Файл: Планирование и проектирование организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Концентрация: при осуществлении рационализации основные усилия должны быть сконцентрированы на главном объекте, главной сфере и главном направлении рационализации. Концентрация на главном объекте предполагает выделение именно того объекта, изменение организованности которого оказывает определяющее воздействие на уровень организованности всех объектов, включенных в данную систему. При этом предварительно необходимо выделить сферу деятельности, приоритетную в обеспечении организованности данной системы.

7. Специализация: научно обоснованная рационализация должна предусматривать специализацию самой системы, её подсистем и элементов.

Специализация – это концентрация системы (фирмы, подразделения) в определённой сфере деятельности. Все живые и неживые системы, а также их элементы в той или иной степени специализированы. Например, органы биологических систем специализированы на выполнении определённых функций, предприятие – на конкретных видах продукции.

8. Стандартизация: научно обоснованная рационализация должна быть основана на использовании системы стандартов.

Стандарт – это образец, эталон, применяемый для сопоставления с ним других подобных объектов.

9. Унификация: научно обоснованная рационализация должна быть основана на использовании унификации.

Унификация – это сведение многообразных конструктивных элементов к общему виду.

10. Персонификация: научно обоснованную рационализацию можно провести только при условии закрепления полномочий и ответственности за функционирование структур и осуществление процессов за конкретными должностными лицами.

11. Регламентация: научно обоснованная рационализация должна предусматривать определённый порядок функционирования организации.

Этот порядок устанавливает субъект управления для исполнителей процесса.

8. Сущность и содержание планирования организации

Планирование деятельности организации является одной из базовых функций и составной частью процесса управления. Как известно, в процессе планирования определяются цели и задачи организации, необходимые средства и этапы их реализации.

Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.


Планирование – это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

• Постановка целей и задач;

• Составление программы действий (проектирования);

• Вариантное составление программы (вариантное проектирование);

• Выявление необходимых ресурсов и их источников;

• Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;

• Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т. п.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

• распределения ресурсов;

• координации деятельности между отдельными подразделениями;

• координации с внешней средой (рынком);

• создания эффективной внутренней структуры;

• контроля за деятельностью;

• развития организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также дает возможность контролировать ситуацию.

9. Виды планов, их взаимосвязь со стратегией организации.

Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям: длительности планового периода и уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.

В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:

  • стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени;

  • тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

  • оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов.

По второму критерию планы составляются по объектам: план организации, план цеха, план отдела, план участка, план бригады, план работника.

По предмету планирования: финансовый план, по себестоимости, по продаже и т.д.

Стратегическое планирование — это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.


Все многообразие стратегий планирования можно объединить в три группы.

  • Ограниченный рост. Эту стратегию применяют большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Здесь цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию).

  • Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного повышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

  • Сокращение или стратегия последнего средства. Выбирается организацией реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня прошлого периода. Прибегают к такой стратегии в случаях, когда имеется устойчивая тенденция ухудшения и никакие меры не могут улучшить ситуацию.

Краткосрочные планы охватывают годовой период. Они разрабатываются на уровне предприятия в виде производственных программ на основе поступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, а также конкретизируются для отдельных цехов на квартал или месяц. В задачу краткосрочного планирования, в связи с этим входит обеспечение производства продукцией и услугами с минимальными затратами. Обычно в годовом разрезе составляются финансовые планы, планы НИОКР, социальных мероприятий, повышения квалификации и др.

Комбинированная стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив. Этой стратегии придерживаются чаще крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях. Текущее планирование находит выражение в виде краткосрочных и оперативных планов.

Подразделения на основе касающейся их части производственной программы осуществляют оперативное планирование, которое означает составление оперативно-календарных планов запуска-выпуска изделий и сменно-суточные задания.

Оперативно-календарный план определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий по дням недели, загрузку технологических линий.

В сменно-суточном задании перечисляется конкретная номенклатура и количество изделий, необходимых для нормального функционирования производственного процесса.


10. Цели и задачи планирования и проектирования организации

Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Цель организации – это ее будущее желаемое состояние, мотив поведения и действий ее работников. В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия. Цели должны обладать рядом характеристик:

• Цели должны быть конкретными и измеримыми

• Цели должны быть ориентированы во времени

• Цели должны быть достижимыми

• Множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров.

Цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самой организацией и воздействовать извне.

Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, финансовые ресурсы, состояние маркетинга, управленческого потенциала и т.п.

Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовое состояние основных партнеров и дебиторов и др.

В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные.

Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла – долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного – двух лет, долгосрочными – цели, достигаемые через три – пять лет.

Задачи:

Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение и к отдельным подразделениям организации или ее филиалам.


Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей, в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделениям (например, цель компании получить определенный процент прироста объема продаж может быть переформулирована как конкретные задачи производственного подразделения, отдела маркетинга, транспортного цеха, финансовой службы и т.д.).

Задачи носят более краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, так как они носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании.

Основные задачи устанавливают, что организация намерена выполнить в среднесрочном и долгосрочном плане для достижения цели.

11. Цели и виды организационного проектирования.

Цель организационного проектирования - разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем.

Существует два вида оргпроектирования:

1. Комплексное – предусматривает разработку системы мероприятий по созданию новой или совершенствованию деятельности организации одновременно по нескольким основным направлениям.

2. Локальное – осуществляется по одному из выбранных направлений или участков работы организации.

12. Современные подходы к организационному проектированию.

Можно выделить четыре подхода к решению задачи проектирования организационных

структур:

− нормативно-функциональный (этот подход основан на методе аналогии и прототипов, на допущении, что высоким результатам деятельности обязательно соответствует рациональная организационная структура),

− организационного моделирования (представляет собой разработку формализованных математических, графических, иных отображений распределения полномочий и ответственности в субъекте управления, что является базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных),

− функционально-технологический (основан на рационализации потоков информации и технологии ее обработки. Для определения характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и диапазона управления и др., предлагается установить корреляционные зависимости этих характеристик от внутренних и внешних факторов и рационализировать функции по вертикали и горизонтали.),