Файл: Курсовая работа Роль мотивации в поведении организации На тему (тема работы) Работу выполнил студент.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О бразовательная автономная некоммерческая организация
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»
| |
Факультет «Экономики и управления»
Направление «Менеджмент»
Курсовая работа
Роль мотивации в поведении организации
На тему: | (тема работы) |
| |
| |
Работу выполнил студент |
Группы ООБМ-18091-2 |
Направление подготовки: Менеджмент |
Профиль: Спортивный менеджмент Каверин Никита Ильич |
|
|
|
МОСКВА
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет «Экономики и управления» 1
Курсовая работа 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Потребности и мотивы 6
1.2 Виды и формы мотивации персонала 9
1.3 Формирование и стимулирование мотивации трудового поведения 13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «КОМБИ» 17
2.1 Общая характеристика организации 17
2.2 Анализ системы мотивации 19
2.3 Диагностика мотивационного уровня сотрудников компании 22
ГАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Потребности и мотивы 5
1.2 Виды и формы мотивации персонала 8
1.3 Формирование и стимулирование мотивации трудового поведения 12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «КОМБИ» 17
2.1 Общая характеристика организации 17
2.2 Анализ системы мотивации 18
2.3 Диагностика мотивационного уровня сотрудников компании 21
ГАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Мотивация персонала – один из важнейших и трудно изменяемых факторов, который следует учитывать при приеме на работу и при последующем построении системы ситуационного руководства.
Система мотивации и стимулирования персонала является одной из основных стратегий управления персоналом в организации. Особое положение политики мотивации и стимулирования персонала обусловлено тем, что самые эффективные разработки в области стратегии организации и ее продвижения, привлечения самых современных технологий, выбор оптимальной структуры и создание уникальных систем и обработки информации могут быть сведены на нет, если сотрудники организации не будут работать должным образом, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению организационных целей и выполнению ею своей миссии.
Создавая систему мотивации и стимулирования, необходимо помнить, что она существует для побуждения у работника желания и готовности работать эффективно именно в этой организации. Мотивация основывается на вознаграждениях, удовлетворяющих потребности. Вознаграждения – все то, что человек считает для себя ценным. Для достижения целей организации руководитель в первую очередь должен ориентироваться на внутренние побуждающие факторы – потребности и ценностные ориентации работника. Действительно, для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набрать квалифицированные кадры и разработать эффективную структуру их взаимодействия. Необходимо организовать труд так, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, независимо от проблем личного характера, возникающих у него вне работы.
Для нашего общества сегодня характерно стойкое заблуждение, что только высокая заработная плата побуждает человека трудиться лучше, хотя еще совсем недавно считалось позором стремиться зарабатывать больше, и признавалась только моральная мотивация к труду. Современные теории организации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека работать сегодня более интенсивно, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор, и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он в действительности срабатывает.
Цель работы – исследование системы мотивации персонала.
Задачи поставленные в работе:
1. Исследовать понятие мотивации, ее место в системе управления;
2. Показать виды и формы мотивации персонала, включая профессиональную мотивацию, типы мотивации, способы формирования и стимулирования мотивации трудового поведения;
3. Провести анализ системы мотивации персонала ООО «Комби».
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.
Объект исследования - ООО «Комби».
Предмет исследования – система мотивации персонала.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Потребности и мотивы
Исходными для понимания мотивации выступают категории «потребность» и «мотив»1.
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека.
Современная психология считает, что источником активности личности являются потребности. Именно они направляют личность на овладение конкретными ценностями и выступают тем самым как программы жизнедеятельности.
Выделяют следующие группы потребностей:
-
Естественные лежат в основе жизнедеятельности человека. -
Культурные потребности во многом определяют общий уровень культуры личности:
-
Материальные потребности обеспечивают существование личности. -
Социальные потребностивключают в себя потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, в признании окружающих, в общении. -
Духовные – специфические человеческие потребности. К ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаждении.
Каждая из названных групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности – материальную, социальную и духовную. К потребностям, не относящимся к органическим, необходимым для формирования личности на всех этапах ее развития, относятся:
-
познавательная потребность; -
потребность в социальных контактах.
Содержание человеческих потребностей определяется общим развитием личности и теми условиями, в которых он живет. Этим человеческие потребности коренным образом отличаются от потребностей животных, у которых биологическая потребность выступает как главный стимул активности.
Согласно концепции А.Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей (рисунок 1)2:
-
Потребности физиологические (органические). -
Потребности в безопасности. -
Потребности в принадлежности и любви. -
Потребности уважения (почитания). -
Познавательные потребности. -
Эстетические потребности. -
потребности в самоактуализации.
Нижележащие потребности должны быть в какой-то степени удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших.
* Наивысшая потребность в самоактуализации и развитии личности
Рисунок 1 - Пирамида потребностей А.Маслоу
В таблице 1 отражены сферы влияния руководства компании на удовлетворение потребностей своих сотрудников.
Таблица 1 - Сферы влияния руководства компании на удовлетворение потребностей своих сотрудников3
Потребность | Сферы влияния руководства |
Самоактуализация | Соревновательность, конкуренция на работе. Возможности продвижения. Возможности проявления креативности. Мотивация достижения. |
Уважение | Публичное признание хорошей производительности. Значительность рабочей деятельности. Статус, должность, пользующаяся уважением. Ответственность. |
Социальные потребности | Возможности социального взаимодействия Групповая стабильность Поощрение кооперации. |
Потребность в безопасности | Безопасные условия труда Уверенность в работе. Дополнительные выгоды. |
Физиологические потребности | Честная зарплата. Комфортабельные условия работы. Отопление, освещение, пространство, кондиционирование. |
Потребности проявляются в мотивах, которые выступают как непосредственные побудители к деятельности. Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность.
Проблема мотивации интересовала ведущих отечественных психологов. С.Л.Рубинштейн считал, что именно в мотивах деятельности лежат истоки характера. А.Н.Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что мотивы выполняют двоякую функцию:
-
Побуждают и направляют деятельность (мотивы-стимулы), -
Придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл» (смыслообразующие мотивы»).
1.2 Виды и формы мотивации персонала
Мотивы трудовой деятельности крайне разнообразны: от «ради куска хлеба и крыши над головой» до «ради карьеры и социального престижа». Во втором случае уже не каждый оплачиваемый труд будет привлекательным, и профессиональное предпочтение будет определяться социальными механизмами, зависящими от культурного состояния общества.
Е.П. Ильин в своей работе «Мотивация и мотивы» (2000) разделяет мотивы, связанные с трудовой деятельностью на три группы4:
-
мотивы трудовой деятельности; -
мотивы выбора профессии; -
мотивы выбора места работы.
Конкретная деятельность, по его мнению, определяется в конечном итоге всеми этими мотивами. Мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы.
В.А.Ядов (1967) обобщил результаты многолетнего социологического исследования и выделил основные мотивы трудовой деятельности:
-
престиж профессии; -
содержание труда; -
возможность продвижения по службе и повышения квалификации; -
возможность заработка; -
установка благоприятных взаимоотношений с руководством и коллегами по работе; -
степень гарантированности работы.
Первые четыре мотива составляют «мотивационное ядро» личности, которое определяет направленность и активность труда. Данный перечень представляет собой не иерархию, а комплекс мотивации к труду. По мнению В.А.Ядова, психическая регуляция трудовой деятельности – это сложный акт, в котором внешние побуждения (стимулы) проходят через систему потребностей и ценностных ориентаций и в результате становятся побудителями деятельности (мотивами).
Немецкий психолог П.Вайлер считает, что лишь 73% людей подвержены профессиональной мотивации. Согласно этому он делит работников на следующие мотивационные типы.