Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинить им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Колом­ну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезуню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города...

Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Су­ходол, Великую Слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовский, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село в Заможской слободе, село Семчинское...

Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Шитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а се­ла: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновское, село Коломенское, село Новогатинское...

А что касается моих бортников и оброчников купленных3, то которые у кого в росписи, то – тому. А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас... поделитесь вы опять этими волостями вместо тех.

Хрестоматия по русской истории. – М., 1917. – Т. 1. – С. 114 – 116.

Вопросы для самоконтроля

К документам № 2:

а) Почему именно Москва стала центром борьбы за образование централизованного государства?

б) Какую роль в этой борьбе сыграли Иван Калита и Василий III?

Документ № 3

Судебник 1497 г. (Извлечение)

В 1497 году, в сентябре месяце, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и боярами о суде, как судить боярам и окольничим.

1. Судить суд боярам и окольничим. А на суде быть у бояр и окольни­чих дьякам. А частных вознаграждений (взяток) боярам и окольничим, и дьякам от суда и от содействия (в разрешении дела) не брать; также и любому судье частного вознаграждения (взятки) не брать; от суда не брать никому. А судом не мстить, не дружить никому.

2. А кто придет к боярину с жалобой, и ему жалующихся от себя не отсылать, а давать всем приходящим с жалобами управу во всем, кому надлежит. А кого из жалующихся боярину самому нельзя управить (удовлет­ворить его просьбу), и то (дело) сказать великому князю или к тому его (жалующегося) послать, которому которых людей приказано ведать.


3. А взимать боярину и дьяку (пошлины) в суде от иска в размере рубля на виноватом; (независимо от того) кто будет призван виновным, истец или ответчик, боярину на виноватом (взять) два алтына, а дьяку восемь денег. Если же цена иска будет выше рубля или (наоборот), ниже, то бо­ярину взимать исходя из того же расчета.(…)

8. О ВОРОВСТВЕ. Если приведут на кого-либо улики (доказательства) в воровстве, или в разбое, или убийстве, или злостной клевете с целью вы­могательства, или в ином каком-либо преступлении, и окажется (что тот, на кого приведены улики, действительно заведомый) преступник, то боя­рину велеть его казнить смертною казнью, а сумму иска велеть взыскать из его имущества, а что останется из имущества, то боярину и дьяку взять себе. А пошлину (с судопроизводства) и уголовный штраф боярину и дьяку разделить (между собой): боярину два алтына, а дьяку восемь денег.(…)

18. ОБ ОТПУСКНОЙ ГРАМОТЕ. Если кто-либо предъявит отпускную (в цен­тре) без доклада боярину и без подписи дьяка, или из городов без доклада тому наместнику, за которым боярином (наместником) (находится) кормление боярского суда, то подобная отпускная не признается опускной, за исключением (только) такой отпускной, которую владелец (холопа или раба) напишет собственноручно; в этом случае отпускная грамота признает­ся имеющей силу (и без доклада).(…)

57. О КРЕСТЬЯНСКОМ ОТКАЗЕ. А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) за четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое) за полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.(…)

Памятники русского права. Вып. 3. – М., 1955. – С. 339 – 374.

Вопросы для самоконтроля

К документу № 3

В чем заключалось юридическое оформление закрепощения крестьян в судебниках 1497г.?

Документ № 4

С. Платонов о деятельности Ивана IV

«… не всегда ясна в них личная роль и личное значение самого Грозного. Мы не можем определить ни черт его ха­рактера, ни его правительственных способностей с той ясностью и положи­тельностью, какой требует научное знание. Отсюда – ученая разноголосица в оценке Грозного. Старые историки здесь были в полной зависимости от раз­норечивых источников. Кн. Щербатов сознается в этом, говоря, что Гро­зный представляется ему «в столь разных видах», что «часто не единым че­ловеком является». Карамзин разноречие источников относит к двойственнос­ти самого Грозного и думает, что Грозный пережил глубокий внутренней пе­релом и падение. «Характер Иоанна,
героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка», – говорит он. Позже было выяснено пристрастие отзывов о Грозном, как шедших с его стороны, от официальной московской письменности, так и враждебных ему, своих и иноземных. Историки пытались, учтя это одностороннее пристрастие современников, освободиться от него и дать свое освещение личности Гроз­ного. Одни стремились к психологической характеристике Ивана. Они рисовали его или с чертами идеализации, как передовую непонятую веком личность (Кавелин), или как человека малоумного (Костомаров) и даже помешанного (М. Ковалевский). Более тонкие характеристики были даны Ю. Самариным, подчеркнувшим несоответствие умственных сил Грозного с слабостью его воли, и И.Н. Ждановым, который считал Грозного умным и талантливым, но «неудав­шимся» и потому болезненно раздраженным человеком. Все такого рода хара­ктеристики, даже тогда, когда они остроумны, красивы и вероподобны, все-таки произвольны: личный характер остается загадкой. Тверже стоят те отзывы о Грозном, которые имеют в виду определить его политические способности и понять его государственное значение. После оценки, данной Грозному Соловьевым, Бестужевым-Рюминым и др., ясно, что мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «избранной радой» Гро­зный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершил свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», – он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только уме­ет выбрать вожаков, – все равно: это правительство всегда обладает необхо­димыми политическими качествами, хотя не всегда имеет успех и удачу. Неда­ром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному, называл его прее­мника московским словом «durak» отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя.

Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. – СПб., 1993. – С. 211 – 212.

Вопросы для самоконтроля

К документу № 4

Охарактеризуйте оценку деятельности Ивана Грозного академиком С.Ф. Платоновым.


К документам № 1–4:

Назовите основные черты централизованного Российского государства.

Тема 2.2. Соседи Древней Руси. Христианская Европа и исламский мир

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Какие племена вторглись на территорию Западной Европы в эпоху Великого переселения народов? Каковы характерные черты западного и восточного вариантов христианско-европейской цивилизации? Какое средневековое государство стало преемником античной культуры? Каковы особенности арабо-мусульманской цивилизации? Как вы можете охарактеризовать особенности уклада жизни восточных славян в VI-VIII вв.? Что вам известно об их религиозных верованиях?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

-этнос, этногенез, этноним;

- Великое переселение народов; вандалы; варвары, каган;

- мировые религии, монотеизм; конфессия, культ;

- иудаизм, Тора, Талмуд, синагога; мессия;

- христианство; католичество, православие; анафема;

- ислам, Коран; газават; халиф, Халифат;

- западничество, славянофильство, евразийство;

- анты, венеды; поляне; вервь, мир; военная демократия;

- идол, волхвы, капище; язычество, политеизм.

- феодализм; сеньор, домен; иммунитет феодальный;

- феодальная раздробленность; удел, усобицы;

- сословно-представительная монархия; Великая хартия вольностей;

- боярская феодальная республика, посадник, тысяцкий;

- крестовые походы, Ливонский орден;

- Золотая Орда, улус; баскак, ордынский выход; ясак, ярлык;

Составьте информационно-логические схемы:

1. Тюркоязычный мир в Европе.

2. Заполните таблицу «Монотеистические религии».

Религия

Основатель

Возникновение

Священная книга

иудаизм










христианство










ислам










Выполните практическую работу:

Задание № 1. Выберите один вариант ответа.

К мировым религиям не относится ...

А) буддизм В)