Файл: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и в любой стране, существует категория граждан, которая нуждается в поддержке государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управленческие функции, выполняемые региональными органами власти в отношении обязательного социального страхования, во-первых, разноплановые, во-вторых, для разных фондов различные по содержанию. Что касается общих для всех фондов обязательного социального страхования функций, то к ним относятся: согласование кандидатур назначаемых или освобождаемых руководителей региональных отделений фондов, которые осуществляют оперативное управление их деятельностью и средствами фондов обязательного социального страхования на территории субъекта РФ, оказание содействия в организации территориальных отделений фондов, создание условий для их территориального функционирования, координация их деятельности и др. [50]

В принципе, роль регионов в управлении обязательным социальным страхованием, за исключением ОМС, незначительна. В ОМС она иная. Дело в том, что для данного вида социального страхования характерна очень высокая децентрализация. Его территориальные фонды являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, осуществляющими управление средствами ОМС. Поэтому эти территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в административном отношении независимы от ФОМС. В этой связи полномочия региональных органов власти (и законодательные, и исполнительные) по управлению территориальным обязательным медицинским страхованием аналогичны полномочиям федеральных органов по управлению федеральными фондами обязательного социального страхования. [50]

В соответствии с действующим законодательством ТФОМС учреждается законодательным и исполнительным органом региона. Законодательный орган региона утверждает его бюджет и отчет, исполнительный орган осуществляет управление системой ОМС и т. д. Кроме того, региональные исполнительные органы власти вносят страховые взносы за неработающее население. Вместе с тем следует отметить, что значительная часть регионов не справляется с этой обязанностью. Поэтому Правительство вынуждено искать альтернативные источники финансирования ОМС для неработающего населения.

Одним из направлений государственного регулирования обязательного социального страхования является обеспечение координации деятельности социальных фондов. Сегодня здесь ситуация такова: несмотря на то что различные фонды имеют общие задачи и сферы ответственности, а во многих вопросах их интересы совпадают, контакты между ними слабые и сотрудничество незначительно. Оно, как правило, ограничивается неформальными контактами в связи с обсуждением вопросов социального законодательства, государственного бюджета и размера страховых взносов, а также совместным участием в работе правительственных комитетов и комиссий, вырабатывающих новые в сфере обязательного социального страхования законы, различные правительственные предложения по вопросам социальной политики, и т. д. [14]


Наиболее актуальна проблема координации деятельности между Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования, поскольку сферы их ответственности «перекрывают друг друга». Решаемые ими задачи во многом совпадают. Однако попытки наладить сотрудничество между фондами пока не принесли желаемых результатов.

Внутренние системы управления в каждом фонде ОСС существенно отличаются друг от друга.

Пенсионный фонд России, обладает централизованной структурой, в которой все решения, связанные со сбором и распределением ресурсов, принимаются на федеральном уровне. Правила и инструкции по пенсионному обеспечению также задаются на федеральном уровне, ими регулируются все виды деятельности фонда, его отделений и филиалов на местах. [14]

Фонд социального страхования представляет собой структуру, которая сочетает в себе аспекты централизации и децентрализации. В ней имеется четкая централизованная составляющая управления и распределения ответственности посредством директив с федерального уровня на уровень региональных фондов, которые управляют местными филиалами, осуществляющими, в свою очередь, руководство комиссиями по социальному страхованию на предприятиях. Несмотря на такую централизованную структуру, многие важные решения принимаются на уровне предприятий, там, где происходит сбор взносов и перевод их на специальный счет социального страхования. В соответствии с центральными директивами фонда социальные комиссии производят выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также других пособий. [50]

Структуры ОМС включают в себя Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды в каждом регионе РФ. ФОМС трудно осуществлять контроль за организацией медицинского обслуживания населения в регионе. Практическое воздействие на объем и качество предоставляемых медицинских услуг в различных регионах ФОМС оказывается путем финансирования затрат на деятельность территориальных фондов ОМС.

Рассматривая систему регулирования обязательного социального страхования, необходимо также отметить, что управленческие структуры фондов — федеральные, региональные отделения, их филиалы — осуществляют свою деятельность на основе соответствующих положений о федеральном фонде, о региональном фонде и т. д. по каждому виду социального страхования. В этих документах определены управленческие функции каждой структуры, органы контроля за их деятельностью.

Управление системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ осуществляется Правительством РФ. Непосредственно обязательное социальное страхование осуществляется страховщиками, которые создаются Правительством РФ на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об основах обязательного социального страхования» [3]. Страховщики осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.


Оперативное управление средствами обязательного страхования осуществляется страховщиками. Согласно п. 6 вышеуказанного Закона профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются из страховых взносов. [3]

Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

Согласно положениям ст. 14 Федерального закона РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством РФ. [3]

Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованному

Сильная сторона института социального страхования заключается в связке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и не страховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов.

Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств социального страхования.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: [50]

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

  • разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

  • формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.


Федеральными законами на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средств являются: [10]

  • страховые взносы;

  • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

  • штрафные санкции и пеня;

  • межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

  • иные поступления. [10]

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. [10]

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.


Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. [12]

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.

Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. [50]

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. [50]