ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• функциональные отношения — это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации;
• отношения управленческого аппарата, данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендации, советов.
34. Факторы выбора организационной структуры управления: внешняя среда организации, цели системы управления, организационно-технологические и социальные параметры ОСУ
Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов. Наиболее значимыми являются следующие факторы:
• размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации;
• географическое размещение организации;
• технология;
• отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации;
• динамизм внешней среды;
• стратегия, реализуемая организацией.
Организационная структура должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем это необходимо. Обычно влияние размера организации на ее организационную структуру проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления организацией. Если организация маленькая и руководитель может один управлять деятельностью сотрудников, то применяется элементарная организационная структура. Если же количество сотрудников увеличивается, то в организации появляется промежуточный уровень в управлении и начинает применяться функциональная структура.
Географическое размещение организации в случае, если регионы достаточно изолированы, приводит к делегированию региональным подразделениям определенных прав в принятии решений и, соответственно, к появлению в организационной структуре региональных подразделений. Если права не очень большие, то увеличивается число ячеек в функциональной структуре. Если же территориальное подразделение наделяется статусом относительной самостоятельности, то происходит переход к дивизиональной структуре.
Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем. Во-первых, оргструктура привязана к той технологии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от того, какая технология используется в организации. Во-вторых, организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологическое обновление. В частности, организационная структура должна способствовать возникновению и распространению идей технологического развития, и проведению процессов технологического обновления.
Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации. Часто менеджеры склонны к выбору традиционной, функциональной формы организационной структуры, так как она им более ясна и привычна. Также на то, какая организационная структура формируется в организации, оказывают влияние расположение и отношение к работе, которые характерны для работников организации. Высококвалифицированные работники, а также работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают структуры, дающие им больше свободы и самостоятельности. Работники же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые и традиционные организационные структуры.
Динамизм внешней среды является очень сильным фактором, определяющим выбор организационной структуры. Если внешняя среда стабильна, в ней наблюдаются незначительные изменения, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующих больших усилий для их изменения. В том же случае, если внешняя среда очень динамична, структура должна быть органичной, гибкой и способной быстро реагировать на внешние изменения.
Стратегия оказывает заметное влияние на выбор организационной структуры. Совсем не обязательно менять структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии. Однако совершенно обязательно установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.
35. Классификация связей и соединений в структурах. Критерии классификации связей между элементами структуры
Выполнение функции организации включает в себя решение нескольких различных задач. Действия менеджера можно разделить на следующие этапы:
1. Формирование или корректировка организационной̆ структуры.
2. Установление взаимосвязей̆ между подразделениями в организационной̆ структуре;
3. Обеспечение взаимодействия между подразделениями и персоналом внутри
подразделений и организации путем контроля и регулирования (распорядительства) их деятельности.
На первом этапе в организации выделяются подразделения и определяется их состав. Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией̆ организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи и функции. Таким образом, под организационной̆ структурой̆ управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей̆ между ними. В ней̆ выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни.
Элементами организационной структуры являются службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции.
В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи.
По пространственной̆ ориентации выделяют два вида связей̆:
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их главное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей̆ организации при решении возникающих проблем. Они имеют ряд важных преимуществ: экономят время, повышают качество взаимодействия, развивают у руководителей̆ самостоятельность, инициативность, мотивированность. Они обычно не формализуются в ходе проектирования организации и устанавливаются чаще всего на неформальной̆ основе при использовании метода установления прямых контактов между теми, кто имеет отношение к проблеме.
Вертикальные связи — это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления. Данные связи служат каналами передачи распорядительной̆ и отчетной̆ информации, создавая тем самым стабильность в организации. Но при этом замедляется коммуникационный̆ процесс, возникает опасность искажения информации и замедления процессов принятия управленческих решений.
По продолжительности действия выделяют два вида связей̆:
Непрерывные, т.е. долговременные связи, не имеющие разрывов во времени. К таким связям на предприятии могут быть связи между заместителями директора филиала и подразделениями, за которые они отвечают.
Дискретная, т.е. связь, имеющая разрывы во времени действия. Дискретные связи могут быть разовыми и ситуационными, ритмичными и неритмичными.
По возможности изменения характеристик (вариабельности) связей̆ выделяют инвариантные и вариабельные связи. Вариабельные связи – это связи с изменяющимися характеристиками параметрами. Вариабельные связи являются ситуационными связями и решают задачу адаптации организации к изменяющейся ситуации. Например, менеджер по продажам заключил много договоров на пользование услугами, т.е. произошло увеличение объекта заказа. Для выполнения этого заказа в срок в отдел кадров поступила заявка на дополнительный̆ прием сотрудников в техподдержку для выполнения этих заказов.
По иерархии подчинения выделяют:
Линейные связи отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Линейные связи - отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными; эти связи идут в иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды.
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации. Они имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения.
36. Методы организационного проектирования ОСУ: метод аналогий; метод типового проектирования; программно-целевой метод; метод моделирования.
1. Метод аналогий заключается в классификации структурных схем объектов проектирования, выявлении среди них практически проверенной прогрессивной схемы и доработке ее с учетом особенностей проектируемого объекта. В некоторых отраслях используются типовые структурные схемы предприятий, которые берутся за основу при проектировании. Иногда в качестве аналогов применяются структурные схемы зарубежных фирм. Таким образом, разработка организационного проекта методом аналогий не требует больших затрат и сокращает время проектирования.
2. Типовое проектирование является более прогрессивным методом. ТП производится по отдельным блокам системы (структурные единицы, функциональные подразделения, службы управления и т.д.). На предприятиях машиностроения имеются службы и подразделения, выполняющие стандартные одинаковые работы. Такие подразделения целесообразно создавать по типовым проектам и единым нормативам (организация и управление ремонтом, инструментальным хозяйством и т.п.). Однако следует иметь ввиду, что развитие различных инженерных служб и обеспечивающих подразделений зависит от специализации предприятия и его производственных единиц, типа и масштабов производства, степени хозяйственной и ресурсной самостоятельности, пространственной планировки предприятия и их взаимоотношений с поставщиками и потребителями. В этом случае при проектировании должны быть учтены индивидуальные особенности.
3. Программно–целевой метод применяется при решении разовых, уникальных задач типа создание принципиально новых образцов изделий и технологических систем, рекомендуется при индивидуальном проектировании серийного и массового производства в машиностроении. Данный метод должен быть положен в основу организационного проектирования научно-технических комплексов и инженерных центров, объединяющих представителей науки и производства различных отраслей и ведомств. В рамках предприятия возможно формирование программно-целевых структур научно-технических служб и опытных производств.
4. Использование метода моделирования в организационном проектировании открывает возможности для получения многовариантных решений. Наиболее прогрессивным является имитационное моделирование. Оно позволяет учесть в динамике и взаимозависимости большое число организационных факторов.