Файл: Становление и основные этапы развития социологии как науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретический блок вопросов по дисциплине «Социология»


  1. Становление и основные этапы развития социологии как науки

  1. Этап формирования научных основ социологии.

  • Позитивизм (О. Конт)

  • Социально-биологическая школа (Г. Спенсер)

  • Социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон)

  • Географическое направление (Э. Реклю, Л.И. Мечников)

  • Марксистская школа (К. Маркс, В.И. Ленин)

  • Социально-правовое направление (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев)




  1. Классический этап.

Изучение важнейших компонентов общественной жизни:

  • социальных фактов (Э. Дюркгейм)

  • политических и экономических явлений (М. Вебер)

  • социальных закономерностей (Г. Зиммель).

  • Поиск эмпирических подходов

  • (В. Парето, П.А. Сорокин, З. Знанецкий)




  1. Современный этап.

Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии и ее задачи.
В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания. Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются
складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания. В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.


  1. Социологический проект О. Конта.

Создал классификацию наук; назвал науку социологией; определил методы и основную задачу социологии (познание объективной реальности);

Основные работы: «Дух позитивной философии» и «Курс позитивной философии». Конт - создатель позитивизма. Объявил о необходимости создания новой теории общества, которая должна быть позитивной.

Главная идея позитивистского метода Конта - отделение наук от метафизики и теологии.

Задача науки - открывать законы, понимаемые как постоянные, повторяемые связи между явлениями.

Термин “позитивный” (по Конту) может быть использован в 4 значениях: реальный, полезный, определенный, положительный.


  1. Западная социология.








  1. Развитие социологии в России.

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяюттри основных этапа:

  1. первый — с середины XIX в. до 1918 г.XXв.;

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии

  1. второй — с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института.

  2. третий— с начала 60-х гг. до наших дней.


социология вновь восстанавливает статус социального института.


  1. Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук.

социология - это научное изучение общества и общественных отношений.

объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

  • глобальное мировое сообщество;

  • традиционное национальное общество;

  • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

  • индивид.

предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

  • групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

  • становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

  • социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предме­том социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:  1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.  2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.  3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей. 


Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:

1) Социология – социальная философия  Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология.  Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и политология.  Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.
Резюмируя: Объектом социологической познания является общество. Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием.  Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. Наиболее тесная связь у социологии с историей, с философией,историей и т.д



  1. Структура социологического знания.

Структура социологического знанияэто определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней. Основываясь на вычислении нескольких разных критериев, получаем представление о современной социологии как о сложноструктурированной системе научного знания. В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей:

  • верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);

  • четвертый — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;

  • третий — частные, или специальные, теории;

  • второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;

  • нижний этаж — прикладные исследования.

Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний — прикладная социология. Три верхних этажа — теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям. Теоретическая социология — это социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания как концептуальной и методологической основы познания общественной жизни.

Фундаментальная социология представляет собой глубокое и всестороннее исследование социальной реальности с целью получения основополагающих знаний и выяснения закономерностей рассматриваемых социальных явлений.

Эмпирическая социология — комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования.


  1. Функции социологии.

Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.