Файл: Становление и основные этапы развития социологии как науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


базисные понимания общества:

1. Общество – надиндвидуальная реальность (общество не сводимо к сумме индивидов)

2. Между членами общества существуют связи, зависимости, отношения, которые формируют единое целое. Общество – социальная система. А у каждой системы есть системообразующие связи.

Виды связей:

1) Непосредственная – они бывают в одном времени, в одном месте.

2) Опосредованная – географический фактор и временной фактор.
3. Люди формируют общество, как и любые объединения, благодаря своей деятельности. Деятельность – любая активность, проявленная по отношению к другим людям.

4. Каждое общество формирует совокупность, правил, норм, ценностей, которые называются культурой. В социологии культура является основным образующим этапом в формировании общества

5. Все общества находятся в динамике. Социальная статика изучает общество в застывшем, установленном состоянии, т.е. изучает параметры общества. Социальная динамика изучает процессы, происходящие в обществе Т.О. Общество в социологии рассматривается в двух смыслах: в широком смысле и в узком смысле. В широком смысле: общество – совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей. В узком трактовании: общество – любая социальная общность. Социальное общество – реально существующая эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, объединенных общими признаками.

Признаки общества, как саморегулирующейся системы:

1. Целостность и стремление к самосохранению

2. Социальность – совокупность взаимодействий людей во всех сферах жизнедеятельности.

3. Устойчивость и определенный консерватизм. Внедрить в любом обществе новшество за неделю.

4. Автономность и самодостаточность. Это качество предполагает, что мы можем выжить и дальше жить самостоятельно.

5. Способность к саморегуляции. Общество не требует воздействия извне, а может жить самостоятельно.
Общество (социум) можно определить как совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей. И в этом широком смысле общество включает в себя все, что отличает это новообразование от космически-природных явлений, позволяет рассматривать созданную человеком реальность как особую форму движения материи, как социальность, социальное начало. Общество — открытая, саморазбивающаяся система общения, взаимодействия индивидов

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его
культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика. Предельно широкое понятие общества означает все человечество с момента его возникновения и до современного его состояния.

В таком предельно широком понимании оно (общество) является предметом исследования лишь для философии, которая стремится раскрыть самые общие моменты зарождения, развития и функционирования человечества.

А далее начинается конкретизация этого понятия, разделение общества на составляющие его части, например: формации, регионы, страны, государства и т.д., совокупное население которых также обозначается понятием «общество».

Именно в этом масштабе рассмотрения с дальнейшим вычленением более мелких фрагментов общественной структуры (классы, расы, слои, общности, группы) общество как объект исследования включается в сферу социологического интереса.

Итак, общество как социологическая категория — это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей, это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования.


  1. Социальная структура общества.

Социальная структура общества – это совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе этой структуры лежит общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства.

Социальная структура общества состоит из классов, городского и сельского населения, представителей умственного и физического труда, социально-демографических групп, национальных общностей и т.д.


  1. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Важно также проанализировать такое понятие, как социальная стратификация. Это система социальной дифференциации, которая состоит из совокупности различных социальных слоев. Критериями расслоения являются: уровень дохода, образования, престиж профессии, объем властных полномочий и т.д.

С этим понятием связана другая значимая категория в социологии: социальная мобильность, которая означает переход людей из одних социальных групп и слоев в другие.


Различают такие виды мобильности: вертикальная, горизонтальная, восходящая, нисходящая.

При разработке теории социальной мобильности П.Сорокин определял вертикальную мобильность как «отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой»; горизонтальной мобильностью он считал «переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне». Восходящая и нисходящая означают не что иное как «социальный подъем и социальный спуск».


  1. Социальные группы и общности.

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие. Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность. Виды социальных общностей:



  1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);

  2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);

  3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

  4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);

  5. социально-профессиональные общности.




  1. Социальные институты и организации.

Социальные институты – это исторически сложившиеся общности людей, устойчивые организации их совместной деятельности, созданные людьми для удовлетворения общественных потребностей. Появление социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации связей и деятельности социальных общностей.  Социальные институты тесно включены в социальные организации. Организации имеют значение самостоятельного субъекта социального конфликта. В социальном институте организация является способом упорядочения, формализации, организации совместной деятельности людей. Социальными являются государственные, партийные, профсоюзные, церковные и другие организации. 

Социальная организация выступает диалектической противоположностью социальной общности и характеризуется следующими основными чертами:1. Создается 
ради реализации (достижения) определенных целей,   2. Представляет сложную систему должностей (социальных ролей и статусов), которые выполняют члены организации 3. Образует четкое разделение труда по функциональному признаку. 4. Действует на основе устава и инструкций (внутриорганизационных норм), которые регламентируют права и обязанности членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность.

Социальные организации делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), отличающиеся друг от друга формализацией связей, статусов, ролей, норм поведения членов организации. В официальной организации (армия, политическая партия, церковь, СМИ и т.п.)


  1. Социальные движения.

Социальные движения – свободно организованные, продолжительные кампании в поддержку групповых или социально-значимых целей, добивающиеся осуществления или предотвращения перемен в общественной структуре или в ценностях. Хотя социальные движения отличаются по своим характеристикам, они являются результатом в большей или меньшей степени спонтанных объединений различных слоев населения, разделяющих общие взгляды на общество. Социальные движения переплетаются с политическими движениями, иногда здесь трудно провести какую-либо разграничительную линию. 


  1. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество – это система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе.  Главным действующим лицом современного гражданского общества остается человек как личность, а также союз людей, которые отстояли свои естественные, неотчуждаемые права. Поэтому в наиболее общем виде гражданское общество – это сфера свободной творческой жизнедеятельности личности, коллектива и иных общностей людей. В структуре гражданского общества выделяют личность, семью, школу, церковь, социальные группы, слои, классы, общественные движения, объединения и политические партии, СМИ, независимое правосудие и др.

В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. Гражданское общество это такая сфера общественных отношений, в которую государство не имеет права вмешиваться административными методами. Государство не только само должно воздерживаться от вмешательства в сферу гражданского общества, но также обязано ограждать ее от любого внешнего вторжения, активизируя свою охранительную функцию.


Государство призвано: 1) обеспечить гражданскому обществу должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их основным целям, если эти цели не противоречат законам, а также защиту их жизни, здоровья, безопасности и др.; 2)на государство ложится обязанность осуществления социальных программ, которые могут смягчить противоречия между материальным достатком одних и низким жизненным уровнем других. Социальная функция государства включает в себя преодоление принципиальной несовместимости государства и гражданского общества.



  1. Личность как активный субъект жизнедеятельности.

Личность - одно из центральных понятий социологии. Понятие "личность" характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, которое предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. Социологию личности интересуют социальные детерминанты (причины) поведения и деятельности людей, социальные условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества. В условиях социальных изменений перед социологией личности встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как сформировался механизм антисоциализации личности; почему у некоторой части населения упал социальный престиж самоотверженных людей высокой духовности и интеллигентности; почему социальная трусость стала более распространенной, чем социальная смелость.