ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Знакомство с биографией писателя
Андреи Платонович Платонов (1899—1951) к своим литературным произведениям относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство — дело не менее серьезное, чем жизнь, — но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать — каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело».
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли, о чем этот рассказ?
Домашнее задание
Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти — шуба, а дальше-то уж и не знаю что.
• И старость не страшна, коли молодые помогут.
• Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
• Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.
— Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок.
III. Работа по теме урока
1. Выборочное чтение
— Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
— На прошлом уроке вы сказали, что Афоня очень хорошо относился к деду. Прочитайте отрывки об этом.
— Прочитайте выразительно диалог Афонии и деда на с. 131.
— Какие вопросы вы задаете взрослым, о чем хотите узнать?
— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.
2. Характеристика героя
— Давайте составим характеристику Афони. Вспомните план характеристики героя.
План характеристики героя
1. Имя героя, его место жительства.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3. Внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
— С чего начнем? {Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
— В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.
— Что можете сказать о внешности мальчика?
— А каким вы его себе представляете?
— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?
— Что вы можете сказать о характере Афони? (Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.)
— Как вы считаете, как относился автор к герою? (С симпатией, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».)
— Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.
3. Проверка домашнего задания
— Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его представляете?
(Дети показывают иллюстрации и рассказывают, что они изобразили.)
— Почему у вас получились такие разные цветы?
— Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)
— Объясните, как вы понимаете смысл таких слов: «Дед... погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?
IV. Физкультминутка
Влез кулик молодой
На колоду — бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду и снова в воду.
Совсем кулик головой поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной,
И полетел.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Деление текста на части
(Работа в парах.)
— Сейчас просмотрите текст глазками еще раз и разделите его на части. Подумайте, как озаглавить каждую часть.
— Итак, что же у вас получилось? Посмотрите на план, данный на доске, восстановите его.
(Дети читают части текста, обсуждают заголовки, восстанавливают порядок пунктов плана.)
План
1. Скучно Афоне жить на свете.
2. Дед Тит.
3. Опять скучно жить на свете.
4. Проснулся ненадолго.
5. На печи рядом с дедом.
6. Пошли гулять.
7. Цветок — труженик, он из смерти работает жизнь...
8. Гребешок для деда.
2. Краткий пересказ текста
— У нас получился подробный план. Подумайте и составьте краткий пересказ текста. Как бы вы его рассказали тем, кто еще его не читал?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
- Что произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело.)
— Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)
Домашнее задание
Перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок», который читали во втором классе.
Уроки 113, 114. А. Платонов «Еще мама»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь —
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять».
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанья другого —
Одно удовольствие, честное слово!
С. Погореловский
— Прочитайте отрывок из стихотворения способом «птичий базар».
— Прочитайте выразительно.
— У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чем пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?
(Дети рассказывают, как они помогают маме.)
— Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него еще раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я — пропущенную, и конец - снова вы.
(Учитель читает.)
И ты совершаешь
Веселое чудо:
Ковер засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: —
Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
III. Актуализация знаний. Введение в тему
Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...
— Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)
— Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»
(Чтение рассказа учителем и учащимися.)
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое домашнее задание — перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впервые пошел в школу.)
— Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем различие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филипок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филипок знал буквы, а Артем — нет и т. п. Вывод: разные писатели — разные герои и их характеры.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Если бы вас попросили определить основную мысль рассказа, что бы вы ответили?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
• От любви к матери рождается все прекрасное на земле.
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
— Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке?
— Кто его написал? Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.
— Определите тему и цели урока. (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.
Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.
IV. Работа по теме урока
1. Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»
(Читает учитель.)
— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?
— Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!
— Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!
— Не надо, — сказала мать, — не надо!
2. Работа над первой частью
— Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)
— Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое: мама, Артем, автор.)
(Словарная работа.)
— Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.
МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, чуткая, лучшая, благодарная, мягкая, добродушная, милая, душевная, нежная, наблюдательная, заботливая, надежная, спокойная, откровенная, скромная, внимательная, сердечная, терпеливая.
АРТЕМ: смелый, юный, увлеченный, жалостливый, бережливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный, мечтательный, естественный, решительный, убедительный, редкостный, воспитанный, чувствительный.
— Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.
— Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)
— О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обязательно дождалась.)
— Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учительницу.)
3. Работа над второй частью
— Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)
— Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)
— Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)
— Перескажите этот отрывок близко к тексту.
4. Работа над третьей частью
— Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечатления».)
— О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 44
1. Работа над четвертой частью
— Как мы озаглавим четвертую часть? («Знакомство с учительницей».)
— Прочитайте описание внешности учительницы Аполлинарии Николаевны.
— Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)
— Давайте дадим характеристику учительницы. Какой она была? Назовем слова-признаки.
УЧИТЕЛЬНИЦА: ароматная, работоспособная, добросовестная, благородная, трудолюбивая, заинтересованная, внимательная, уважаемая, образованная, вежливая, человечная, доброжелательная, веселая, радостная, мудрая, гостеприимная, понятливая, душевная, добрая, приветливая.
— Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)
— Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Неругала, понимала, что он в школе первый раз.)
2. Работа над пятой частью
— Какое название носит пятая часть? («Первый урок в жизни Артема».)
Как сумела учительница пробудить у Артема желание учиться, мы увидим из инсценированного отрывка. (Инсценирование пятой части.)
3. Работа над шестой частью
— Как озаглавили шестую часть? («Урок продолжается».)
— С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Со слов «мама», «Родина».)
— Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти слова. (Одна у человека мать, одна у него и Родина.)
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.
— Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?
— В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?
(Высказывания детей.) Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми, вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артема, а на долгие месяцы и даже годы, вам, дети, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком.
Домашнее задание
Придумать продолжение этого рассказа: как
вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.
Урок 115. М. Зощенко «Золотые слова»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей понимать юмористический текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Оборудование: выставка книг и портрет М.М. Зощенко; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Какое продолжение рассказа вы придумали? Расскажите.
IIl. Речевая разминка
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки? (Болтливого человека сравнивают с сорокой.)
IV. Работа по теме урока
1. Введение
- Откройте тетради и запишите, расшифровав, полное имя писателя.
ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ
(Михаил Михайлович Зощенко.)
— Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать. («Золотые слова».)
— Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведения его вы читали? (Высказывания детей.)
2. Рассказ учителя об авторе
Михаил Михайлович Зощенко(1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт