Файл: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и в любой стране, существует категория граждан, которая нуждается в поддержке государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Уровень администрирования доходной части негосударственных фондов страхования далек от оптимального;

  2. Демография. Политика государства направлена на поддержание материнства и детства, что приводит к росту выплат пособий роженицам и женщинам, ухаживающим за детьми. Также на фоне уменьшения официально трудоустроенного трудоспособного населения растет число пенсионеров;

  3. Незаинтересованность работодателя в полном и своевременном погашении взносов соцстрахования. [46]

Устранение причин финансового дефицита базируется на сокращении количества неофициально работающих граждан, чем должны заниматься уполномоченные органы. Дополнительную (нестраховую) финансовую нагрузку необходимо перенести на иные системы социальной помощи, которые финансируются из госбюджетов разного уровня. Эффективное администрирование возможно только после полного реформирования страховой системы. Решение проблем, связанных с демографической ситуацией, требует системного подхода и времени, достаточного для омоложения трудоспособных слоев населения.

Помимо финансовых сложностей существуют и другие проблемы, мешающие эффективному функционированию соцстрахования в государстве. Прежде всего, это нивелирование страховых принципов и замена системы социального страхования социальным обеспечением. В рамках данной проблемы нарушается принцип солидарности и возвратности, когда страховыми услугами могут пользоваться лица, не участвующие в формировании фондов страхования. Возможность для участия в социальном страховании необходимо предоставить и тем, кто на сегодня находится вне системы: для этого формируются негосударственные фонды, например, пенсионного страхования. [46]

Существенное влияние на снижение эффективности социальной страховки оказывают недоработки в правовом поле, когда несовершенство законодательной базы становится причиной финансовых, социальных, юридических проблем. Недовольство со стороны застрахованных лиц основано на частичном неравенстве лиц, претендующих на социальные гарантии. [46]

Например, путевки на санаторно-курортное лечение получает ограниченный круг сотрудников, у которых диагностированы определенные заболевания либо имеются льготы. Другие категории работающего населения могут надеяться только на финансовую возможность предприятия. Если оздоровительная база сохранена, то установленный процент страховых взносов может быть направлен на ее содержание. Если же оздоровительно-курортные объекты отсутствуют, то все взносы перечисляются в общий фонд.


Недоверие сотрудников и работодателей к системе соцстрахования выражается в необязательности при уплате взносов. Более широкое информирование, прозрачность распределения средств, интерактивные средства коммуникации с застрахованными лицами могут снять либо уменьшить барьер между страховщиком и страхователем. Законодательная ветвь власти работает в данном направлении, проводя реформы в смежных со страхованием отраслях (пенсионной, медицинской, налоговой). [45]

В страховании от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний более 2/3 средств идет на оплату лечения, реабилитации. Лишь 4% взносов тратится на профилактику заболеваний и травм, обусловленных вредными условиями на производстве.

Подобное распределение неэффективно, поскольку предупреждение увечий и хронических болезней при должном финансировании может экономить средства на оплату больничных листов, регрессов, пенсий по инвалидности.

Продуманное и взвешенное законотворчество решает ряд бюрократических нюансов, закладывает базу для формирования и модернизации страховых отношений в системе соцстраха. [39]
3.2 Направления по совершенствованию системы социального страхования в Российской Федерации
Социальное страхование играет важную роль в защите граждан от социальных рисков. Являясь важным элементом социальной экономики, оно само выступает в качестве сложной многоуровневой социально-экономической системы.

Результаты реформирования соцстрахования

Единый социальный налог, включавший страховые взносы, был отменен в 2010 г. Ему на смену пришла система, согласно которой работодатели обязаны перечислять взносы в Фонд соцстрахования. В 2017 г. Фонд соцстрахования разделил право на взыскание, контроль и другие полномочия с Налоговой службой и Пенсионным фондом. В основе реформ — разделение фондов соцстрахования в соответствии с социальными рисками. В сфере страхования по профзаболеваниям обязательна дифференциация тарифов, исходя из отраслевых особенностей. [47]

С начала 2017 г. налоговое законодательство пополнилось новым разделом № 9 под названием «Страховые взносы в РФ» и новой главой, где прописан порядок внесения страховых взносов индивидуальными предпринимателями, физическими самозанятыми лицами, юрлицами. Администрирование страховой системы налоговиками должно было существенно сократить бюджетный дефицит страхового фонда к 2020 году, но новые обстоятельства в стране и мире в целом внесли свои коррективы. [31]



На основе данных, опубликованных на сайте Минфина РФ, расходы консолидированного бюджета РФ в 2020 г. по статьям «Здравоохранение» и «Социальная политика» превысили 16,5 трлн. руб. [41]

Поступления страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС составили 7,8 трлн. руб., а расходы бюджетов всех уровней – 8,5 трлн. руб., включая прямые трансферы в систему социального страхования в размере более 3,4 трлн. Руб.(Рисунок 1)



Рисунок 1 - Консолидированный бюджет социальных расходов РФ в 2020 году (млрд. руб.)

В результате снижения экономической активности следует ожидать следующих эффектов, которые окажут влияние на институты социальной политики: [31]

  • Уменьшение фонда оплаты труда (ФОТ), в том числе за счет перевода части работников на режим неполной занятости;

  • Сокращение количества рабочих мест, в том числе в форме неоплачиваемых отпусков;

  • Увеличение безработицы – как общей, так и зарегистрированной;

  • Падение доходов населения.

Падение доходов населения, а также меры, связанные с ограничением мобильности людей с целью сдержать распространение коронавируса, дополнительно приведут: [31]

  • к изменению структуры спроса;

  • к сокращению потребления.

В результате введения, предложенного Президентом РФ пакета антикризисных мер, дополнительно ожидается:

  • Снижение тарифа страховых взносов с 30% до 15% для работников МСП. [31]

  • Снижение налоговых поступлений в федеральный бюджет (как за счет снижения экономической активности, так и за счет объявленных мер отложенных налоговых платежей).

Основными ожидаемыми последствиями для институтов социального страхования, обеспечивающих около 70% всех социальных выплат, являются:

  • Снижение доходов внебюджетных фондов за счет страховых взносов – ПФР, ФСС и ФОМС;

  • Увеличение расходов на выплату пособий по безработице (в том числе в связи с пересмотром размера пособия); Сокращение возможности компенсации дефицита в рамках бюджетной системы.

Начиная с марта 2020 года, сокращение ежемесячных страховых взносов во внебюджетные фонды – ПФР, ФОМС и ФСС. [31]

Сокращение собственных доходов внебюджетных фондов за счет сокращения страховых взносов потребует определения дополнительных источников финансирования выпадающих доходов для исполнения социальных обязательств.

Поэтому правительством страны разрабатываются новые меры возможных сценариев компенсации выпадающих доходов. [31]


Фонд также продолжает реализацию «пилотного» проекта, в задачи которого входит замена «зачетной» системы прямой выплатой компенсаций региональными фондами соцстраха.

Одним из решающих направлений совершенствования системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. [38]

Таким образом, по мнению аналитиков, приоритетными направлениями совершенствования социального страхования являются: [36]

  • социальная роль страхования, которая проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования;

  • при формировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран;

  • необходимо усилить участие государства в формировании доходной части бюджета фондов системы социального страхования и усовершенствовать механизм государственной поддержки в кризисных ситуациях[36].

Сфера социального страхования имеет ряд очевидных проблем, которые являются помехой для нормального функционирования системы. На данном этапе реформирования и модернизации этой сферы результатом должна стать максимально эффективная защита работающих граждан и соблюдение страховых принципов.

Безусловно, реформа обязательного социального страхования должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам, целью которых в конечном счете станет формирование институциональной основы для долгосрочного улучшения социального положения всех слоев российского общества. [36]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Социальное страхование - необходимая поддержка государства. Наша повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие вещи, как известно, происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: профессиональное заболевание, несчастный случай на производстве, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы. Социальное страхование рассчитано в первую очередь на занятую часть населения и им же финансируется.


Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему этапу развития страны.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Приходится констатировать отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно современный этап требует безусловно большего участия государства в социальном страховании, именно в этот непростой для страны период, государство выступает самым главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования в стране, помогает системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те проблемы, которые существуют в системе социального страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.