Файл: Становление и основные этапы развития социологии как науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура эмпирического социологического исследования определяется составляющими его компонентами, единством и последовательностью этапов проведения исследования

Компоненты социологического исследования. В качестве компонентов социологического исследования выделяют: проблемную ситуацию, субъект исследования, объект и предмет исследования, социальную проблему, цель и задачи исследования, рабочие гипотезы, методологию и методику исследования, документальное, материально-техническое и финансовое обеспечение, оперативную информацию, результаты исследования (выводы и практические рекомендации), отчет об исследовании.Эмпирическая социология выполняет одну очень важную функцию – она анализирует и глубоко изучает социальные факты. Социальный факт – это фрагмент социальной действительности, который зафиксирован в сознании человека в качестве естественного или искусственного. Социальными фактами могут быть следующие элементы общественной жизни человека: Его поступки, а также поступки приближенных социальных групп; Материальные и духовные результаты, к которым приводит активная человеческая деятельность; Высказывания людей, как в устном, так и в письменном виде, которые могут браться за идеи и осуществляться как в индивидуальной, так и в совместной деятельности.


  1. Количественные методы сбора эмпирической информации в социологии.

Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Эмпирические данные — это информация, которая подтверждает представление об истинности или ложности какого-либо утверждения.


  1. Качественные методы сбора эмпирической информации в социологии.

Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. В
социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т. д. выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов передач телевидения и радио, в текстах договоров и т. п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционирования интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.



  1. Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения.

Социальный опрос представляет собой опрос различных групп людей, имеющих разный социальный и общественный уровень. К нему относятся люди разных возрастных категорий и профессий.

Виды 1- Анкетирование(интервью)Анкетирование является основой для маркетингового опроса, и дает возможность анализировать рынок и понять потребность покупателя.    самостоятельное заполнение респондентами анкеты;

♦ высокая достоверность полученных данных;

♦унифицированная структура вопросов;

♦возможность статистической проверки гипотез исследования;

2- Проведение опросов. достоинства: — Относительно невысокая стоимость проведения опроса при высокой информативности и достоверности полученных данных,Метод опроса позволяет проводить исследования в различных городах и регионах страны по идентичной технологии,Метод опроса позволяет получать эмпирический материал, удобный для статистической обработки и обобщения,Традиционный опрос (в формате face to face), в отличие от телефонного опроса, позволяет использовать демонстрационные материалы
ограничения: Метод опроса позволяет получать информацию по широкому спектру вопросов, однако, возможности его применения в практике маркетинговых исследований ограничены, Ограничения, связанные с продолжительностью опроса, количеством и формулировкой вопросов в анкете, трудности, связанные с организацией полевых работ,



  1. Метод наблюдения.

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Виды наблюдения 

Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.


По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.

По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.

В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени (на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.



  1. Социальный эксперимент.

Социа́льный экспериме́нт — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путём наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Социальный эксперимент предполагает:

  • внесение изменений в сложившиеся отношения;

  • контроль над влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;

  • анализ и оценка результатов этого влияния.


К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов (идейных общин), живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме (как правило, на идеологической или религиозной основе).



  1. Анализ документов как метод сбора вторичной информации.

Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.

Виды документов.

По статусу документы различают официальные и неофициальные; по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.

Виды анализа документов.

Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контр - анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом

Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов.


  1. Анкетирование и интервьюирование как виды опроса.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Что собой представляет анкета? Пользуясь наиболее общим определением, можно сказать, что социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение — дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит.


Интервью. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено в первую очередь недостаточным развитием сетей постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Иногда к проведению интервью привлекаются «общественники», для которых участие в опросе является эпизодическим, а подготовка ограничивается устным инструктажем и пробным опросом. В этих условиях исследователю при обращении к методу интервью приходится каждый раз заново формировать и обучать коллектив интервьюеров, что существенно увеличивает затраты времени не только на подготовку интервьюеров, но и на контроль за качеством их работы.

Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Поэтому при планировании исследования часто приходится решать, что наиболее предпочтительно, г.е. дает при наименьших затратах времени и средств наиболее надежную и достоверную информадию. Этот выбор зависит от конкретных целей и задач исследования, а также от его организационных возможностей и условий.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. 

  1. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений..

Социометрия — метод выявления и формализованного опи­сания межличностных отношений в группе — разработанный Дж. Морено. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Вместе с официаль­ной, или формальной, структурой общения (обусловленной основ­ными функциями группы) в любой социальной группе всегда име­ется психологическая структура неофициального и неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Неформальная структура зависит от фор­мальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельно­сти, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Итак, социометрическая процедура применяется для:

а) измерения степени сплоченности — разобщенности в группе;

б) выявления «социометрических позиций», т.е. соотноси­тельного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометриче­ская звезда» группы и «отвергнутый»;