Файл: Создание правового государства немыслимо без предупреждения правонарушений во всех сферах социальной жизни, особенно в области социальной защиты.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Создание правового государства немыслимо без предупреждения правонарушений во всех сферах социальной жизни, особенно в области социальной защиты. Одной из исследуемых тем юридической науки является юридическая ответственность.
Актуальность данной темы заключается в том, что большинство правонарушений в сфере социального обеспечения совершаются осознанно, то есть умышленно, ссылаясь на совершенно разные мотивы. Для эффективной профилактики правонарушений и избегания их, необходимо проводить активную работу превентивного характера в отношении потенциальных правонарушителей, учитывая профессиональные навыки, а также психологические особенности. Поэтому изучение правонарушения действительно важно, так как правонарушения преступают интересы, обусловливающие право и охраняемые им, и тем самым выражается в отрицательных последствиях, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.
Право социального обеспечения определяется в литературе как совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений путем предоставления населению компетентными органами денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот в качестве социального страхования и социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством.
Кроме того, под правом социального обеспечения понимаются отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Ст.7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ) провозглашает Россию социальным государством. При этом социальный характер государства проявляется как в закреплении в Конституции страны определенного круга социальных прав, так и наличие эффективной гарантированности и своевременной защиты таких прав [1].
Данная норма конкретизирована в ст.39 Конституции РФ, согласно которой социальное обеспечение гарантируется каждому гражданину по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в иных случаях, установленных законом. Отсутствие подобных норм о юридической ответственности в данной отрасли, становится причиной нарушений прав граждан.
К основным правонарушениям в подобной сфере относят: необоснованный отказ в предоставлении соответствующих благ, предоставление их не в полном объеме, предоставление соответствующих благ с нарушением установленных сроков, уклонение от уплаты работодателем взносов в пенсионные фонды и т.д.
Проблема исследования юридической ответственности в системе социального обеспечения связана с частыми изменением законодательных актов в социальной сфере, что требует постоянного обращения к правовым нормам, их осмысления с целью законного применения на практике, а также переосмысления – для избежание возможных ошибок в судебной и административной практике в дальнейшем.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в области правонарушений в сфере социального обеспечения.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за правонарушения в области социального обеспечения.
Целью настоящей работы является правовой анализ юридической ответственности в системе социального обеспечения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-
Исследовать теоретические основы юридической ответственности; -
Проанализировать общие виды юридической ответственности в праве социального обеспечения; -
Раскрыть особенности проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении; -
Изучить юридическую ответственность обязанных органов в сфере предоставления пособий -
Сделать выводы
Общеметодологическую основу исследования составили общие и частные методы исследования: сравнительно-правового анализа толкования правовых норм и метод комплексного анализа научной литературы и законодательства.
Нормативной основой исследования являются нормы российского законодательства, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ; Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ и т.д.
Теоретическую основу исследования составили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет. Монографии и научные публикации в сфере регулирования социальных правоотношений, юридической ответственности в праве социального обеспечения таких ученых, как: Н.И. Акашева, О.А. Ананьева, В.С. Аракчеев, С.Н. Братусь, Л.А. Галаева, Т.С. Гусева, Д.В. Макарова, С.С. Маслов, Е.А. Мидонова и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников. В заключении приводятся выводы, сделанные по результатам исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие юридической ответственности в общей теории права
В юриспруденции правонарушения — это виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность [36].
Отличительная черта конфликта граждан и других лиц с государством, возникает в форме правонарушений. Особенность состоит в том, что субъекты действуют противоправно, невзирая нормам права, которые запрещают противоправное поведение или обязывающее их совершать активные действия. На том основании, что каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то любое нарушение нормы права проделывает собой посягательства на права других лиц и следствием является опасным и социально-вредным.
Юридическая ответственность - одна из фундаментальных категорий юриспруденции. При ее исследовании необходимо иметь в виду, что соотношение между социальной ответственностью и юридической ответственностью можно представить как движущую связь общего и частного. Общее, как известно, существует в частном и через частное, и в то же время не исчерпывается последним. Следовательно, наиболее общие признаки, формы реализации, присущие социальной ответственности, свойственны и отдельным ее видам [22].
Социальная ответственность и юридическая ответственность, соотносятся между собой как категории рода и вида. В таком понятийном ряду, род представляет нечто общее в предметах, составляющих его виды. Понятие, относящееся к категории вида, обладает свойствами, признаками понятий, которые находятся на более высоком уровне, но вместе с тем имеют и свои отличительные черты. В суждениях сторонников только в ретроспективной ответственности существуют противоречия.
Так, признавая, что в содержание обще социального понятия входит как ретроспективный, так и перспективный аспект, они в то же время отрицают наличие перспективного аспекта юридической ответственности. Согласно традиционной логике, признаки, отмеченные у определенного рода явлений в общем понятии, обязательно имеются и у специфических явлений данного класса [22].
Таким образом, если мы определяем добровольную (позитивную) и принудительную (негативную) формы реализации ответственности в общесоциологическом понятии, то эти формы обязательно, согласно правилам логики, должны быть и у видовых понятий ответственности.
Ответственность - социальный феномен, имеющий двойственную природу и выступающий как социальное отношение и как качество личности. Социальная ответственность - порождение и важнейший компонент гражданского общества, общества равных свободных индивидов. Будучи необходимостью, опосредованной государством и правом, она получает политические и правовые особенности, формы, но не теряет при этом своих основных признаков и характеристик [71].
Юридическая ответственность − феномен социальной действительности, следовательно, к нему применим, как и к любым процессам действительности, основополагающий принцип диалектики − рассматривать все явления социальной жизни в их противоречивом единстве и борьбе. Следовательно, если подойти к этому явлению с позиций традиционной логики и диалектики, то такой анализ непременно приводит к выводу: юридическая ответственность едина, а ее различные формы реализации находятся в постоянной борьбе.
Правонарушение существует постольку, поскольку есть правомерное поведение, а государственно принудительная форма реализации юридической ответственности существует лишь постольку, поскольку существует добровольная форма реализации юридической ответственности [26].
Юридическая ответственность, как и любой другой вид социальной ответственности, едина и включает в себя как ответственность за будущее поведение (позитивную, добровольную), так и ответственность за прошлое противоправное поведение (негативную, государственно-принудительную). Отличительные черты и свойства, которые выделяют юридическую ответственность среди других видов социальной ответственности, не вступают в противоречие с общими свойствами социальной ответственности. Утверждать об отсутствии у юридической ответственности добровольной формы реализации равнозначно признанию юридической ответственности не разновидностью социальной ответственности, а неким особым «несоциальным видом», и исключению ее из системы регулирования общественных отношений.
Установление единой ответственности (как целостного явления) имеет факт правомерного или противоправного поведения, до его оценки как ответственного или безответственного. Она представляет собой общее требование для всех субъектов права, руководство к действию, к правильному выполнению правовых предписаний, является ориентиром должного поведения и критерием его оценки [57].
Статутная (единая) ответственность - это объективно обусловленная, установленная законом и охраняемая государством обязанность (необходимость) соблюдения правовых предписаний участниками правоотношений, а в случае ее нарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав имущественного или личного неимущественного характера.
В статутной ответственности нормативно закреплены как добровольная, так и государственно-принудительная формы реализации юридической ответственности. Именно такая постановка вопроса отвечает современным потребностям правового регулирования общественных отношений, так как добровольная форма реализации юридической ответственности без закрепления в нормах права государственно-принудительной формы реализации ответственности беззащитна, а государственно-принудительная форма реализации ответственности без добровольной бессмысленна [71].
Изложенное свидетельствует о том, что такие нормы не только закрепляют конституционные правовые отношения, но и возлагают на субъектов этих отношений ответственность. Последняя непосредственно вытекает из требований норм права и представляет собой всеобщую обязанность соблюдения Конституции РФ и иных подзаконных нормативно-правовых актов. Следовательно, законодательное установление статутной ответственности необходимо. Без закрепления в правовых нормах ответственности не может возникнуть состояние отношения к ней субъектов права.
Единая ответственность - это объективно закрепленная в нормах права целевая установка, ориентир должного поведения субъектов права и критерий его оценки как ответственного или безответственного, что позволяет субъекту, еще не совершившему юридически значимого деяния, заранее знать о своей ответственности, что дисциплинирует и сосредотачивает его на выполнении общих законодательных правил. Если он их соблюдает, то поступает юридически ответственно, в противном случае - безответственно. Сообразно поступкам наступают и последствия, что вполне соответствует общеправовому принципу справедливости. Следовательно, исключение ответственности, которая включает в себя различные формы реализации, означало бы исчезновение ориентирующей цели, критерия оценки юридически значимого поведения как ответственного или безответственного [71].