Файл: 1. Предмет, структура и функции философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Утопическая теория государства: власть - философам, охрана порядка — воинам, а производство — ремесленникам, земледельцам и купцам. Упразднить собственность для философов и воинов, упразднялся индивидуальный брак и вводилась общность жен, функция воспитания детей отводилась государству.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) попытался преодолеть разрыв между идеей и чувственно-воспринимаемыми вещами, создав учение о форме. Исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. Главный аргумент - сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Четыре вида причин: материя, форма, движущая причина, целевая причина.

Наибольшее значение придавал форме. Материя - возможное бытие, форма - действительное бытие. Оставался в рамках философии Платона, но видоизменил концепцию. Вне чувств восприятие предметов не существует, познание сущности вещи начинается с опыта. Без опыта не может начаться ни один акт человеческого познания. Считал, что при объяснении явлений природы истинное знание должно основываться на доказательствах и единстве научных знаний. Выявив эти главные черты, философ занялся анализом природы доказательств, рассматривая законы формальной логики, общие категории, через которые формируется научное познание. Историческая заслуга - создание формальной логики. Логика—это органон, человеческое изобретение.

Осознание отличия общественного бытия от природного и понимания человека как существа общественного. Соотношение государства, общества и человека он рассматривает как соотношение целого и части. Любой индивид есть подлинный человек только в качестве гражданина полиса, сообщества свободных граждан. Ему принадлежит выражение, ставшее классическим —«человек—это политическое животное».

4. Неоплатонизм как вершина и завершение античной философии и культуры

Мифы, верования, тайные учения, пришедшие из Азии, находили все больше почитателей в западных провинциях Римской империи. Наиболее значительным среди таких очагов позднеантичной духовности стала Александрия. В первые века новой эры все более значимым фактором становилось христианство. В противоборстве с новой религией родилось последнее значительное течение античной философии - неоплатонизм. Основатель неоплатонизма - Плотин.

Задача - систематизация языческого мировоззрения, противостоящего христианству. Центр учения - представление о Едином. Единое недоступно для человеческого понимания. Плотин называет его "невыразимым" (арретон). Оно нерасчленимо на части - и в то же время порождает все многообразие вещей и явлений, растворено в них - и вместе с тем глубоко от них отлично.


Плотин описывает это, используя термин "эманация", или "истечение". Единое "изливается" и тем самым превращается в мир - в то, чем оно с самого начала не было.

Эманация подразделяется на три этапа: на первом возникает ум (нус), на втором - душа (псюхе), а на третьем - меон (дословно "несуществующее"): так Плотин, в соответствии с платоновской традицией, характеризует материю.

На следующем уровне эманации, при возникновении души, появляются новые, дополнительные различия. Наряду с душами людей существует и мировая душа. Как мировая душа, образующая структуру мироздания, так и любая из душ индивидуальных, подразделяется, в свою очередь, на высшую и низшую. Низшая создает природу (фюсис), тогда как высшая представляет собой сверхчувственное начало. Высшая душа существует до рождения человека и продолжает существовать после его смерти; в потоке перевоплощений, при переходе из одной телесной оболочки к другой, она остается неизменной. Ее конечная судьба определяется нравственными качествами человека.

Единое Плотин отождествлял со светом. И, подобно тому, как луч света, ослабевая, в конце концов растворяется во тьме, так и оно на последнем этапе эманации создает материю. Как и его предшественники, Плотин характеризует ее чисто отрицательно. Это непроглядная тьма, из которой стремится вырваться душа человека.

На достижение этой цели и направлена практика неоплатонизма. Покинув мир, душа хочет вернуться к Единому, пройдя стадии эманации в обратном порядке. Это возможно лишь для той души, которая способна отрешиться от всего чувственного и испытывать наслаждение от созерцания идеи. В таком случае она может возвыситься до уровня Ума. По логике неоплатоновского учения, на этом ее восхождение к Единому должно закончиться. Однако, безоглядное восхищение Единым дает душе возможность выйти за свои собственные пределы - такое преодоление индивидуального "я" (экстасис) приводит ее к полному слиянию с Единым.

Философия неоплатонизма сыграла роль теоретической основы, использованной для синтеза всех языческих культов. Попытки создать языческое богословие не могли, повлиять на исход спора между античной религиозностью и христианством. Античная философия, становление которой когда-то началось с переосмысления мифологической традиции, снова вернулась к мифу.

5. Римский период

Стоицизм – наиболее популярное и широко распространенное философское течение, представленное такими известными именами, как Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм является едва ли не единственной школой, которая в римскую эпоху обрела творческую новизну и определенность.



Луций Анней Сенека – философ, поэт, государственный деятель. Воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. В философии – стоик, склонный к эклектизму.

В онтологии Сенека придерживался традиционного пантеизма. Бог присущ всему бытию как носитель разумного в природе и человеке, как провидение в их истории. В природе находится первопричина нравственности: "Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям". Поэтому жить счастливо – значит жить в согласии с природой, подчиняясь необходимости, судьбе, добиваясь невозмутимости и спокойствия духа (атараксии).

Стоическая этика всегда определялась высоким духом человека. Она – результат интеллектуализма и просвещения. Сенека дополняет стоическую концепцию этики волей как самостоятельной способностью души. Моральным фундаментом души выступает совесть, моральная интуиция и чувство любви как главный судья в нравственных коллизиях. Этика Сенеки широко использовалась отцами церкви в выработке христианской идеологии.

Сенека, один из немногих стоиков, однозначно выступал против института рабства, имущественных и социальных различий. Благородство и достоинство души не наследуется, а формируется в неустанном самосовершенствовании.

4. Бог, человек и мир в средневековой философии

Философия этого периода связана с распространением христианства и характеризуется преобладанием монотеизма (единобожия), что отличает ее от греческой философии, преобладающим мировоззренческим основанием которой был политеизм (многобожие). Познание мира и раскрытие тайны бытия обусловливается процессом постижения Бога. Преодолевается дуализм противоположных начал, свойственный античной философии. Основополагающим для философии и миропонимания становится монистический принцип, согласно которому Бог – это одно абсолютное начало, все остальное является Его творением.

Для философии Средних веков предметом исследования являлся Бог, при этом богопознание предполагало познание человеком как бытия, так и самого себя. Теоцентризм (греч. theos – Бог) был основополагающим представлением для средневековой онтологии. Согласно теоцентрическим представлениям, Бог есть первопричина и первооснова мира, Творец, источник бытия, блага и красоты. Высшей целью жизни человека считалось служение Богу. Изменилось представление о назначении философии, которая стала рассматриваться как «служанка богословия». Догматизм, характерный для христианской религии Средних веков, привел к тому, что философы в построении своих размышлений руководствовались Священным Писанием. В теории познания главная роль отводилась вере и религии, а не знанию и науке.


В основе средневековой философии лежали следующие п р и н ц и п ы:

креационизм (сотворение Богом мира из пустоты);

провиденциализм (история человечества – заранее продуманный Богом план для спасения человека);

символизм (умение видеть скрытое значение в обыденном);

реализм (Бог есть во всем: в вещах, словах, мыслях).

Основными направлениями и западной философии Средних веков являются патристика и схоластика.

Патристика (от греч. pater (patros) – отец) представляет собой совокупность доктрин Отцов Церкви – христианских мыслителей II–VII вв. Это доктрины теологического, философского и политико-социологического содержания.

Высшей точкой развития патристики является деятельность каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й половине V в. появляются сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита, в которых осуществлена попытка истолкования мира как системы символов. Появление трудов Иоанна Дамаскина заложило основы схоластики.

Схоластика (лат. scholastiea – школьный, ученый) – тип религиозного философствования, в котором соединены догматика и рационалистическое обоснование при опоре на формально-логические методы обоснования.

В целом для средневекового мировоззрения характерно стремление человека к нравственности, связанное с идеей почитания Бога и служения Ему и пониманием высшей цели человеческой жизни как подражания и уподобления Ему.

5. Рационалистическая философия Нового времени

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Родоначальником рационализма является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме.

Главный метод познания для Р. Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.


Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления. Декарт строит теорию истины, которая базируется на субъектно - обьектной трактовке процесса познания, в которой объекту противостоит не просто человек, личность, но гносеологический субъект как особая, субъектная реальность. Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Следовательно, она должна обладать и наиболее достоверным научным методом, выступая в качестве своеобразной «универсальной математики».

Основные положения своего метода Декарт сформулировал в 4х правилах:

● Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

● Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

● Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

● Четвертое, — последнее правило, делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (сноска).

При применении этого метода выстраивается дедуктивная цепь суждений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывается. Чтобы этого не произошло, целесообразно время от времени последовательное перечислять все звенья дедукции — составлять называемую энумерацию. Четвертое правило предполагает энумерацию.

Но хотя дедукция, о которой речь идет у Декарта, это не аристотелевская силлогистика, она, как всякая дедукция, есть умозаключение от общего. Отсюда Декарт и приходит к тому, что у человека, как уже было сказано, есть врожденные идеи, которые изначально присущи разуму. Причем эти врожденные идеи, согласно Декарту, проявляют себя, прежде всего, в математике. Это то, что называют ее аксиомами, к примеру, что через две точки можно провести только одну прямую, или что две величины, равные третьей, равны между собой. Но, чтобы довести эти идеи до ясного сознания, согласно Декарту, необходимо размышление и сомнение. Здесь следует вновь напомнить о месте сомнения в учении Декарта, которое у него играет положительную, конструктивную роль, т. е. служит для того, чтобы отсечь ложные представления и прийти к представлениям истинным. Причем сомнению должны быть подвергнуты самые основы человеческого познания — существование мира и самого познающего субъекта. «