Файл: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и в любой стране, существует категория граждан, которая нуждается в поддержке государства.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
2.3 Деятельность Фонда социального страхования в свете проводимых реформ
Фонд социального страхования Российской Федерации — это разветвленная финансовая система. Фонд социального страхования организует, управляет средствами обязательного социального страхования.
Фонд социального страхования — это государственный внебюджетный фонд, созданный с целью социальной защиты граждан 1 января 1991 г. [43]
Его деятельность регулируется Бюджетным кодексом, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и другими законодательными актами.
Выплаты из фонда производятся при несчастном случае на производстве, в случае болезни, в декретном отпуске. [43]
Фонд осуществляет обязательное социальное страхование российских граждан, работающих по найму.
Военнослужащие и лица, работающие на себя, не подлежат обязательному страхованию.
История общественного фонда социального страхования имеет более глубокие корни. В Государственный совет был внесен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих. Законодательно идея была закреплена принятием первого общероссийского закона «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». [30]
После революции, было принято постановление, гарантировавшее обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами [7], увечьем. [5] Выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
Единый бюджет системы страхования был создан и за счет соцстраховских средств началось финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санаториях, пансионатах, домах отдыха), а также детских оздоровительных лагерей.
В 1991 г. произошло слияние фонда социального страхования колхозников с системой социального страхования рабочих и служащих.
В течение 1991-1992 годов шли работы по структуризации фонда, созданию правления и исполнительного органа. [30]
В 1994 г. на основе ФСС РСФСР был создан ФСС РФ. В 1997 г. стал осуществляться переход управления государственным социальным страхованием с отраслевого на территориальный принцип. [30]
В это время в регионах активно стали создаваться территориальные филиалы региональных отделений.
В конце 1990-х гг. вместо ранее применяющихся институтов возмещения ущерба, которые не гарантировали выплаты в случае тяжелого бюджетного положения работодателя, была создана система обязательного социального страхования от травматизма на производстве и профзаболеваний.
Благодаря этому с 2000 г. ФСС РФ осуществляет обязательное социальное страхование от производственного травматизма.
С 2001 г. изменился контроль за финансовой стороной деятельности фонда. [30]
До этого тариф составлял 5,4 % от фонда зарплаты предприятия. С 2001 г. был введен ЕСН и размер отчислений в ФСС составил 4 %. С 2005 г.
ЕСН был снижен до 3,2%, а с 2006 г. – до 2,9 %.
Контроль за доходной частью бюджета был передан налоговым органам, а за расходной – контрольно-ревизионным службам регионального отделения.
С 2005 г. ФСС занимается обеспечением инвалидов средствами реабилитации, протезами и пр., а с 2006 г. — выдачей родовых сертификатов.
С 2007 г. фонд финансирует выплату пособий неработающим гражданам по уходу за детьми до полутора лет.
С 2012 года произошли серьезные изменения по оплате больничных листов.
До этого больничный оплачивал работодатель в счет уплаты последующих взносов. [30]
Теперь работодатель оплачивает первые 3 дня больничных, а остальное оплачивает фонд.
С каждым годом ФСС работает в сторону все большей модернизации системы социального страхования.
Раньше он занимался профилактическим оздоровлением застрахованных, распределяя средства на санаторно-курортный отдых работающих.
Сейчас эта строка расходов оставлена только у льготных категорий граждан.
На сегодняшний день ФСС осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению других возложенных на него государственных функций. [43]
Для реализации этих задач на территориях всех субъектов РФ созданы отделения фонда.
Его бюджет утверждается ежегодно федеральным законом. Он не входит в консолидированный бюджет Российской Федерации. Далее ФСС перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, фонд отвечает за разработку и реализацию государственных программ по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Для осуществления своей деятельности ФСС собирает страховые взносы с предприятий и организаций, которые рассчитываются как процент от начисляемой зарплаты сотрудников. При этом каждая регистрируемая в установленном законом порядке организация обязана встать на учет в территориальном отделении Фонда социального страхования. Кроме того, при открытии счета в банке юридическому лицу необходимо направить в ФСС уведомление об открытии счета. [43]
В фонд, кроме головного отделения, входят исполнительные органы:
-
самостоятельные региональные отделения; -
отраслевые отделения, которые функционируют в отдельных отраслях хозяйства; -
филиалы, которые создаются по согласованию с председателем фонда. -
ФСС и все отделения, и филиалы являются самостоятельными юрлицами с гербовыми печатями и текущими банковскими счетами.
Во главе руководящего органа ФСС стоит председатель фонда. Управленческую структуру составляют правление ПФСС. Состав правления утверждает Правительство. Организацией работы центрального аппарата занимаются департаменты, каждый из которых отвечает за определенное направление деятельности, например: [30]
-
финансовые вопросы; -
правовое обеспечение; -
страхование рисков, существующих на производстве; -
администрирование поступления страховых взносов; -
контрольно-ревизионная работа; -
обеспечение клиентского обслуживания; -
деятельность центров реабилитации.
Исполнительные организации Фонда социального страхования Российской Федерации ФСС представлены на всей площади страны и делятся на группы в зависимости от территориального уровня:
-
республиканские; -
краевые и областные; -
в автономных образованиях (округах и областях); -
в городах, имеющих федеральное значение.
Каждый их территориальных органов имеет филиалы в населенных пунктах, которые непосредственно работают с организациями и гражданами. Кроме самостоятельных региональных
отделений в структуру ФСС входят отделения, работающие в отраслях хозяйства. Руководство подразделениями осуществляют управляющие. Координационные советы Фонда на местах являются совещательными органами. [30]
Контроль деятельности ФСС возложен на внутренний департамент контрольно-ревизионной службы. Внешний контроль осуществляет налоговая служба.
Фонд работает в тесном сотрудничестве с другими государственными органами, в частности, с Министерством труда и социальной защиты.
Собранные средства фонд расходует на выплату следующих пособий: [43]
-
пособие по временной нетрудоспособности; -
пособие по беременности и родам; -
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель); -
пособие при рождении ребенка; -
ежемесячное пособие по уходу за ребенком; -
оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет; -
пособие на погребение и другие пособия.
ФСС имеет статус финансово-кредитного органа, выполняющего функции финансового обеспечения затрат, связанных с обязательным социальным страхованием. Фонд концентрирует средства, поступающие от страхователей, и распределяет их на выплаты социальной помощи гражданам. Средства, принадлежащие ФСС, не являются бюджетными, и не могут изыматься для других целей. Тем не менее, они относятся к государственной собственности. ФСС регулярно отчитывается о своей деятельности в Государственной Думе РФ. Основной задачей Фонда социального страхования остается сбалансированность бюджета путем увеличения доходов, что стало возможным благодаря передаче в 2017 г. функции администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе. [30]
3 КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования
Социальное страхование представляет собой подвижный механизм, что обуславливает необходимость изучения данного феномена. Социальное страхование является одной из форм социальной защиты населения, целями которого является компенсация, предупреждение, а также сведение к минимуму ущерба, причиненного различными социально значимыми обстоятельствами. В свою очередь социальная защита населения, как более общее понятие, представляет собой практическую деятельность по претворению в жизнь ключевых направлений социальной политики государства с целью улучшения условий труда и быта широких слоев населения [26].
Под социальной защитой населения понимается деятельность как государственных, так и негосударственных органов и организаций по реализации мероприятий политического, экономического, организационного характера, которые необходимы для выявления, предупреждения, смягчения негативных последствий в отношении человека или членов его семьи при наступлении различного рода социально значимых обстоятельств [22].
Уровень устойчивости государственного развития в большой степени зависит от увеличения роли и значения социальной защиты населения. При этом право на социальную защиту является одним из ключевых прав любого человека [26].
В соответствии с анализом проведённых исследований Международной организацией труда, можно прийти к выводу, что эффективная социальная защита увеличивает развитие человеческого потенциала, инвестирование в социальную защиту — это инвестирование в здоровое, равноправное общество [45].
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что социальная защита населения напрямую связана с социальной политикой государства, направленной на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с наступлением социально значимых обстоятельств. Таким образом, социальное страхование является важным институтом социальной защиты населения.
Те не менее за годы самостоятельности социальное страхование так и не стала безупречно функционирующей системой защиты нетрудоспособного населения, однако государство, последовательно реформируя отрасль в сложных экономических условиях, стремится к созданию оптимального баланса между наполнением страхового фонда и распределением выплат.
Основной проблемой российского социального страхования является недофинансирование страховых фондов, которые осуществляют выплаты по страховым событиям. Как следствие — уровень расходов выше доходной части, особенно в сфере медицинского и пенсионного страхования. Существует ряд причин, экономического и социального характера, которые обуславливают данную проблему: [39]
-
Недополучение взносов из-за неофициального приема сотрудников на работу, оформление трудовых отношений по гражданско-правовому договору, который не предусматривает внесение работодателем страховых платежей; -
Обязательность нестраховых выплат из бюджета страховых фондов. Сюда относится:
-
оплата ритуальных похоронных услуг; -
расходы по содержанию (частичному) детских оздоровительных учреждений, детской внешкольной занятости; -
возмещение средств, потраченных на проезд к месту оздоровления и др.; [39]