Файл: Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представленный эпикуреизмом, известным своим отказом от социальной этики Платона и Аристотеля в пользу индивидуальной этики Эпикура (общество – не цель, а лишь средство достижения личного благополучия индивида), основанной на его атомистической теории; стоицизмом – философией мудрости, достижения согласованности человеческой жизни с логикой мировой закономерности; скептицизмом, выражавшим сомнение в возможности действительного познания истины, и неоплатонизмом (Плотин, Прокл).

Неоплатонизм как разновидность объективного идеализма стал переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и одним из элементов в становлении христианской теологии. Знакомство со средневековой западноевропейской философией следует начать с ее периодизации: подготовительный этап (II–VIII вв. ) – формирование данной философии; ранняя схоластика (IX–XII вв. ) – знание и вера почти не разделены; средняя схоластика (XIII век) – философия окончательно отделяется от теологии; поздняя схоластика (XIV–XV вв. ) – отличалась рационалистической систематизацией новых знаний и созданием логики и метафизики иррационалистического направления.

Теоцентризм, основанный на догмате креационизма (учение о сотворении мира Богом из ничего), является характерной особенностью средневековой философии, ее онтологии. Она базируется на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Средневековая антропология (учение о человеке) утверждает, что природа человека как божественна (душа), так и греховна (тело). Средневековая гносеология (теория познания) утверждает, что истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Однако, например, Фома Аквинский в своем учении о гармонии веры и разума утверждал, что вера выше разума и приводил пять рациональных доказательств существования Бога.
Важной проблемой средневековой философии является проблема соотношения общих и конкретных понятий, в ходе обсуждения которых формировалось два направления – номинализм и реализм. Оккам) принижали значение общих понятий и полагали, что общее существует только в уме человека.

Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли и культуры, следует подчеркнуть, что христианская философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, помогала возникновению и развитию духовной культуры эпохи средневековья, внесла вклад в разработку философских проблем соотношения веры и разума, природы общих понятий.


Главные особенности философии эпохи Ренессанса (Возрождения) – в освобождении духовной жизни от влияния религии и церкви, в активном использовании античного культурного наследия и развитии научного (натурфилософского) знания. Специфическими чертами философии этого периода были пантеизм – новая картина мира, отождествляющая Бога и природу, Бога и человека; и антропоцентризм, где главным объектом рассмотрения и центральным звеном космического бытия становился человек: его земное предназначение, разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности.

Воссоздание новой, отличной от средневековой картины мира и человека мыслителями эпохи Возрождения не только способствовало переходу европейской философии к Новому времени, но и нашло свое дальнейшее развитие в XIX – начале XX века в космических идеях К. Циолковского, в понятии «ноосферы» В. Для философии Нового Времени характерен интерес к естественным наукам, обобщение их достижений и поиск нового метода познания. Бэкон, выступивший с критикой средневековой схоластики в учении о «призраках» или «идолах» (рода и пещеры, как следствие «естественных свойств человеческого ума»; рынка и театра, приобретенных вследствие общения и воздействия на сознание ложных теорий и философских учений) – предрассудков человеческого сознания, задерживающих научный прогресс. Предметом философии у английских материалистов являлась природа, в основе которой была материя, тело, независимое от человеческого сознания. Важное место в философии новоевропейских материалистов занимало учение о познании, включающее две ступени: чувственное и разумное знание и развивающееся на основе таких методов как индуктивный (Ф. Учение о человеке, гражданине, обществе получило развитие в философии Дуалистическая философия Нового Времени представлена взглядами французского философа-рационалиста Р. Декарта, чье имя связано не только с философией, но и с крупнейшими преобразованиями в естественных науках XVII в. Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов – монад (особых простых субстанций, входящих в состав сложных субстанций), наделенных божественной силой, активностью, направляющей Вселенную ко все более совершенным и богатым формам (диалектический вывод).

Беркли: существовать – значит быть в восприятии – предполагал, что предметы реальны постольку, поскольку их можно рассматривать как комплекс ощущений индивида (субъективно-идеалистический подход), а возникающие у него идеи как результат воздействия Бога на разум (близость к объективному идеализму). В философии французского материализма ХVШ в. Однако общими чертами материалистических учений этого периода были механистический и метафизический характер метода философского анализа, большой интерес к вопросу происхождения и сущности сознания и сенсуализм (акцент на чувственное постижение мира) в теории познания. человек предстает у них лишь как физическое, природное существо, являющееся продуктом окружающей его среды.


На этой основе делался вывод о необходимости разумного, соответствующего природе человека общественного устройства, которое они, однако, связывали, главным образом, с развитием человеческих идей и взглядов.

 

Вопрос 2. Философия XVIIIXX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).
  Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца ХVIII – начала XIX века, родоначальником которой считается И. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров – феноменов, «вещей для нас» (вещей, как они нам являются, т. е. проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризм (внеопытный источник подлинно научного знания).

Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель – создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика, исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы – инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа, объединяющая учение о субъективном духе, включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе – право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания) и учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия. Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады – тезис, антитезис (его отрицание).

Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея. Фейербах остался идеалистом, не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику. Философия марксизма как наследница немецкой классической философии –
одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку.

Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма. Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации. Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др. возрос интерес к русской, прежде всего религиозно-идеалистической философии.

Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. – переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения. Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30–40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести.

Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. Соловьева: цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа. Раскрывая характерные черты русской философии, следует выделить ее православный, религиозный характер, антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека
, опору не только на труды отечественных философов, но и другие русские общекультурные источники, тотальную критику идей западного классического рационализма с попытками сочетать его с иррациональными видами бытия, выработку концепции «русской идеи». Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н.

Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии – человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека. Главная задача позитивизма, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания, состоит в отрицании традиционной философии и замене ее новой, позитивной философией, опирающейся только на опытные знания. Раскрывая эволюцию позитивизма, можно выделить основные этапы его развития и проследить тенденцию развития: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом, к исследованию структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериев их сравнения, динамики науки, к признанию постпозитивизмом значимости философских положений и неустранимости их из науки.

Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии.

Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма – официальной философии современной католической церкви.