Файл: 1. Цивилизация и культура теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главные особенности советской индустриализации:
-
главными источниками накопления средств для индустриализации стали: «перекачки» средств из деревни в город; с легкой и пищевой в тяжелую промышленность, увеличение прямых и косвенных налогов; внутренние займы; выпуск бумажных денег, не обеспеченных золотом; расширения продажи водки; увеличение вывоза за границу нефти, леса, пушнины и хлеба; -
источниками индустриализации стал фактически неоплаченный труд рабочих и особенно крестьян; эксплуатации многих миллионов узников ГУЛАГа; -
сверхвысокие темпы индустриализации, которые объяснялись руководством СССР необходимостью укрепления обороноспособности страны перед растущей внешней угрозой; -
первоочередное внимание уделялось развитию предприятий военного назначения, милитаризация экономики; -
попытки советского руководства во главе с И. Сталиным продемонстрировать перед всем миром преимущества социализма над капитализмом;
Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Общая численность рабочих выросла с 8–9 млн в 1928 году до 23–24 млн в 1940 году. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80% в 1928 году до 54% в 1940 году. Высвободившееся население (15–20 млн человек) перешло в промышленность.
55. Коллективизация страны в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение.
Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР)
Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.
Ход событий был во многом определен так называемым "кризисом хлебозаготовок" в конце 20-х гг. Индустриализация требовала все больших средств, которые можно было получить за счет экспорта хлеба. Между тем крестьяне не желали сдавать его за бесценок. 1928 – 1929 гг. прошли в обстановке "выколачивания" хлеба путем различных репрессий. В этих условиях Сталин приходит к выводу, что единственным способом гарантированного получения хлеба является ускоренное объединение крестьян в колхозы.
Итоги:
· Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству (валовое производство зерна снизилось в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. т. в 1928 г., количество лошадей уменьшилось с 36 млн. до 20 млн., коров — с 68 млн. до 30 млн.).
· Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарного режима.
· Однако некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. Это касалось наиболее неимущих ("бедняков", "батраков"): им кое-что досталось из "кулацкого" имущества, их в первую очередь принимали в партию, готовили из них комбайнеров и трактористов.
· В годы второй пятилетки государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян.
· Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.
56. Культурное строительство (культурная революция) в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение.
В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Цели культурной революции:
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Культурная революция, с одной стороны, предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Таким образом, такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.
В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет науки и искусства, с 1960-х — рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.
57. Подготовка страны и Вооруженных Сил к войне в 30-е гг. XX в.: трудности, достижения и просчёты.
20 августа 1939 Гитлер направил Сталину телеграмму с предложением заключить договор о ненападении (подобные декларации германия подписывала с Польшей в 1934, с Англией и Францией, с Литвой, Латвией, Эстонией – в 1939) С этой целью 23 августа 1939 в Москву прибыл министр иностранных дел Германии Подписанный советско-германский договор о предусматривал, что стороны не будут осуществлять агрессивных действий и нападения в отношении друг друга и не будут поддерживать третью державу, если один из участников договора с её стороны станет объектом военных действий.
Одновременно с договором о ненападении был подписан секретный протокол о разделе сфер интересов в Европе, ставший основой для последовавших действий СССР.
В ходе переговоров 27 – 28 сентября 199 в Москве германская и советская стороны вырабатывали условия нового договора о дружбе и границах, который был подписан 28 сентября. К договору прилагались три протокола: один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол касался переселения в германию немцев, проживающих на занятых советскими войсками землях; в секретных протоколах уточнялись границы сфер интересов обеих сторон.
Таким образом, согласно секретному протоколу от 23 августа 1939 объектами сферы интересов СССР становились Латвия и Эстония, а согласно договору о дружбе и границах – Литва. В сентябре – октябре 1939 сталинское руководство заключило договоры о взаимной помощи с правительствами республик Прибалтики.
Сталинское руководство рассчитывало на то, что Гитлер будет соблюдать подписанный 23 августа 1939 договор о ненападении, а кроме того, оно думало, что с учетом исторического опыта Германия не решится одновременно вести войну на два фронта. Однако подобные расчеты оказались несостоятельными.
Готовность СССР к войне:
«Плюсы»:
-
Урало-Сибирские и Дальневосточные промышленные базы -
Рост военного бюджета -
увеличение численности армии до 5 млн. человек -
разработаны новейшие виды техники -
активация оборонно-массовой работы
«Минусы»:
-
80 % промышленности размещено в европейской части -
армия неукомплектована новой техникой -
расформирование старых укрепрайонов -
уничтожение высшего комсостава во время репрессий -
ошибка в разработке военной доктрины: «разгром врага на его территории» -
ужесточение трудовой дисциплины, 7-ми дневная рабочая неделя.
В воскресный день 22 июня 1941, нарушив пакт о ненападении, германские войска вторглись на территорию СССР на всем протяжении западной границы.
58. Основные направления деятельности Советского правительства и ЦК ВКП(б) по мобилизации всех сил и средств страны на отпор и разгром врага в годы Великой Отечественной войны.
Внезапное нападение немцев и быстрое их продвижение по территории СССР, потребовало от советского руководства принятие чрезвычайных мер по организации обороны страны.
30 июня был образован ГКО во главе со Сталиным, которому передавалась вся высшая власть в стране в условиях военного времени. 29 июня была издана Директива ЦК ВКП(б), в которой содержалось основное требование «Все для фронта – все для победы!»
Быстрое наступление противника вынудило приступить к массовой эвакуации промышленных предприятий. Для руководства этим процессом был создан специальный Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника. Были приняты чрезвычайные меры по обеспечению предприятий рабочей силой:
- 1 2 3 4 5 6
часть квалифицированных инженеров, конструкторов, рабочих получали бронь.
вводились сверхурочные работы (рабочие нередко сутками не уходили с работы)
рабочие военных предприятий считались мобилизованными до конца войны. Самовольный уход с предприятия рассматривали как дезертирство.
за уклонение от трудовой мобилизации устанавливалась уголовная ответственность.
в колхозах был увеличен обязательный минимум трудодней. Он устанавливался в том числе и для подростков, начиная с 12 лет.
Все эти меры позволили остановить резкое падение промышленного производства к концу 1941 года, а к концу 1942 года даже превзойти утраченные военные мощности. В сельском хозяйстве потери посевных площадей и скота оказались невосполнимыми, но, несмотря на это, армия и население обеспечивались продовольствием. Чтобы достичь превосходства над экономикой фашистской Германии, важно было не только наращивать количество выпускавшейся военной продукции, но и улучшать ее качество
началось массовое производство «катюш», серийный выпуск истребителей Як-3, пикирующих бомбардировщиков ТУ-2 и двухместного штурмовика Ил-2. В сентябре 1943 года на вооружение поступил тяжелый танк ИС, созданный конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина, который превосходил по боевым качествам немецких «тигров», был усовершенствован Т-34 благодаря новому методу отливки стальных деталей в металлических формах и применению штамповки. Группа ученых во главе с Александровым, Курчатовым создавали новые методы размагничивания боевых кораблей, что сохранило флот и спасло жизнь тысячам моряков. Немалую помощь фронту оказывали творческие работники. Поэты, писатели, драматурги, музыканты создавали произведения о войне, о людях, которые несли на своих плечах все ее тяготы, воспевали патриотизм, любовь к Родине. Небывалый патриотизм народа, готовность к любым лишениям, во имя свободы, проявление творческой инициативы способствовали усилению работы тыла.
59. Источники и факторы победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Решающую роль в победе сыграл патриотизм народа, имеющий глубокие исторические корни. Многовековая борьба за независимость выработала сознание её наивысшей ценности, ради чего можно идти на любые жертвы. Бесчеловечная политика гитлеровцев на оккупированных территориях подкрепила это сознание: речь шла о выживании народа. Официальная пропаганда использовала национальные традиции, повторяя имена героев разных времён, прославившихся защитой Отечества, и подчёркивала героические корни русского народа.