Файл: Основные теории происхождения права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Промежуточным переводом, например, будет перевод, сделанный с оригинального произведения, а затем послуживший вариантом для перевода на третий язык. Так, в случае перевода произведения с русского языка на английский и с английского языка на французский, английский перевод будет промежуточным.

Не решен в нашем законодательстве вопрос охраны прав авторов промежуточного перевода, хотя в советском законодательстве этот вопрос был решен на уровне многих республик бывшего СССР (Казахстана, Литвы).

Адаптации, обработки, экранизации, музыкальные аранжировки, инсценировки либо иные переработки произведений, имеющие творческий характер, также являются производными произведениями.

Составные произведения строятся на основе оригинальных и производных произведений (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Составное произведение представляет собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Составное произведение включает в себя другие произведения, части произведений, официальные документы, не являющиеся объектами авторского права, произведения, перешедшие в общественное достояние. Такими произведениями являются сборники, антологии, энциклопедии, хрестоматии, справочники, базы данных и др.

В зависимости от числа авторов, участвующих в творческом процессе, объекты авторского права делятся на произведения, созданные одним автором, и совместные (коллективные — два и более авторов) ст. 1258 ГК РФ.

По основаниям доступности для общества произведения делятся на обнародованные и необнародованные, имеющие различный режим охраны (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Обнародованные произведения доступны для всех.

Необнародованное произведение — это произведение определенной объективной формы, которое с согласия автора не опубликовано, не исполнено публично, не показано и т.д., т.е. не является доступным для публики. Обнародовать или не обнародовать произведение — решает сам автор.

Обнародованные и необнародованные произведения российских и иностранных авторов и правообладателей, находящиеся на территории России, охраняются с момента создания произведений.

Авторское право распространяется также на обнародованные либо необнародованные произведения российских граждан, находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами России.

Произведение будет считаться впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации согласно п. 2 ст. 1256 ГК РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на ее территории. Из этого следует, что в России будут охраняться произведения тех авторов-иностранцев, которые впервые опубликовали свои работы в стране, не участвующей в Бернской Конвенции, и не имеющей двустороннего договора с Российской Федерацией, но в течение 30 дней после даты первого опубликования в другой стране опубликовали произведения в России.


Таким образом, необнародованные иностранные произведения, находящиеся на территории Российской Федерации в определенной материальной форме, охраняются от противоправных действий по авторскому праву России. Однако охрана неопубликованного произведения может зависеть от территории последующего обнародования.

Если произведение в последующем будет опубликовано в России, то оно будет охраняться российским авторским правом. Но при опубликовании произведения за рубежом или в стране, которая не связана с Россией международным соглашением, произведение не охраняется.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения (п. 4 ст. 1256 ГК РФ).

Наличие или отсутствие связи с трудовой деятельностью автора — основание, по которому объекты авторского права подразделяются на служебные и неслужебные произведения.

Служебное произведение — произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В соответствии с этим служебным заданием работодателя должно быть по сути именно это произведение. На практике бывает трудно разграничить произведения, созданные автором в рамках выполнения трудовых обязанностей и вне таковых. В связи с этим важно очертить круг обязанностей работника и раскрыть специфику данного ему служебного задания.

В соответствии с нормами трудового права служебные обязанности — это круг действий, возложенных на работника по трудовому договору, по определенной специальности, квалификации и должности и безусловных для выполнения.

Служебное задание — это заказ, поручение выполнить трудовую функцию (обязанность), данное работнику.

Следовательно, можно сделать вывод
, что произведения, которые созданы в порядке выполнения служебного задания, являются результатом деятельности не только юридического лица, но и его сотрудника-автора, чья творческая деятельность связана трудовым взаимоотношением с этой организацией.

Трудовые отношения не могут регулировать использование служебных произведений, они лишь влияют на объем прав по их использованию. Автору служебного произведения принадлежит авторское право, т.е. личные неимущественные права (право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование), а имущественные права принадлежат работодателю, хотя договором между ним и автором может быть предусмотрено иное.

Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. В случае, если работодатель начнет использование произведения, либо по зависящим от него причинам не начал использовать произведение в указанный срок, автор приобретает и сохраняет право на вознаграждение.

Работодатель не может без согласия автора сделать произведение доступным, внести в него изменения и т.д., но автор должен решить вопрос об обнародовании произведения, поскольку иначе его отказ будет воспринят как нарушение трудовой дисциплины.

Физические лица как субъекты авторского права

Изначально субъектами авторского права признаются лица, трудом которых созданы произведения науки, литературы, искусства.

Поэтому только право самого автора является первоначальным. У других правообладателей авторское право является производным, либо оно переходит по наследству, либо это зависит от желания и воли самого автора.

Непосредственно у автора право действует в течение всей его жизни. Другие правообладатели авторских прав ограничены определенным временем (например, 70-летним сроком охраны после смерти автора).

Субъектами авторского права могут быть российские и иностранные граждане, их правопреемники, наследники, юридические лица, российское государство, субъекты РФ и др.


Авторское право у лица возникает с момента создания произведения.

Не существует каких-либо ограничений или возрастного ценза для признания лица автором. Авторы произведений, независимо от возраста, дееспособности, обладают авторскими правами.

Судьба произведений недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних субъектов во многом зависит от законных представителей, так как сделки должны заключаться с такими авторами при участии их опекунов и попечителей.

Способность автора иметь, приобретать, осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности в полном объеме возникает по достижении лицом совершеннолетия.

Иностранные граждане и лица без гражданства являются субъектами авторского права наравне с российскими гражданами.

Субъектами авторского права являются соавторы, совместным трудом которых создается произведение (п. 1 ст. 1258 ГК РФ).

Соавторство — совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом.

Соавторство на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно.

Существуют два вида соавторства:

1) нераздельное, возникающее в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое;

2) раздельное, которое возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых будет определяться вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения будут иметь правовой характер.

В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут определять распределение вознаграждения.

Следующими субъектами авторских правоотношений являются правопреемники, которыми могут быть наследники по закону и по завещанию. К правопреемникам не переходят такие личные неимущественные права, как право на авторство, право на имя.

К правопреемникам переходят имущественные права либо по закону, либо на основе договора, заключенного с авторами.

Особенность реализации права на служебные произведения проявляется в том, что работник как субъект авторского права и работодатель могут заключить договор, в котором будет определен порядок использования служебного произведения.


К числу творческих работников, заключающих трудовой договор с работодателем, обычно относятся художники, режиссеры, артисты, операторы, журналисты и т.д., хотя, например, с художниками, журналистами, сценаристами могут заключаться авторские договоры.

Личные неимущественные права на служебные произведения принадлежат автору служебного произведения, здесь исключено правопреемство работодателя, однако, если работодатель поручил автору создать произведение, значит, оно должно быть использовано для каких-либо целей.

Авторские права таких субъектов авторского права, как переводчик, составитель и иной автор производного или составного произведения, охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав, независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (ст. 1260 ГК РФ).

Кинематографическое произведение является совместным произведением многих лиц: режиссеров, сценаристов, художников, композиторов и др.

Круг авторов аудиовизуального произведения строго ограничен. К ним, в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ, относятся режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Продюсер, который не является автором, но предоставляет необходимые денежные средства для создания фильма, обладает исключительными правами на воспроизведение, распространение, публичное исполнение фильма.

Продюсером-автором может выступать любое физическое лицо, внесшее определенный творческий вклад в создание фильма.

В российском законодательстве продюсер — это изготовитель аудиовизуального произведения, физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Вознаграждение за аудиовизуальное произведение, как правило, выплачивается авторам заранее на основе индивидуальных договоров, условия при этом устанавливает продюсер.

Когда в контракте предусматривается заранее обусловленное вознаграждение, продюсер платит независимо от дохода, который он может получить впоследствии, так как автор, да и сам продюсер до выхода произведения в прокат не могут оценить популярность и доход будущего произведения.

Субъектами авторского права являются разработчики проектов официальных документов. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией проект может использоваться от имени этих органа или организации без указания имени разработчика (ч. 3 п. 2 ст. 1264 ГК РФ).