Файл: Планирование и проектирование организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Наблюдение. Основной совет, который дают эксперты для использования данного метода, — это “наблюдать все и на протяжении всего периода проведения диагностики организационной культуры”.

3.Изучение устного фольклора. В любой организации есть свой фольклор, который нигде не записан и передается из уст в уста. Именно в нем находят отражение основные черты сложившейся организационной культуры. Ценности, установки, которые оказывают решающее влияние на поведение работников организации, не передаются путем письменных инструкций, приказов или распоряжений.

4.Анализ документов. Культура организации находит свое отражение и в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях). Анализ информации, содержащейся в документации, может помочь выявить основные представления руководства - причем реальные, а не декларируемые - относительно процесса управления.

5.Изучение сложившихся в организации правил и традиций. Жизнь любой организации подчиняется некоторой системе формальных и неформальных правил. Примером установленных формальных правил являются Правила внутреннего трудового распорядка. Неформальные правила касаются сферы общения с коллегами, отношений подчиненный-руководитель, одежды, профессионального жаргона и т.п.

6.Изучение сложившейся практики управления. Сложившаяся в организации практика управления также является важным источником информации о преобладающей организационной культуре. Насколько в компании преобладает авторитарное управление, как принимаются решения (узким кругом лиц или допускается более широкое участие работников в подготовке важнейших решений), преобладающие системы контроля, степень осведомленности работников о положении дел в организации — все это важнейшие черты управленческой практики, влияющие на основные составляющие организационной культуры.

7.Интервью. Один из способов, которым можно начать изучение культуры - опросить работников организации. Можно начать с вопроса: "Можете ли вы описать культуру, которая сложилась в вашей организации?"


29. Проектирование системы управления трудовыми ресурсами организации. Цели и задачи. Проектирование функций службы управления персоналом.

Организационное проектирование системы управления персоналом — процесс разработки проектов организации систем управления персоналом организаций.

Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей — от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, управления внешними хозяйственными связями и персоналом. Одним словом, система управления персоналом является костяком системы управления организацией.

В конечном итоге цели организации, дробясь на более мелкие выглядят так:

1. организация перспективных научно-технических разработок;

2. сокращение длительности цикла «исследование – производство»;

3. техническое сопровождение и перевооружение производственного процесса;

4. обеспечение высокого качества труда;

5. маркетинг научно-технических разработок;

6. соответствие плана разработок научно-техническому потенциалу организации;

7. маркетинг продукции и услуг;

8. соответствие производственной программы и производственной мощности;

9. полнота и своевременность материально-технического снабжения;

10. обеспечение эффективного технического состояния оборудования и ритмичности производственного процесса;

11. ритмичность сбыта продукции или своевременность оказанных услуг.

30. Содержание и цели проектирования технологии управленческих процессов. Направления исследований технологии процессов управления

Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Если технология процесса управления оформляется документально
, то это представляет собой документ, в котором указывается:

1) что должно быть сделано;

2) когда это должно быть сделано;

3) кто это должен делать;

4) какие ресурсы для этого необходимы;

5) по какой методике это должно быть сделано;

6) где это должно быть сделано;

7) как должен быть оформлен результат

Содержание технологии управления определяется видом и сложностью объекта управления, квалификацией персонала и видами используемых технических средств.

Выделяют следующие технологии процесса управления:

− линейная технология — это строгая последовательность отдельных работ и операций, производимых в соответствии с заранее определенным планом;

− разветвленная технология управления может применяться в ситуации, когда однозначно определить конечную цель и оценить ситуацию невозможно. Запланированный результат может быть достигнут путем решений, которые разрабатываются по нескольким направлениям;

− технология управления по отклонениям основывается на том, что устранение их возможно либо силами исполнителей, либо при непосредственном участии руководителя при значительном их размере. Этот подход предполагает осуществление тщательности при наблюдении и анализе отклонений;

− управление по ситуации применяется при высокой степени неопределенности, когда фазы процесса управления проходят друг от друга независимо, а менеджер оперативно принимает решения в постоянно изменяющихся условиях, основываясь на сложившейся ситуации;

− технология управления по результатам определяется усилением координационной функции и взаимодействия всех подразделений предприятия. Эффективнее данная технология используется в тех организациях, где между принятием решения и результатом проходит небольшое время;

− технология управления по целям требует наличия сильного аналитического подразделения на предприятии. Управление можно разделить на виды: простое целевое, программно-целевое или регламентное.

− технологию управления по потребностям и интересам связывают со стимулированием деятельности работника через его потребности (еда, отдых, жилье, здоровье и т.п.) и интересов (социальные, материальные, эстетические);

− поисковое управление основывается на полной ясности задач. В этом случае решение разрабатывают, отталкиваясь в обратной последовательности от целей;

− технология управления на базе «искусственного интеллекта» реализуется с помощью информационной системы с применением технологий и современных технических средств.


В основе технологии процесса управления (ТПУ) лежит стандартное сочетание основных функций управления, включающие в себя нормирование, планирование, контроль, анализ, отчетность и стимулирование.

Технологический процесс или процедура управления – это документально зафиксированный процесс управления. Переход к технологическим процессам управления – это действие, выполняемое данным исполнителем над данным документом до передачи следующему исполнителю. Переход должен содержать следующие элементы:

1. Исполнитель;

2. Сроки и время исполнения;

3. Основания для исполнения;

4. Источник первичной информации;

5. Действие над информацией;

6. С кем и как взаимодействует исполнитель.

7. Применяемая форма отображения информации;

8. Кому и сколько экземпляров документов передается.

31. Методы изучения затрат рабочего времени сотрудников аппарата управления

32. Методика определения трудоемкости функциональной управленческой деятельности и расчета численности управленческого персонала

Каждая функция, задача, работа и процедура имеет три основных параметра: трудоемкость, сложность и стоимость. Трудоемкость выполнения функции может быть оценена в часах и представляет собой совокупность трудоемкости операций, выполняемых в процессе реализации управленческих функций.

Что касается количественной оценки сложности, то здесь некоторые авторы используют экспертный подход. Сложность разграничивается на три уровня: высокий, средний, низкий и элементарный. Уровень сложности определяется характером выполняемых при этом действий (операций). На высоком уровне преобладает творческий характер работ (например, принятие нестандартных управленческих решений), на среднем – логический. На низком уровне преобладают технические операции. Элементарный уровень сложности характеризуется отсутствием правил, инструкций и документированного сопровождения работ в силу их простоты. Этим уровням соответствуют экспертные оценки от 3-х (высокий уровень) до 0 (элементарный уровень), соответственно.

Стоимость представляет собой денежную оценку трудоемкости или совокупность калькуляции всех видов операций, составляющих конкретную управленческую функцию (КУФ).

В процессе реализации конкретной специфической управленческой функции проявляются основные управленческие функции
, представляющие собой элементарный управленческий цикл: планирование (П), организация (О), мотивация (М) и контроль (К).

Трудоемкость КУФ может быть определена как совокупность трудоемкости основных управленческих функций (планирования, организации, мотивации и контроля):

Ткуф=Тп+То+Тм+Тк

В свою очередь уровень сложности КУФ представляет собой среднюю арифметическую совокупности уровней сложности основных управленческих функций:

Скуф=(Сп+Со+См+Ск)/4

По такому же алгоритму определяются трудоемкость и уровень сложности разновидностей функций: задач, работ и процедур.

Норма управляемости, с точки зрения трудоемкости выполнения управленческих функций, – это число работников, подчиненных одному руководителю, при котором трудоемкость выполняемых этим руководителем функций не превышала бы величину нормируемого для него рабочего времени (например, 8 часов в день) при соответствующей эффективности выполнения этой работы.

Надо иметь в виду, что занятость руководителя классифицируется следующим образом: руководитель, менеджер, специалист. На разных уровнях управленческой иерархии удельные затраты рабочего времени на эти работы различны. Например, удельные затраты рабочего времени руководителя: на высшем уровне как руководитель – 60%, как менеджер – 30%, как специалист – 10%; на нижнем уровне как менеджер – 40%, как специалист – 60%.

33. Понятие организационной структуры управления. Цели проектирования ОСУ

Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Цель - Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Связи между элементами структуры управления бывают:

• вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между директором фирмы и управляющим структурным подразделением);

• горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня)

Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления и делятся на:

• линейные отношения — это отношения между руководителем и его подчиненными;