Файл: Налоговая система рф и проблемы её совершенствования.doc
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-НДС;
-Акцизы;
-НДФЛ;
-Налоги на прибыль организации;
-НДПИ;
-Водный налог;
-Сборы за пользование объектами животного мира;
-Государственная пошлина;
-Налог на имущество организации;
-Налог на игорный бизнес;
-Транспортный налог;
Смешанные налоги
Местные
-Земельный налог;
-Налог на имущество ФЛ;
Рис.1.1.3 Виды налогов и сборов
Источник: Дубов В.В. «Действующая налоговая система и пути ее совершенствования» // Финансы.-2017.- № 7. - С.6.
Прямые налоги сложно направить на потребителя. Из этих налогов легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они входят в состав арендной и квартирной платы, и в цену сельскохозяйственной продукции. [16,с.88]
Косвенные налоги целенаправленны на конечного потребителя, в зависимости от уровня гибкости спроса на товары и услуги, облагаемые данными налогами. Чем меньше гибкость спроса, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счёт прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растёт, и на потребителя перекладывается большая часть косвенных налогов.[16.с.87]
При большой гибкости спроса, увеличение косвенных налогов приводит к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что спровоцирует снижение капиталовложений или переход денежных средств в иные сферы деятельности.
Налоги - это один из финансовых рычагов, при помощи которых государство действует на рыночную экономику. [33,с.52] В условиях рыночной экономики, каждое государство обширно применяет налоговую политику в качестве установленного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, считаются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.[33,с.54]
Применение налогов это один из финансовых способов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчинённости, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов, формируются отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов контролируется внешнеэкономическая деятельность, включая вовлечение иностранных инвестиций, формируется хозяйственный расчётный доход и прибыль организации. [33,с.34]
Налоговая концепция, предполагает собою совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и способы их построения, технологии исчисления налогов и налоговый контроль.
-
Понятие и основные характеристики налоговых систем
Под налоговой концепцией подразумевается комплекс налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в согласовании с Налоговым кодексом, а также комплекс норм и правил, характеризующих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. [28,с.102]
Создавая налоговую концепцию, нужно отталкиваться от ряда принципов. В законодательном порядке ратифицируются все без исключения типы налогов, а также порядок их расчётов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от уплаты налогов. Это даёт возможность применять налоговую концепцию в качестве инструмента политики государства, имеющие силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, уберечь права налогоплательщика. [40]
Из этого следует принцип - множественность объектов налогообложения. Применение данного принципа при разработке налоговых систем в большинстве стран подтверждается, тем, что подобным способом, получается, увеличить налогооблагаемое поле и, тем, что большое количество «мелких» налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.[29,с.42]
Одним же из важных принципов налоговой концепции, считается устойчивость правил использования налогов. Это относится, как к порядку расчёта и изъятия налогов, так и к налоговым ставкам. Правила и виды налогов должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Установленное правило гарантирует устойчивость условий хозяйствования, предоставляет шанс фирмам распределять свою деятельность, быть уверенными в своём экономическом и финансовом развитии. Создаёт значимые инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - устойчивая система налогообложения. Ещё одним существенным принципом развития налоговой системы, является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что даёт возможность устранить двойное налогообложение. [18,с.98]
В правильно созданной системе налогообложения, соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются, как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени формируется в зависимости от определённых задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.[15,с.17]
Основные классификации налоговых систем представлены на рис.1.2.1
Налоговые системы
В зависимости от уровня налоговой нагрузки
В зависимости от доли косвенного налогообложения
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий
В зависимости от уровня неравенства доходов после обложения
Либерально-фискальные
Подоходные
Централи-зованные
Прогрессивные
Умеренно фискальные
Умеренно централизован-
ные
Умеренно косвенные
Регрессивные
Децентрали-зованные
Нейтральные
Жёстко фискальные
Косвенные
Рис.1.2.1 Основные классификации налоговых систем
Источник: Рыманов А.Ю. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие //– М.: ИНФРА-М, 2017. – 243 с.
Эти классификации рассмотрены, как главные, но они, естественно, не ограничивают всего разнообразия систематизирующих показателей. В частности, нередко применяются классификация согласно финансовому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.[12,с.8]
Шведская форма налоговой концепции, заслуживает пристальной заинтересованности, ещё и опыт шведских специалистов в области налогообложения, потому, что в сочетание частного предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью. Вследствие рекомбинации, посредством государственного бюджета большей части валового национального продукта (далее-ВНП). Общая сумма облагаемых налогов в Швеции превышает половину величины ВНП, тогда как в других сформированных странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 35% до 50%. Отсюда следует, что шведская система налогообложения имеет много разветвлений, и содержит многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Главными прямыми налогами считаются национальный и коммунальный (местный) подоходный налог и национальный имущественный налог. Помимо этого, имеется, как уже упоминалось, широкая концепция обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Главные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на определённые товары. Косвенные налоги и социальные взносы существуют, как основной источник доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - предназначаются для местных органов управления. Система налогообложения - как центрального, так и местного, - вводится шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти устанавливают сами. [30,с.15]
-
Правовые основы формирования и развития налоговой системы РФ
Законодательную основу налоговой концепции РФ утверждает Налоговый кодекс. В России общею черту налогового законодательства утверждает Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума исследует проблемы налогового законодательства и утверждает законы о налогообложении, которые с согласия Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу. [3]
И так, первый этап формирования налоговой концепции, возможно, охарактеризовать, как этап неустойчивого налогообложения. Так, как на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах, каждый год, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные изменения. Однако, они определяли лишь единичные вопросы, ни как, не затрагивая главных утверждений построения налоговой системы. [39] К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда аргументированы. Таким образом, в декабре 1993 года предоставление полномочий региональным и местным органам внедрять неограниченное число новых налогов, был нарушен один из основных принципов построения налоговой концепции - принцип её единства. Вследствие этого, к концу девяностых годов в Российской Федерации налоговая концепция из-за несовершенства её отдельных элементов препятствовала экономическому формированию страны.[39]
Большая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а кроме того многочисленных лазеек с целью сокрытия доходов и неуплаты налогов сформировали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных налогоплательщиков, а в свою очередь содействовали образованию теневой экономики. Все более чётко выражалась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и увеличение бюджетного дефицита. Все налоги в меньшей степени начали осуществлять функцию регулятора производства. Назрела потребность значительных перемен в налоговой политике.
Второй этап характеризуется подготовкой к налоговой реформе. Начиная с 1996 года постепенно, сокращались многочисленные налоговые льготы исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. [14,с.63] Так же был восстановлен нарушенный принцип целостности налоговой концепции, отменено право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. В то же время происходит создание НК РФ и подготовка к его принятию.
Третий этап формирования налоговой системы - это этап реформирования. В 1998 году был утверждён НК РФ, а с 1 января 1999 года вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регулирует основные положения налоговой системы России. К примеру, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их вступления и отмены