Файл: Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума. Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма. Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур.
Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм. Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.

 


Тема 3. Диалектика: понятие и основные исторические формы




Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы. 



Одним из основных достижений философского мышления является учение о диалектики. Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Диалектический метод познания явлений природы и общества предполагает рассмотрения предмета не в статичном, застывшем виде, а в развитии, всей совокупности внутренне присущих ему противоречий и тесной связи предмета с другими предметами. Ленин писал, что «диалектика – это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи».

В истории выделяют следующие основные исторические формы диалектики: наивная диалектика античности, идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

Античная диалектика характеризуется с одной стороны общим характером суждений, созерцательным подходом к миру явлений, в силу небольшого научного накопленного опыта в то время, с другой стороны в основном она уже тогда правильно ухватила основу диалектического подхода к явлениям. «Путь вниз»: огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю. «Путь верх»: земля превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь. По Гераклиту, именно противоречия являются движущей силой развития, именно благодаря им происходят изменения в мире. Гегель подразделяет диалектику на три составные части: бытие, сущность и понятие. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Гегель исследует и ту ступень Д. , где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Гегель разработал основные законы и категории диалектики, тем самым внес громадный вклад в развитие диалектического подхода.

Сталина писал: «Диалектический материализм… называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его теория – материалистической». То есть теория Маркса восприняла законы и категории диалектики, но исходила из первичности материи над сознанием. Рассматривая основные три закона диалектики, ответим предварительно на вопрос, что мы понимаем под законом вообще. Закон в философском смысле понимается как существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий. Материалистическая диалектика выделяет три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Этот закон является ядром диалектики, раскрывает источники и причины развития материального мира. Противоположности понимаются как внутренние стороны предмета, которые исключают и одновременно предполагают наличие друг друга.


И действительно, любой предмет содержит противоречивые стороны, как в самом себе, так и в отношении других предметов. Так, к примеру, развитие информационных технологий может, с одной стороны создать условия для всеобщего доступа к знаниям, всестороннего развития личности, а с другой может работать и на деградацию подрастающего поколения. Борьба противоположностей составляет противоречие, которое является источником всякого развития. Так как сами противоположности носят всеобщий характер, то и борьба их между собой абсолютна. Единство же относительно и составляет необходимое условие для протекания борьбы, так как эта борьба протекает только там, где противоположности сосуществуют в одном предмете. Если бы развитие противоположностей протекало без борьбы, то не было бы никакого развития. Внутренние и внешние противоречия.

Внутренние противоречия – это борьба противоположных сторон данного предмета. Внутренние противоречия являются двигателем развития предмета, определяют основные тенденции в его изменениях. Что бы познать предмет, необходимо определить его внутренние противоречия. Внешние противоречия – это противоречивые отношения данного предмета с другими предметами, с окружающей его средой. Примером внешних противоречий выступают противоречия между государствами. Внешние противоречия могут способствовать развитию предмета, а могут и тормозить его, но определяют направление развития противоречия внутренние. Так, к примеру, при всем том внешнем влиянии, которое оказывали на СССР страны западного мира, основными причинами его развала являются внутренние противоречия советского общества, которые еще предстоит исследовать.

Основные и неосновные противоречия. Основными называют такие противоречия, которые играют решающую роль в развитии и воздействуют на все другие противоречия и стороны предмета. Примером основного противоречия в обществе является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое двигает вперед общественное развитие. Проникая во все сферы жизни общества, основное противоречия любой общественно-экономической формации порождает ряд неосновных, второстепенных противоречий, которые выражают и проявляют основное противоречие. Так, к примеру, противоречия, связанные с реализацией авторского права и борьбой с пиратством неосновное, но оно является проявлением основного противоречия между производственными отношениями и производительными силами: с одной стороны уровень техники позволяет бесплатно присваивать результаты духовной деятельности человека, с другой стороны производственные отношения капиталистической общественно-экономической формации основаны на высшей стадии товарного производства, когда любой продукт приобретает товарную форму (то есть производится с целью обмена). Антагонистические противоречия – это непримиримые противоречия, которые снимаются в ходе их борьбы и подчинения одной стороны другой. Примерами антагонистических противоречий могут служить классовые противоречия между рабами и рабовладельцами.

В ходе дальнейшего развития, общество выработало разные формы для разрешения классовых противоречий, но в основе своей в той или иной степени они остаются антагонистическими по сию пору. Неантагонистические противоречия – это противоречия, которые возможно решить без подчинения одной стороны другой, с помощью взаимодействия и взаимодополнения противоречивых сторон предмета. Примером такого рода противоречий могут выступать внутриклассовые противоречия между различными слоями одного класса. Так, к примеру, противоречия между рабочими мигрантами и рабочими москвичами не является антагонистическим и может быть разрешено при соблюдении принципов равноправия в трудовых отношениях. Выяснив, что такое противоположности и противоречия, дадим формулировку первого закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей: Предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, которые представляют единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой.

Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание и источник развития действительности. Для начала разберемся с тем, что такое количество и что такое качество. Качество представляет существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Свойство характеризует вещь, с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также величины, объема и пр. Если взять для примера автомобиль, то с качественной стороны он обладает рядом, присущих ему свойств.

И так любой предмет. Не бывает качества вообще, оторванного от количественных характеристик, равно как не бывает и количества вообще. Таким образом, развитие выступает как единство количества и качества. Это самый наглядный пример того как постепенные количественные изменения приводят к качественным. Постепенное накопление отдельных противоречий еще не создает ситуации скачкообразного перехода из одной общественно-экономической формации в другую, но когда противоречия достигают своей высшей формы, такой переход свершается, как правило, в форме социальной революции, когда происходит скачкообразная смена одной общественно-экономической формации на другую.


Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество.

Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось.

Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество.
Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций.

Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер.

Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.


 

Единичное – отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Во-вторых, общее устойчиво, а единичное – изменчиво. В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Единичное – всегда существует в связи, которая ведет к общему. Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. То есть общее и единичное две стороны единого предмета. Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.

Содержание – это совокупность элементов и процессов, образующих предмет. Форма – это структура и организация содержания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр. ) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы. Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание.