Файл: 1. История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


48. Основные направления внутр. политики России в период презид-ва В.В. Путина

Основное направление внутренней политики в реалиях нашего дня — реализация рыночных реформ и максимальный уход государства из сферы производства. Еще его называют неолиберальным - государство максимально сокращает статьи бюджета на своих граждан,ведь общественная медицина,пенсии,образование и отдых для государства с рыночной экономикой являются не логичными,а всего лишь статьей расходов,которую нужно сокращать до нуля

В сфере бизнеса отменены или максимально снижены преграды для эксплуатации работника, например такие как правила технической безопасности,требования о обязательном 8 часовом рабочем дне и прочее. Реализована концепция «самозанятых» граждан,что в свою очередь позволяет бизнесу оформлять своих сотрудников в подобной форме и не выплачивать за них социальные расходы в бюджет,такие как пенсии,декретные отпуска и проч

Из-за такой политики население нашей страны весь период рыночного существования вымирает — смертность выше рождаемости. Реализованная политика «материнского капитала» не дала результатов и теперь восполнение населения ведется в основном жителями бывших республик и трудовыми мигрантами,для которых максимально упрощен процесс получения гражданства

Происходит процесс объединения и укрупнения бюджетных социальных учреждений — школ и вузов, поликлинник и больниц. Нагрузка на бюджетного работника делается максимальной,а его труд делается как можно более неэффективным — особенно сильно это заметно на примере медицины и образования

Делается это для того,чтобы люди обращались в частные заведения и приносили прибыль их владельцам — основная цель на дистанции сделать все бюджетные органы частными и платными,что опять же логично с точки зрения рыночной системы,но не логично для обывателя и здравого смысла

В сфере политики происходят проблемы типичные для буржуазной демократии — депутаты и чиновники представляют интересы крупного и среднего бизнеса (что логично для кап системы,так в США например открыто и очень хорошо развит институт лоббирования),буржуазные партии зачастую являются дублем правящей и продвигают ее интересы,а рядовой обыватель не имеет никакого влияния на власть


49. Роль современной России в мировом сообществе. Ее участие в международных организациях.


С т. зрения мир-системной теории,в капитализме есть страны центра и страны переферии. есть страны полупереферии. Россия относится к последним,во внешней политике все усилия правящего круга направлены на попытку стать одной из стран центра,чтобы максимально эксплуатировать страны на нижнем уровне путем неэквивалентного обмена

Проявляются черты России как государства — империалиста,а именно:

• влияние на политику ближних республик

• военный процесс в Сирии

• продвижение российских интересов и капитала в странах Африки

• попытка расширения в виде присоединения Крыма,участие и организация зон ДНР, ЛНР

• попытки военного присутствия в Арктике

Все это логично и правильно для рядов. гос-ва в сист. рыночных взаимоотношений,вот только империалистическая политика рано или поздно приводит к прямому военному конфликту

На данный момент Россия состоит в следующих международных организациях:

• Организа́ция Объединённых На́ций (ОО́Н) — междун. орг., созд. для поддерж. и укреп. междун. мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами

• Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — междун. орган., призв. регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав Союза ССР

• Сою́зное госуда́рство (белор. Саюзная дзяржава) — надгосударственность России и Белоруссии с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.

• Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), реже «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор»— региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»

• ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

• Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, государствами и странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия.

• Междун. валют. фонд, (МВФ) — специализированное учреждение .Организации Объединённых Наций с глав. офисом в городе Вашингтон, США.

• БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР. Сокращение BRICS было впервые предложено аналитиком Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic BRICs (Кирпичи для новой мировой экономики). До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИКС 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS

• Азиатско-Тихоок. эконом. сотруднич. (АТЭС) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоок. региона для сотруд. в обл. регион. торговли и облегч. и либерализ. капиталовложений.

• Евраз. эконом.союз – междун. организ. регион. эконом. интеграции, облад. междун. правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
50. Основные направления внешней политики России в 2000–2019 гг. Глобальные проблемы человечества и роль России в их решении.

В 2000 г. на свет появилась Концепция внешней политики РФ. Здесь можно выделить институциональные и региональные приоритеты.

Начнем с институциональных. Два ключевых, с точки зрения российской дипломатии, международных института: ООН и «Большая восьмер-ка».

№ 1 – ООН. Для России – важнейший элемент системы внешней политики и международных отношений. Площадка ООН позволяет РФ вы-ступать в качестве одной из ключевых держав современности, имеющей «право вето» в Совбезе. Унаследован высокий статус бывшего СССР.

№ 2 – «Большая восьмерка». Эта организация была создана в 1976 г. в Рамбуйе как механизм постоянных встреч и консультаций на уровне глав государств и правительств, ключевых министров и экспертных групп 7 наиболее развитых стран Запада.


В «семерку» вошли: США, Канада, Англия, Франция, Германия, Италия и Япония. Привлекательность этой организации – личные контакты глав государств, возможность в узком кругу совместно обсудить и принять важные внешнеполитические вопросы. Россия была принята в «семер-ку» в 1996 г.
Европейское направление. Здесь выделены три ключевые организации: ЕС, НАТО и ОБСЕ.

Евросоюз. Зафиксирована ключевая роль ЕС и процессов, происходящих на его пространстве. Отношения с Евросоюзом регулируются СПС, принятым в 1994 г. (ратифицирован в 1997 г.). Приоритет ЕС определяется значимостью европейского направления во внешней политике РФ и тем обстоятельством, что эта организация заявила о себе, как о неотъемлемом и действенном атрибуте системы м/о. Вместе с тем необхо-димо подчеркнуть, что наши взаимоотношения достаточно конфликтны. Речь идет и о негативном отношении к России со стороны т. н. «но-вой Европы», и об агрессивной политике ЕС в целом, распространяющем свое влияние на постсоветском пространстве и выталкивающем оттуда Россию. Кроме того, нельзя забывать о постоянных проблемах, возникающих в самом ЕС. Эти проблемы связаны с расширением Евро-союза, происходящей институциональной реформой (разногласия о путях дальнейшей интеграции – объединяться в единое супер-государство или оставить «Европу государств»). Подъемы и спады в развитии ЕС отражаются на динамике развития российско-европейских отношений.

НАТО. Противоречивое отношение. С одной стороны, есть ст. 5 Вашингтонского договора, подчеркивающая оборонительный характер этой организации. С другой стороны, есть пример Косово. Новая стратегическая концепция НАТО не исключает проведение военных операций вне зоны ответственности. Сейчас такая операция проводится в Афганистане. После 11 сентября 2001 г. НАТО узко специализируется по задачам и одновременно глобализируется по масштабам охвата. Последняя идея – расширить НАТО, включив в него Израиль, Японию, Австралию и Индию. Здесь прослеживается, во-первых, стремление сделать НАТО инструментом сдерживания не только России, но и Китая; во-вторых, превратить его в организацию, решающую вопросы безопасности в планетарном масштабе. Фактически НАТО – инструмент силовой амери-канской внешней политики.

Сейчас Россия участвует в решении проблем состояния международной торговли, разоружения, охраны окружающей среды, продоволь-ствия, освоения космоса, международной задолженности.


Россия имеет мощные запасы угля, железной руды, газа, нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых. Общая стоимость разведанных природ-ных ресурсов составляет 28--30 трлн долл., а с учетом прогнозов -- 140 трлн долл.

Наша страна обладает мощным научно-техническим потенциалом, который находится на втором месте после природных ресурсов. По коли-честву ведущих НИОКР Россия занимает второе место в мире.

Россия обладает при этом и квалифицированными трудовыми ресурсами.

Россия имеет развитый промышленный потенциал, представленный всеми отраслями промышленности.

С таким огромным производством, ресурсным, научно-трудовым потенциалом Россия способна участвовать в решении многих глобальных проблем. Прежде всего это касается развития международной торговли, где Россия может внести определенный вклад. Для этого необходимо устранить монополизм ряда западных стран на товарных и финансовых рынках и создать систему объективной и конкурентной среды с разными возможностями для торговли.

Например, Россия пока еще остается вне рамок Всемирной торговой организации. США уже длительное время отказывают России в режиме наибольшего благоприятствования. Эти обстоятельства мешают дальнейшей подлинной либерализации международной торговли.

Известно, что источник устойчивого развития человечества заключается в разнообразии и многообразии культур. Взаимопроникновение куль-тур в условиях глобализации неизбежно, хотя и довольно болезненно. В третьем тысячелетии нет смысла упорно цепляться за «возвраще-ние традиций», что зачастую ведет к застою и долгой изоляции нации от современного мира.

Конечно, источником глобализации является западный мир. Глобализация во многом является результатом социальной революции в запад-ных странах, и носит, на наш взгляд, «бархатный» характер. Бессмысленно отрицать, что процесс глобализации воплощает обще цивилиза-ционный дух и, заглядывая в далекое будущее можно утверждать, что глобализация является начальным этапом формирования новой гло-бальной цивилизации. При этом мировая экономика представляет собой внешнюю (материальную) оболочку нарождающейся глобальной цивилизации, а система общечеловеческих ценностей составляет ее внутреннее (духовное) ядро.