письменные формы фронтальной проверки чтения,чаще всего на родном языке. Этот способ, с одной стороны,имеет ряд достоинств, но с другой – письменный перевод занимает больше времени, чем устная – одноязычная проверка. Наиболее рациональным следует считать тот способ, который учитывает основную и побочную (обучающую) цель, степень адекватности, условия, в которых эта проверка проводится, и т.д. Так, на начальном этапе наиболее приемлемой формой являются одноязычные устные фронтальные формы проверки, на среднем этапе возможен и целесообразен иногда письменный фронтальный перевод тех мест текста,в правильности понимания которых учащимися учитель сомневается. На старшем этапе может использоваться выборочный устный перевод,связанный с анализом трудных мест; письменный перевод отдельных мест текста, а также ответы на вопросы и постановка вопросов; пересказ содержания.

Контроль письма проводится только в письменной форме путем выполнения различного рода письменных работ: диктантов, письменных упражнений в списывании, в проверке орфографических навыков.



Как правило, при проверке письменных речевых и условно-речевых упражнений учитывается в первую очередь содержание, а также лексическая и грамматическая правильность и в последнюю очередь-орфографическая правильность, в силу того что письмо являтся лишь средством, а не целью обучения иностранному языку в средней школе.

Особо следует остановиться на вопросе о «нормативности» или ошибочности речи – устной и письменной т.е. о степени сформированности произносительных,грамматических и лексических навыков,реальной в условиях средней полосы.

Две крайние точки зрения по этому вопросу представляются неоправданными: с одной стороны, тенденция оценивать в первую очередь правильность устной и письменной речи (т.е. навыки речи); с другой стороны – предложение проверять только речевые умения. Совершенно правилен тезис о том, что в условиях общеобразовательной школы нереально добиться безошибочного пользования иностранным языком. Речь должна идти о характере ошибок: затрудняют или не затрудняют они коммуникацию. Типология ошибок могла бы помочь в решении этого вопроса. Этот практически актуальный вопрос в научно-методической литературе почти не исследован.

4.Новые технологии и приемы контроля и оценивания на занятиях

по иностранному языку
В настоящее время на уроках широко используется парная и групповая формы работы – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития диалогической речи. Отдельного понятия «контроль рабочей пары или группы» в методике преподавания не существует, но его можно рассматривать как одну из организационных форм контроля. Эта форма контроля может носить как скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся «откровенно» контрольная установка, например, ответить на вопросы партнёра или обсудить какую-либо тему, используя определённый языковой материал. Если работа проводится на материале достаточного объёма, оценка выставляется в баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном опросе. При парной и групповой работе решаются коммуникативные задачи (диалогическая речь, монологическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый характер. Учащиеся, получившие роли, репетируют их, затем выступают перед классом. Учитель прислушивается к работе учащихся (в технически оборудованных классах попеременно подключается к ним). Он наблюдает за ходом работы большинства пар, присоединяясь к ним как собеседник, одна – две пары или один из группы выступают затем перед классом. В результате оценки в баллах выставляются почти всем ученикам. Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Общающиеся, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования,
желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся. Следовательно, при контроле партнёром ученика должен быть другой ученик.

Таким образом, лучшим видом контроля будет комбинированный контроль, при котором не более 10 минут урока будет уделяться проверке умений монологической речи (при этом должны быть спрошены не менее трёх учащихся в случае монологического высказывания и не менее трёх пар учащихся в случае диалогической речи), т.е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. Причём учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.

Оценки должны точно отражать становление речевых умений учащихся и упрочение их языковой базы.


  1. Новые технологии и приемы обучения иностранному языку

на уроках в школе
Метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, дети понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они могут эти знания применить. Задача учителя – организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Использование метода проектов на уроке позволяет:

- повысить мотивацию учащихся;

- использовать большое количество иллюстративного материала;

- интенсифицировать урок;

- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий – это один из эффективных способов организации учебного процесса.

Метод обучения в сотрудничестве
Этот метод является базисным при разработке проекта. Чтобы понять идею обучения в сотрудничестве, необходимо обратиться к пониманию слова "ошибка".

Ошибку нельзя рассматривать как нежелание ученика работать, как его неспособность к обучению. Такой путь приводит в тупик. Следовательно, учитель обязан предоставить ученикам возможность этой практики, причем в таком объеме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере.

Хорошо, если в группе дети с одинаковой подготовкой, но, как правило, дети приходят в школу с разной степенью подготовленности. С первых уроков начинается разделение детей на «сильных» и «слабых», и с каждым годом это разделение становится все больше. Сильный ученик быстро усваивает новый материал и не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и ему дополнительная практика не нужна. В то время, когда слабому ученику требуются еще помощь и время, сильный ученик желает идти вперед.

Метод обучения в сотрудничестве помогает решить эту проблему. Согласно этому методу, предполагается, что оказание помощи «слабым» ученикам дети в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в сотрудничестве. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка.

Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве стоит придерживаться следующих требований: