Файл: Создание правового государства немыслимо без предупреждения правонарушений во всех сферах социальной жизни, особенно в области социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве мер ответственности обязанного органа в законодательстве должны быть закреплены такие санкции и лишения. К ним относятся компенсация неполученного блага социального обеспечения, а также проценты на размер или стоимость того или иного блага и компенсация морального вреда. Блага в рамках системы социального обеспечения могут существовать в денежной, натуральной форме, а также в форме предоставления различных социальных услуг.

Компенсация благ в натуральной форме или в виде социальных услуг должна исчисляться исходя из рыночных цен, представленных на настоящий момент. Если же имеет место ситуация, когда гражданин потратил свои личные денежные средства на приобретение того или иного блага, то компенсация может происходить с учетом фактически потраченных ранее денег [68].

Несмотря на все возможные изменения, нововведения в законы, применяемые в сфере социального обеспечения, закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться незыблемым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы юридической ответственности в системе социального обеспечения. В работе рассмотрены структурные элементы видов юридической ответственности в праве социального обеспечения, проведен анализ видов юридической ответственности в социальной сфере. Раскрыты особенности проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении. Изучена юридическая ответственность обязанных органов в сфере предоставления пособий.

Результатом проведенного исследования стали следующие выводы.

Юридическая ответственность представляет собой обязанность, которая вытекает из юридического факта правонарушения и реализуется путем осуждения субъекта и претерпевания субъектом неблагоприятных последствий личного, имущественного или организационного характера в виде принудительных – правовосстановительных и правоограничительных санкций.

Юридическая ответственность в социальной сфере представляет комплексное правовое образование, в состав которого входят нормы о юридической ответственности различных отраслей права. Их объединяет единое целевое назначение - защитить и восстановить в рассматриваемой сфере нарушенное право как гражданина, так и компетентного органа.

Правовосстановительные санкции в сфере регулирования социального обеспечения реализуются в обязательном возмещении органу, по решению которого предоставлялись данные социально-обеспечительные выплаты (пенсии, пособия и т.д.), излишне выплаченных сумм виновными лицами.


Сущность правоограничительных санкций в праве социального обеспечения заключается в применении санкций, направленных на снижение размеров каких-либо выплат либо на продолжительность предоставления таких выплат сторонам правоотношений в указанной сфере.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения представляет собой результат правоотношений субъектов относительно пенсий, социальных пособий и компенсационных выплат, социальных услуг (обслуживания), социальной медицинской помощи и лечения, государственной социальной помощи, социальных льгот и пр.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения обладает всеми чертами, присущими юридической ответственности в целом, обладая при этом своими особенностями, обусловленными спецификой предмета права социального обеспечения, которая проявляется в следующем:

  1. отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер;

  2. хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной ответственности);

  3. получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность;

  4. в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.

Особое взаимное положение сторон правоотношений в праве социального обеспечения, вытекающее из особого метода права социального обеспечения, не исключает применение санкций других отраслей права (гражданского, финансового, трудового, административного, уголовного).

Проведенный анализ позволил выделить следующие виды юридической ответственности в социальном обеспечении:

  1. конституционно-правовая,

  2. уголовная,

  3. административная,

  4. дисциплинарная (трудовая),

  5. финансово-правовая.

Участниками правоотношений в сфере социального обеспечения являются граждане, юридические лица (работодатели), обязанные органы – представители государства в указанной сфере.

На всех участников правоотношений в сфере социального обеспечения может накладываться юридическая ответственность за правонарушения.

В зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующий пенсионных систем - страховое и бюджетное.



Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов - получателей пенсий и обязанных органов и т. д.

Однако следует отметить фактическое отсутствие ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения для обязанных органов.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости принятия соответствующих правовых норм о юридической ответственности обязанных органов в сфере социального обеспечения и закреплении таких норм в отдельном законе либо их включении в соответствующие федеральные законы, регулирующие порядок предоставления гражданам социальных благ.

В качестве мер ответственности обязанного органа перед гражданами в случае нарушения со стороны обязанного органа своих обязанностей по осуществлению и реализации социального обеспечения, в законодательстве, по нашему мнению, должны быть закреплены следующие моменты:

  • порядок компенсации неполученного блага социального обеспечения;

  • порядок и условия начисления процентов на размер или стоимость того или иного блага;

  • порядок компенсации морального вреда.

Субъектами пенсионных правоотношениях являются:

  • граждане - получатели соответствующих видов пенсий,

  • обязанные органы - пенсионные органы обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам,

  • дополнительные субъекты: работодатели (иные приравненные к ним участники) и государство (в лице своих органов и правомочных организаций) - способствуют реализации права на получении пенсии гражданами, а также выступают гарантами реализации такого права.

Одним из важнейших источников информации о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики являются решения судов.

Результаты судебной практики в процессе правоприменения содействуют устранению дефектов законодательства о социальном обеспечении.

Несмотря на все возможные изменения, различные новые законы, которые применяются или же могут применяться в сфере социального обеспечения, закрепленное в Конституции РФ право человека непосредственно на социальном обеспечение должно оставаться незыблемым, но, что более важно, это право должно быть не фиктивным, оно должно подкрепляться всегда на практике, без каких-либо исключений. Это указывает на то, что крайне важно и далее вести активную деятельность в этой сфере, чтобы добиваться полной реализации положений о социальном государстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативные документы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (часть первая); 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (часть вторая) // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  10. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной социальной помощи» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О страховых пенсиях» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  12. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  14. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  15. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  16. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  18. Федеральный закон от 29.11.2012 № 207-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  19. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  20. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»

  21. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 16.02.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс»