Файл: Урок Введение. Знакомство с учебником Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Литературная викторина

— Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия по первым буквам.

1. Авт... («Автомобиль»). 2. Дру... («Дружок»). 3. Зам... («За­мазка»). 4. Зап... («Заплатка»). 5. Кар... («Карасик»). 6. Зат... («Затейники»). 1. Ого... («Огородники»). 8. Огу... («Огурцы»). 9. Саш... («Саша»). 10. Ступ... («Ступеньки»). 11. Тел... («Телефон»). 12. Фант... («Фантазеры»).

IV. Физкультминутка

Я иду, и ты идешь — раз, два, три.

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

Мы идем, и мы поем — раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с рассказом

(Читают учитель и учащиеся.)

— Над чем вы смеялись во время чтения?

2. Словарная работа

Полуденный - происходящий в полдень.

Титулярный советник - высокий служебный чин в дореволю­ционной России.

3. Выборочное чтение

— Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа вырази­тельно.

— Почему Федя не мог решить задачу, как вы поняли? (Объ­яснения детей.)

— Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре? Смо­жет ли Юра растолковать трудную задачу? Представьте их встречу.

— Как автор относится к своему герою?

— Почему он назвал свой рассказ «Федина задача»?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Как вы готовите дома уроки?

— Что вам для этого нужно?

— Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Урок 118. Н. Носов «Телефон»

Цели: продолжать знакомить учащихся с жизнью и твор­чеством Н.Н. Носова; учить детей анализировать текст, де-нить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; повторить правила пользования телефоном.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом па чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет Н.Н. Носова; магнит-мая азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение рассказа «Федина задача».


III. Речевая разминка

— Прочитайте фрагмент стихотворения А. Барто «Почему те­лефон занят». Ответьте на вопрос, который заключен в на­звании.

Придут домой ученики —

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки. —

Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку...

— Поработайте самостоятельно в парах. Приготовьте вырази­тельное чтение.

— Ребята, а какие правила пользования телефоном вы помни­те и знаете?

— Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название рассказа Н. Носова. Вы прекрасно знаете, что его рассказы наполнены юмором. Как вы ду­маете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)

— Ознакомьтесь с рассказом самостоятельно. (Дети читают рассказ самостоятельно.)

— Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

V. Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал —

Не споткнулся, не упал?

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа. Чтение диалога в лицах

— Прочитайте, как у ребят появился телефон. (Читают начало текста.)

— Прочитайте диалог ребят в лицах.

— А хотите узнать, что было дальше? Сами как думаете, каким будет продолжение?

2. Чтение рассказа до конца. Беседа

— Что Мишка сделал со своим телефоном? (Он сначала его разобрал, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из те­лефона сделал электрический звонок. А затем разобрал бата­рею и остался без него.)

— Чем закончился рассказ? {Мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, как получается электричество. Потом лег и быстро заснул.)

3. Логическая минутка

— Восстановите слова. Одно среди них лишнее. Вычеркните его.

ОФЕТЛЕН АГЗНМИА ТДАРОСЬ СОЛОГ ЧЯМИК РОВОГЗАР

(Ответ: телефон, магазин, радость, голос, мячик, разговор.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам рассказ Н. Носова?

— Кто из героев больше всего понравился? Чем?



— Чему научил вас рассказ «Телефон»?

Домашнее задание

Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Друг детства».

Урок 119. В. Драгунский «Друг детства»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунско­го; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анали-шровать текст, делить его на части; продолжить формирование штыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; читать вслух с постепенным перехо­дом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет В.Ю. Драгунского; принесенная детьми книга с рассказом «Друг детства», магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока

I, Организационный момент

II Речевая разминка

Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• Верному другу цены нет.

• Всякий избирает друга по своему нраву.

• Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

• Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

(Работа над выразительным чтением пословиц.)

III. Введение в тему

— Ребята, а у вас есть друзья? Кто они? Скажите несколько слов о них.

(Дети рассказывают о друзьях.)

— Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы остаетесь дома одни, а друг не может к вам прийти. Вы ощущаете себя оди­ноким. Кто или что сглаживает ваше одиночество? (Ответы детей.)

— Сегодня мы с вами прочитаем рассказ В. Драгунского «Друг детства». А какие рассказы этого писателя вы помните? (Ответы детей.)

— Что вы помните о самом писателе?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

(Проверка домашнего задания. Чтение рассказа «Друг дет­ства» учащимися. Работа над текстом после чтения.)

1. Беседа по содержанию рассказа

— Кем хотел стать Дениска? (Ему нравились разные профессии. А в последний раз он решил стать боксером^)

— Что ему для этого понадобилось? (Ему понадобилась боксер­ская груша.)

— Какой выход нашла мама? (Она отыскала в старых игрушках плюшевого мишку.)

— Что вспомнил Дениска, когда разглядывал мишку? Как он относился к мишке, как называл его? Найдите и прочитай­те строчки, которые говорят о том, что он мальчику был дорог.


(Дети читают последний абзац.)

— Как вы думаете, осуществит ли малыш свое желание стать боксером? Почему?

2. Выразительное чтение

— А сейчас представьте себя на месте Дениски, прочитайте рассказ так, чтобы было понятно, какие чувства вы испы­тываете.

3. Самостоятельная работа

— Проверьте себя: внимательно ли вы читали? Вставьте про­пущенные слова.

1. «То я хотел быть..., то мечтал стать... дальнего плавания, а на дру­гой день мне уже приспичило стать...».

2. «Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую...».

3. «И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную...».

4. «И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего... мишку».

5. «И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было... и раз­вивать силу...».

6. «Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда... бы отдал».

7. «А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал голову к по­толку, чтобы... обратно».

(Ответ: 1) астрономом, капитаном, боксером; 2) гру­шу; 3) корзинку; 4) плюшевого; 5) об него тренироваться, удара; 6) жизнь; 7) слезы вкатились.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Подведем итог нашего урока. Составьте синквейн о плю­шевом мишке. Запишите его в своих тетрадях.

Например:

1) друг;

2) мягкий, пушистый;

3) слушает, утешает, радует;

4) он в беде не бросит;

5) игрушка.

Домашнее задание

Читать рассказы писателей, с творчеством которых ознакомились на уроках.

Урок 120. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Оценка достижений

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся; учить действовать сообща и самостоятельно.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями, КИМы.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-конкурс, во вре­мя которого вы покажете, что узнали и чему научились на уроках литературного чтения. Для проведения конкурса нам нужно раз­делиться на 3 команды. Сделаем в этот раз просто: три ряда — три команды.


II. Работа по теме урока

1. Конкурс «Собери кузовок»

- Я вам даю 10 минут. Вы должны из прочитанных рассказов выбрать важные мысли, которые пригодятся вам в дальней­шей жизни. (Дети выписывают на листочек цитаты. Затем сдают (по команде) листочки учителю. Он зачитывает цитаты, подсчи­тывает их количество.)

2. Конкурс «Узнай рассказ»

(Дети вытягивают карточки с отрывками из рассказов, читают их, вспоминают автора и название.)

1. «Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрач­ности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной». (Б. Шер-гин «Собирай по ягодке наберешь кузовок».)

2. «Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы от­сюда еще было далеко». (А. Платонов «Еще мама».)

3. «Вместо диктора на экране появился певец в черном костюме и за­пел густым рокочущим басом:

Жил-был король когда-то,

При нем блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была». (Н. Носов «Федина задача».)

4. «Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика на­строение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». (М. Зощенко «Великие путешественники».)

5. «Но тут глаза его стати круглые от удивления. Он ахнул, подпрыг­нул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и пле­ваться». (М. Зощенко «Золотые слова».)

6. «Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». (А. Платонов «Цветок на земле».)

3. Конкурс «Составь пословицы и поговорки»

- Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ.

1. А, не, плотник, топор, тешет. (Не топор тешет, а плотник. Рассказ Б. Шергина «Собирай по ягодке наберешь кузовок».)

2. Не, дурная, голова, дает, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не дает. М. Зощенко «Великие путешественники».)

3. Ветер, куда, и, его, несет, туда, дует. (Куда ветер дует, туда и его несет. Н. Носов «Телефон».)

4. Конкурс «Читаем выразительно»

- Выберите отрывок из понравившегося произведения, про­читайте его в лицах выразительно.

5. Конкурс «Творчество писателя»

- Вы уже читали некоторые произведения этих писателей. Расскажите о них, используя вопросы, записанные на доске.