Файл: 1. История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44. Внеш. политика СССР в «период разрядки междунар. напряж-ти» (1970–1979).
Перед началом периода разрядки международной напряженности Советский Союз догнал США по мощи ядерного потенциала, то есть стра-ны достигли стратегического равновесия, которое было основано на взаимном гарантированном уничтожении.
Ограничение вооружений
Стороны достигли равенства в ядерных силах, после чего приступили к разрядке. Началось сотрудничество в рамках советско-американской программы «Союз — Аполлон», Советский Союз и Соединенные Штаты подписали договор об ограничении вооружений.
Экономическое сотрудничество
В период разрядки в международных отношениях велась разработка космических стыковочных модулей, совместно развертыва-лась система спасения людей, терпящих бедствие (Коспас-Сарсат). В сфере химической промышленности продвигалась политика Л. Костан-дова — министра химической промышленности СССР.
Окончание разрядки отношений
Период разрядки завершился вторжением Советского Союза в Афганистан. 24-25 декабря 1979 года дворец Хафизуллы Амина, аф-ганского политического деятеля и главы государства, был взят штурмом, а сам он убит. После ввода войск президент Соединенных Штатов Дж. Картер предписал Сенату: отложить ратификацию договора о сокращении вооружений; ограничить или прекратить экспорт в СССР неко-торых товаров (в первую очередь эмбарго касалось высокотехнологичной и сельскохозяйственной продукции); приостановить обмены между СССР и США в области науки, культуры, образования, медицины, науки и техники; отсрочить открытие консульств. Вскоре в США решили не посылать национальную сборную на Олимпийские игры 1980 года в Москве. К бойкоту Олимпийских игр тогда присоединились более 60 стран. Было решено приостановить полеты «Аэрофлота» и отложить проведение переговоров, отказаться от автоматического продления договоров, срок которых заканчивался в 1981 году, а также пересмотреть порядок получения разрешений на поставку в СССР некоторых видов техники. Так после разрядки международные отношения снова перешли к конфронтации.
45. Соц.-эконом. и политические реформы в СССР в период «перестройки» (1985–1991).
В 80-х годах экономика Советского Союза оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях.
Этапы экономических реформ .
В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсиро-вания темпов развития НТР (научно-технической революции), переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий пра-вительства.
Политика ускорения
Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение темпов роста экономики. При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития.
В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям.
Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить падение курса рубля. Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа.
Результаты
Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия пра-вительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.
46. Причины распада СССР и его геополитические последствия.
Причины
В экспертной среде встречается мнение, что предпосылки распада СССР были заложены в момент его возникновения. Кризис социалистиче-ского проекта, запоздалые экономические реформы и череда внешнеполитических потрясений, давших толчок к ликвидации так называемой Советской империи, вызывают обильный поток рассуждений об исчезновении некогда влиятельной фигуры с мировой шахматной доски. По мнению исследователей, к распаду СССР и его проигрышу в холодной войне привела совокупность следующих факторов:
• сосредоточение власти в руках российской бюрократии;
• стремление лидеров союзных республик любой ценой обрести максимальную полноту полномочий;
• некомпетентность и старение партийной верхушки;
• межнациональные противоречия и желание отдельных народов развивать свою культуру без постороннего вмешательства;
• безудержная гонка вооружений;
• огромные расходы на поддержку дружественных режимов;
• перекосы плановой экономики;
• стагнация во всех промышленных секторах;
• дефицит товаров народного потребления;
• обвал цен на нефть;
• отставание в уровне жизни от передовых стран Запада;
• жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
• изоляция граждан от внешнего мира;
• подрывная деятельность капиталистических государств во главе с США.
Последствия
Закономерным итогом распада СССР стал разрыв большей части устоявшихся связей между хозяйственными субъектами в союзных республи-ках. В результате прекращения полноценного взаимодействия между обособленными экономическими системами новоиспеченных госу-дарств значительно уменьшились возможности для маневрирования финансовыми, природными и производственными ресурсами. Как только закончилась коммунистическая эпоха, все бывшие республики Союзного государства, включая РСФСР, настиг затяжной кризис, отголоски которого ощущаются по сей день. Материальное состояние граждан оказалось в крайне тяжелом положении, резко выросли цены.
Серьезно пострадали промышленность и аграрный сектор, с внутреннего рынка начали пропадать товары отечественных производителей. В упадок пришли транспортная, телекоммуникационная системы и жилищно-коммунальное хозяйство
47. Политический кризис в России в 1993 г. и принятие Конституции РФ. Россия в системе мировой экономики.
В 1993 году произошло противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, правительство во главе с председателем В. С. Черномырдиным, мэр Москвы Ю. М. Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооружённое кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к многочисленным жертвам, в том числе и среди мирного населения.
Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса.
Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.
Само голосование президент организовал с нарушением закона «О референдуме» и действовавшей Конституции, согласно которой принимать новый Основной закон должен был Съезд народных депутатов.
«За» проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года. Однако из общего числа избирателей (106,1 млн человек) на участки пришли только 58,1 млн, то есть менее 55%. Таким образом, «за» ельцинскую Конституцию проголосовало лишь около 30% списочного состава избирателей. И все же 25 декабря Конституция вступила в силу.
В системе мировой экономики
Многие эксперты считают, что вклад РФ в мировую экономику постепенно снижается. Они подчеркивают необходимость принятия срочных мер для изменения ситуации. Следует более подробно изучить проблему, чтобы установить место России в современной мировой экономике.
Сегодня можно смело говорить, что санкции в отношении России все же доставили серьезный дискомфорт. В апреле в черный список были внесены некоторые российские бизнесмены. Введение Соединенными Штатами санкций вызвало временный обвал фондового рынка России. Многие иностранные инвесторы стали активно избавляться от российских активов. В результате доля нерезидентов на рынке к ноябрю снизилась почти на 10%, что привело к падению курса национальной валюты. Ситуацию не спасла даже высокая стоимость нефти на мировом рынке.
В результате общегодовой рост экономики не достиг спрогнозированной Министерством экономического развития отметки в 2,1%. Наибольшую обеспокоенность у аналитиков вызывает ситуация в промышленности страны. Чтобы добиться устойчивого роста экономики, правительству необходимо принимать соответствующие меры. Последние годы характеризуются дальнейшим снижением реальных доходов граждан. Это произошло на фоне номинального увеличения заработных плат и невысокого показателя инфляции.
В 2018 году ВВП РФ был равен более 1,65 млрд долларов. Таким образом, доля России в мировом ВВП составила 1,98%. Бесспорным лидером по этому показателю являются Соединенные Штаты с 20,49 млрд долларов (23,48%)
Чтобы точно определить, каково было место России в мировой экономике, необходимо рассмотреть внешнеэкономическую деятельность страны. Товарооборот РФ в 2018 году по сравнению с 2017 вырос на 82,3 млрд долларов (17,6%), достигнув $688,2 млрд. При этом было экспортировано 449,8 млрд долларов, а импортировано — 238,4 млрд.
Одной из главных проблем российской экономики является промышленность. На сегодняшний день страна так и не смогла выйти на мировой рынок с каким-либо конкурентноспособным продуктом мирового спроса. Примененные к РФ санкции не способствуют экономическому росту.
Экономика России обладает большим потенциалом для дальнейшего развития. Страна имеет для этого соответствующие человеческие, природные и технологические ресурсы. Экономическое положение России может и должно быть улучшено в ближайшие годы. При этом необходимо отдавать отчет, что поднять экономику за несколько лет практически невозможно. Учащимся 9 класса необходимо знать, какую роль РФ играет в экономике планеты, называть место, занимаемое страной на мировой экономической карте, а также уметь кратко охарактеризовать уровень ее развития.
Перед началом периода разрядки международной напряженности Советский Союз догнал США по мощи ядерного потенциала, то есть стра-ны достигли стратегического равновесия, которое было основано на взаимном гарантированном уничтожении.
Ограничение вооружений
Стороны достигли равенства в ядерных силах, после чего приступили к разрядке. Началось сотрудничество в рамках советско-американской программы «Союз — Аполлон», Советский Союз и Соединенные Штаты подписали договор об ограничении вооружений.
Экономическое сотрудничество
В период разрядки в международных отношениях велась разработка космических стыковочных модулей, совместно развертыва-лась система спасения людей, терпящих бедствие (Коспас-Сарсат). В сфере химической промышленности продвигалась политика Л. Костан-дова — министра химической промышленности СССР.
Окончание разрядки отношений
Период разрядки завершился вторжением Советского Союза в Афганистан. 24-25 декабря 1979 года дворец Хафизуллы Амина, аф-ганского политического деятеля и главы государства, был взят штурмом, а сам он убит. После ввода войск президент Соединенных Штатов Дж. Картер предписал Сенату: отложить ратификацию договора о сокращении вооружений; ограничить или прекратить экспорт в СССР неко-торых товаров (в первую очередь эмбарго касалось высокотехнологичной и сельскохозяйственной продукции); приостановить обмены между СССР и США в области науки, культуры, образования, медицины, науки и техники; отсрочить открытие консульств. Вскоре в США решили не посылать национальную сборную на Олимпийские игры 1980 года в Москве. К бойкоту Олимпийских игр тогда присоединились более 60 стран. Было решено приостановить полеты «Аэрофлота» и отложить проведение переговоров, отказаться от автоматического продления договоров, срок которых заканчивался в 1981 году, а также пересмотреть порядок получения разрешений на поставку в СССР некоторых видов техники. Так после разрядки международные отношения снова перешли к конфронтации.
45. Соц.-эконом. и политические реформы в СССР в период «перестройки» (1985–1991).
В 80-х годах экономика Советского Союза оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях.
Этапы экономических реформ .
В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсиро-вания темпов развития НТР (научно-технической революции), переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий пра-вительства.
Политика ускорения
Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение темпов роста экономики. При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития.
В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям.
Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить падение курса рубля. Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа.
Результаты
Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия пра-вительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.
46. Причины распада СССР и его геополитические последствия.
Причины
В экспертной среде встречается мнение, что предпосылки распада СССР были заложены в момент его возникновения. Кризис социалистиче-ского проекта, запоздалые экономические реформы и череда внешнеполитических потрясений, давших толчок к ликвидации так называемой Советской империи, вызывают обильный поток рассуждений об исчезновении некогда влиятельной фигуры с мировой шахматной доски. По мнению исследователей, к распаду СССР и его проигрышу в холодной войне привела совокупность следующих факторов:
• сосредоточение власти в руках российской бюрократии;
• стремление лидеров союзных республик любой ценой обрести максимальную полноту полномочий;
• некомпетентность и старение партийной верхушки;
• межнациональные противоречия и желание отдельных народов развивать свою культуру без постороннего вмешательства;
• безудержная гонка вооружений;
• огромные расходы на поддержку дружественных режимов;
• перекосы плановой экономики;
• стагнация во всех промышленных секторах;
• дефицит товаров народного потребления;
• обвал цен на нефть;
• отставание в уровне жизни от передовых стран Запада;
• жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
• изоляция граждан от внешнего мира;
• подрывная деятельность капиталистических государств во главе с США.
Последствия
Закономерным итогом распада СССР стал разрыв большей части устоявшихся связей между хозяйственными субъектами в союзных республи-ках. В результате прекращения полноценного взаимодействия между обособленными экономическими системами новоиспеченных госу-дарств значительно уменьшились возможности для маневрирования финансовыми, природными и производственными ресурсами. Как только закончилась коммунистическая эпоха, все бывшие республики Союзного государства, включая РСФСР, настиг затяжной кризис, отголоски которого ощущаются по сей день. Материальное состояние граждан оказалось в крайне тяжелом положении, резко выросли цены.
Серьезно пострадали промышленность и аграрный сектор, с внутреннего рынка начали пропадать товары отечественных производителей. В упадок пришли транспортная, телекоммуникационная системы и жилищно-коммунальное хозяйство
47. Политический кризис в России в 1993 г. и принятие Конституции РФ. Россия в системе мировой экономики.
В 1993 году произошло противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, правительство во главе с председателем В. С. Черномырдиным, мэр Москвы Ю. М. Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооружённое кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к многочисленным жертвам, в том числе и среди мирного населения.
Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса.
Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.
Само голосование президент организовал с нарушением закона «О референдуме» и действовавшей Конституции, согласно которой принимать новый Основной закон должен был Съезд народных депутатов.
«За» проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года. Однако из общего числа избирателей (106,1 млн человек) на участки пришли только 58,1 млн, то есть менее 55%. Таким образом, «за» ельцинскую Конституцию проголосовало лишь около 30% списочного состава избирателей. И все же 25 декабря Конституция вступила в силу.
В системе мировой экономики
Многие эксперты считают, что вклад РФ в мировую экономику постепенно снижается. Они подчеркивают необходимость принятия срочных мер для изменения ситуации. Следует более подробно изучить проблему, чтобы установить место России в современной мировой экономике.
Сегодня можно смело говорить, что санкции в отношении России все же доставили серьезный дискомфорт. В апреле в черный список были внесены некоторые российские бизнесмены. Введение Соединенными Штатами санкций вызвало временный обвал фондового рынка России. Многие иностранные инвесторы стали активно избавляться от российских активов. В результате доля нерезидентов на рынке к ноябрю снизилась почти на 10%, что привело к падению курса национальной валюты. Ситуацию не спасла даже высокая стоимость нефти на мировом рынке.
В результате общегодовой рост экономики не достиг спрогнозированной Министерством экономического развития отметки в 2,1%. Наибольшую обеспокоенность у аналитиков вызывает ситуация в промышленности страны. Чтобы добиться устойчивого роста экономики, правительству необходимо принимать соответствующие меры. Последние годы характеризуются дальнейшим снижением реальных доходов граждан. Это произошло на фоне номинального увеличения заработных плат и невысокого показателя инфляции.
В 2018 году ВВП РФ был равен более 1,65 млрд долларов. Таким образом, доля России в мировом ВВП составила 1,98%. Бесспорным лидером по этому показателю являются Соединенные Штаты с 20,49 млрд долларов (23,48%)
Чтобы точно определить, каково было место России в мировой экономике, необходимо рассмотреть внешнеэкономическую деятельность страны. Товарооборот РФ в 2018 году по сравнению с 2017 вырос на 82,3 млрд долларов (17,6%), достигнув $688,2 млрд. При этом было экспортировано 449,8 млрд долларов, а импортировано — 238,4 млрд.
Одной из главных проблем российской экономики является промышленность. На сегодняшний день страна так и не смогла выйти на мировой рынок с каким-либо конкурентноспособным продуктом мирового спроса. Примененные к РФ санкции не способствуют экономическому росту.
Экономика России обладает большим потенциалом для дальнейшего развития. Страна имеет для этого соответствующие человеческие, природные и технологические ресурсы. Экономическое положение России может и должно быть улучшено в ближайшие годы. При этом необходимо отдавать отчет, что поднять экономику за несколько лет практически невозможно. Учащимся 9 класса необходимо знать, какую роль РФ играет в экономике планеты, называть место, занимаемое страной на мировой экономической карте, а также уметь кратко охарактеризовать уровень ее развития.