Файл: Правосознание является одной из ключевых категорий правовой науки, выступающей объектом исследования в трудах известных отечественных философов и правоведов на протяжении более двух с половиной столетии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правосознание является одной из ключевых категорий правовой науки, выступающей объектом исследования в трудах известных отечественных философов и правоведов на протяжении более двух с половиной столетии.
Правосознание как особая форма общественного сознания, характеризующая способность человека к существованию в правовом пространстве, его умение следовать нормам права, нести ответственность за реализацию своих прав и свобод, является важной предпосылкой качественного и результативного функционирования правовой и политической систем, реализации основных принципов правового государства, укрепления законности и правопорядка. Особую актуальность проблема исследования правосознания приобретает сегодня — в условиях динамического развития общества, кардинальной трансформации политико-правового мышления, изменения ценностей, содержания и средств осуществления юридической деятельности.
Для решения вопроса о сущности правосознания имеет первостепенное значение доминирующая система взглядов на право в целом. Так, в учебной литературе советского времени (получавшей массовое распространение) внимание акцентируется на классовом характере права, оно определяется как «совокупность норм, правил поведения людей, установленных или утвержденных государством, возведенная в закон воля господствующего класса».
Основоположники социалистической идеологии доказывали, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, бытие определяет сознание». В этом заключается исходная методологическая предпосылка классового подхода к изучению различных аспектов правового сознания. Марксистский подход к правосознанию состоит в признании его классового характера, в том, что правовое сознание является сложным, опосредованным и многообразным отражением общественного бытия, решающее значение в котором имеет экономический базис общества.
В 20-е гг. XX в. существовал своеобразный подход к природе правового сознания и права, наиболее последовательно проводимый М.А. Рейснером. Он пытался решить теоретические вопросы правосознания, делая акцент на идеологические позиции. Таким образом, во-первых, М.А. Рейснер отождествлял право и правовое сознание; во-вторых, утверждал, что право может устанавливаться по произволу
законодателя в зависимости от его правосознания; в-третьих, доказывал то, что право играет решающую роль в смене общественно-экономических формаций.
Особое внимание философским вопросам правовой жизни общества уделял И.П. Разумовский. Рассматривая те или иные вопросы, он исходил из принципа искать основы общественного сознания в общественном бытии. Критикуя М.А. Рейснера за отождествление права и правосознания, он в то же время недооценивал роль правосознания. В своих теоретических взглядах И.П. Разумовский совершенно отделял правовую идеологию, которую он считал правом, от правовой психологии.
Среди видных исследователей правового сознания, рассматривающих его в философско-правовом аспекте, был выдающийся общественный деятель П.И. Стучка. Суть его концепции состояла в том, что право он представлял существующим в трех формах, из которых одна - конкретная, а две - абстрактные, отвлеченные. «Конкретная правовая форма совпадает с экономическими отношениями и причисляется к базису, а обе формы (закон и правовое сознание) являются абстрактными. Правовое сознание представляет собой внутреннее психическое «переживание», которое происходит в голове человека по поводу того или иного общественного отношения, оценка, с его точки зрения, «справедливости, естественного права». Эта форма права выступает как идеология». Из приведенного примера видно, что П.И. Стучка, с одной стороны, как бы отождествляет правовые отношения с экономическим базисом общества, а с другой - отделяет правосознание от закона, а значит, и от права.
С середины 30-х гг. XX в. в силу различных объективных и субъективных обстоятельств как правоведы, так и философы стали заниматься по существу лишь идеологической стороной правового сознания. Это, конечно, не означает, что правовое сознание в теоретическом плане недооценивалось, но в основном внимание уделялось исследованию права как системы правовых норм, связанных с государством. Одним из видных представителей этого направления был А.Я. Вышинский, он фактически «растворял право» в политических формах, отрывал его от объективных общественных отношений. Оторванным от общественного бытия оказалось у него и правосознание; в своей работе «Теория судебных доказательств» он сделал вывод, что правосознание есть общая система правовых философских и политических взглядов. Если говорить о философской литературе, то правовое сознание как
разновидность общественного сознания, в сущности, перестало изучаться, а категория «правосознание» почти не употреблялась.
В тот период выходили в свет работы, которые углубляли теорию правосознания. В них правосознание определялось не как осознание общественного бытия, а как воззрение людей на право, отношение их к действующему праву.
Так, М.С. Строгович писал, что правосознание представляет собой «совокупность правовых воззрений людей, т.е. убеждений относительно правомерности и неправомерности поступков людей, прав и обязанностей членов данного общества, справедливости или несправедливости тех или иных законов».
Вообще можно отметить, что исследователи правового сознания в период с середины 1930- х до середины 1950-х гг. ограничивались описанием того, что было достигнуто в этой области раньше, не раскрывая системы детерминации правосознания и основных закономерностей его функционирования, развития и формирования.
Переход же от поверхностного описания правового сознания к научному его исследованию требовал соблюдения следующих условий.
Во-первых, правосознание должно рассматриваться как одна из разновидностей общественного сознания, не менее важная и сложная по своей структуре, чем все другие виды сознания.
Во-вторых, правосознание должно выступать во взаимосвязи не только с правом, но и с детерминирующими его материальными факторами.
В-третьих, правосознание нужно изучать не в отрыве от его носителя - человека, поведение которого в обществе во многом определяется правовым сознанием.
В-четвертых, недостаточно ограничиваться показом отражательной и познавательной стороны правосознания, а необходимо вскрывать его организующую и регулирующую роль в обществе.
В-пятых, при анализе правосознания следовало больше внимания уделять социально-психологическим факторам, которые в сложностях практических отношений оказывают самое непосредственное влияние на уровень законности и правопорядка.
Эти проблемы невозможно было решать, ограничиваясь лишь рамками юридической проблематики. Поэтому, начиная со второй половины 1950-х гг., заметно увеличивается число философских работ, посвященных правосознанию. По мере исследования правового сознания выявлялись все новые и новые проблемы в разработке ряда теоретических вопросов правовой жизни. Несмотря на некоторые достижения в изучении правового сознания, проблема его гносеологической и социальной природы и само понимание правосознания остаются даже до настоящего времени дискуссионными.
Список литературы
-
Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юридическая литература, 1973. 344 с. -
Мицкевич А.В. Роль революционного правосознания в формировании конституционных принципов Советского государства // Труды научной сессии, посвященной 40-летию первой Советской Конституции 1918 г. М., 1959. С. 46-59. -
Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М.: Наука, 1969. 173 с. -
Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М. - Л., 1925. 276 с. -
Строгович М.С. Право и правосознание: тезисы доклада. М.: Военно-юридическая академия Красной Армии, 1940. 10 с. -
Стучка П.И. Правоотношение // Энциклопедия государства и права: в 3-х т. / авт. кол.: В. В. Адоратский, Я. А. Берман, Я. Л. Берман и др.; под ред. П. И. Стучка. М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1925-1926. Т. 3. 1671 с. -
Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юридическая литература, 1963. 205 с.