Файл: 1. Назовите сильные и слабые стороны принятия решений в группах. Сильные стороны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Участие в процессе принятия решений налагает на индивида соответствующие моральные обязательства и повышает уровень его мотивации, если ему предстоит выполнять эти решения. Важное достоинство групповых решений, принимаемых в какой-либо реальной организации, состоит в том, что такие решения могут восприниматься более легитимными по сравнению с решениями, принятыми единолично.
“Группомыслие”. Порой группы, которым нельзя отказать ни в компетентности, ни в интеллекте, принимают решения, впоследствии оказывающиеся катастрофическими.
Американский психолог И. Джанис, обративший внимание на данное обстоятельство, утверждает, что подобные эффекты могут быть вызваны крайними формами групповой поляризации. Условия, способствующие этому, Джанис назвал “группомыслием”, отмечая в качестве его симптомов снижение умственной продуктивности, недостаточный учет реальности и повышение уровня дозволенности при моральной оценке принимаемых решений.
Все это, вместе взятое, вызывает у группы чрезмерное желание достичь консенсуса. Такое желание препятствует критической оценке возможных вариантов решения.
Исследователи заключили, что с достаточной степенью надежности можно обнаружить различие между теми группами, решения которых отражали “группомыслие”, и другими, решения которых демонстрировали обоснованное заключение и своеобразную “зоркость”.
Полученные данные также подтверждали наличие процесса “группомыслия”. Такими, например, характеристиками были подозрение по отношению к другим, ограничение информационного обмена, осуждение оппозиционеров.
В соответствии с моделью Джаниса, по мере того как в группах возникала все большая забота о групповом консенсусе, они начинали проявлять все больше симптомов “группомыслия”, в результате чего процесс принятия решения оказывался несовершенным. Однако полученные данные не поддержали положения Джаниса о том, что “группомыслие” вызывается высоким уровнем сплоченности или ситуационной угрозой.
Иначе говоря, вероятность того, что группы очень сплоченные и находящиеся в условиях большой напряженности станут жертвами “группомыслия”, не более велика, чем для групп менее сплоченных или оказавшихся в менее стрессовых условиях.
В целом можно заключить, что явление “группомыслия” действительно существует, хотя и не в полном соответствии с моделью Джаниса. “Группомыслие”, очевидно, может серьезно подорвать способность групп эффективно принимать важные решения.
19. Перечислите функции коммуникаций в организации, которые выделяют исследователи.
Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:
1. информативную функцию -- передачу сведений, предоставление необходимой информации;
2. мотивационную функцию -- побуждает сотрудников к лучшему исполнению задач, используя убеждения, просьбы, приказы и т. д. ;
3. контрольную функцию -- отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и соподчиненности;
4. экспрессивную функцию -- способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношению к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности
20. Что необходимо для осуществления любого коммуникационного акта?
Любой акт коммуникации обязательно предполагает наличие трех элементов: субъекта (отправителя, адресанта), объекта (получателя, адресата) и сообщения.
Акт коммуникации не состоится, если сообщение не будет реализовано в каком-то коде. В обычной коммуникации между людьми таким кодом является язык.
21. Назовите основные элементы коммуникационного процесса.
Термин или понятие коммуникационный процесс — это процесс (метод) взаимодействия совокупности компонентов. В коммуникационном процессе выделяют следующие основные элементы коммуникационного процесса:
Сообщение – это непосредственно информация.
Отправитель – это человек, который генерирует идею либо собирает информацию и передает ее.
Адресат (получатель) – это лицо, которому информация предназначена и которое трактует ее.
Каналом может называться средство передачи информации. Каналы могут быть таких видов:
-компьютерные сети,
-устная передача,
-электронная почта,
-совещания,
-отчеты, служебные записки,
-письменная передача,
-телефонные переговоры.
22. В чем заключается специфика вертикальных и горизонтальных каналов коммуникации? Почему горизонтальные потоки информапии обычно интенсивнее вертикальных?
Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять прежде всего сверху вниз. Именно таким образом руководство доводит до подчиненных сведения о текущих задачах, рекомендуемых методах действий, применяемых санкциях и вознаграждениях, об изменении организационных норм и нормативов, а также организационной структуры и технологии. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.
Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные — руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней. Подчиненные могут использовать восходящие потоки информации, чтобы довести до сведения высшего руководства информацию о частных проблемах подразделений и отдельных работников, а также о событиях, выходящих за рамки контроля со стороны формальной структуры организации.
Горизонтальные каналы коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации. Горизонтальные коммуникации реализуются в виде обмена информацией на совещаниях высших руководителей, руководителей среднего уровня, низшего звена управления, на собраниях исполнителей, а также в неформальных коалициях, кружках коллег, в ходе трудовой деятельности и т.д.
Уже только перечисление возможных горизонтальных каналов показывает их необыкновенное разнообразие и свидетельствует о больших возможностях для управления деятельностью организации и наиболее полного обеспечения информацией членов организации всех уровней. Для функционирования горизонтальных каналов коммуникации особенно важно наличие неформальной структуры организации.
Информация, содержащаяся в вертикальных потоках, изменяется при ее движении вверх или вниз по формальным организационным структурам. При прохождении вверх информация суммируется, обобщается. При движении вниз передается лишь ограниченная часть информации, которая считается необходимой.
23. Что входит в содержание понятия «социально-производственная информация»?
Социальная информация — это осмысленное коммуникационное сообщение в свете информационного подхода. Эта дефиниция подразумевает, что осмысленное сообщение может быть носителем знаний, эмоций, побуждений (все это — смыслы), и значит, последние попадают в содержание социальной информации. Другими словами: социальная информация — это сообщение, имеющее смысл.
24. Какие коммуникационные барьеры могут препятствовать успешной деятельности организации? Как их можно преодолевать?
Различают коммуникационные барьеры микро- и макроуровня (микробарьеры и макробарьеры).
Микробарьеры мешают успешной коммуникации в конкретных, узких областях профессионального общения. К таким барьерам относятся:
· психологический настрой отправителя информации по отношению к получателю (адресату);
· психологический настрой получателя (адресата) по отношению к отправителю информации;
· низкую способность восприятия получателем формата данной информации (трудная или специфичная лексика, сложность фраз, национальный акцент и др.);
· отсутствие обратной связи
· предвзятое отношение обоих контрагентов коммуникации к обсуждаемой теме (идее) и приводимой аргументации.
Коммуникационные макробарьеры создают преграды для установления успешной коммуникации в целом. К ним относятся:
· увеличение пропускной способности сетей, каналов, средств передачи и кодирования информации, в результате чего часть информации пропадает или искажается вследствие перегрузки сетей;
· упрощенная информация, несущая в себе мало конструктивных идей, слабосвязанная с контекстом общения;
· языковой барьер (иноязычная среда общения, профессиональный сленг, не воспринимаемый невербальный стиль общения);
· организационные и технические причины.
Несмотря на разнообразие причин, можно попытаться представить себе внутреннюю структуру коммуникационных барьеров как факторную связь нескольких первопричин. Барьеры можно разделить на преграды, которые зависят от инициатора коммуникации, источника управленческой информации и преграды, которые зависят от получателя управленческой информации, коммуникационного контрагента.
Причины искажения информации, зависящие от её источника:
· некачественное построение сообщения и информационного обмена (недостаточная убедительность неудачный лексический состав);
· недостатки обратной связи (отсутствие мотивации);
· неумение вести диалог и переговоры (неумение слушать и задавать вопросы);
· погрешности логики сообщения (недооценка позиции и способности получателя);
· низкие индивидуальные особенности отправителя информации (дикция, слух, зрение, невнимательность, память и т.д.).
Причины искажения информации, зависящие от её получателя:
· неспособность адекватно оценивать степень важности сообщения (слабое знание темы, низкий уровень культуры);
· некорректный набор установок сознания (подверженность стереотипам, предвзятость, конфликтность, отсутствие внимания);
· несоответствующий интерес к теме коммуникации;
· низкие индивидуальные физиологические особенности получателя информации (зрение, слух, память, невнимательность и т.д.).