Файл: Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание – изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, чтобы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления.

Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны. Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление – это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление.

Сущность же – это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт. Чтобы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность. Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины.

Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.
Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху. Необходимость – это то явление, которое при наличии определенных условий обязательно наступает. Необходимость вытекает из сущности предмета и является постоянной и устойчивой для него.

Случайность – это событие, которое не обязательно наступает при определенных условиях. Например, весна сменяет зиму, что необходимо ведет к таянию снега. Возможность – это то, что может произойти необходимым или случайным образом, предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Действительность – это то, что в действительности существует. Действительность это осуществленная, реализованная возможность. Превращение возможности в действительность зависит как от субъективных (людей), так и объективных причин.

Так, например, у России есть возможность сократить разрыв между богами и бедными. Так, например, после Великой Октябрьской революции в России вся Европа была охвачена пожаром революционных выступлений. С другой стороны возможности могут как прогрессивные, так и реакционные. Так, например, в 1930-е годы создавались Народные фронта против фашистской угрозы. Прогрессивные возможности – это развитие общества в направлении освобождения человека и создания условий для его всестороннего развития. Так же выделяют абстрактные и реальные возможности.

Абстрактная возможность это такая возможность, которая в данных исторических условиях нереализуема. Невозможность – это то, что не при каких условиях не может быть реализуемо, так как противоречит объективным законам. Реальная возможность – это возможность, для реализации которой уже созрели необходимые условия. В процессе развития абстрактная возможность превращается в реальную и наоборот, при утрате необходимых условия, реальная возможность может стать абстрактной (формальной).



Тема 4. Общество: основы философского анализа



Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.


 

Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.

Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям.

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах. Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К.

Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая
модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие. Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом: • общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением; • общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание; • источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.
В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.


 

Важнейшая роль в философском осмыслении общества, его развития принадлежит категориям «общественно-экономическая формация» и «цивилизация». Это понятие позволило обосновать системный характер общества, основой которого являются материальные и, прежде всего, экономические (производственные) отношения, представить его развитие как закономерный и прогрессивный процесс смены различных этапов, выявить единство всемирной истории.

Кардинальная разработка цивилизационного анализа общества принадлежит русскому историку XX в. А.

Тойнби рассматривал человечество как совокупность отдельных цивилизаций, которые объединяют страны и народы, связанные общей ментальностью, устойчивыми стереотипами мышления и чувствования. Важнейшую основу духовной консолидации цивилизации составляет характер религиозных верований, что позволило выделить пять крупных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, русскую, западную.


При этом развитие цивилизаций носит локальный, замкнутый характер, проходя ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, надлом, распад. Распад цивилизаций носит универсальный характер, что в итоге приводит к полному ее исчезновению.

Но это не умаляет ценности цивилизационного подхода к периодизации всемирной истории, позволяющего объединить страны и народы на основе общих черт присущей им культуры. Шпенглер); четвертые рассматривают ее как выражение высших достижений человека в различных сферах его деятельности; пятые употребляют это понятие для обозначения своеобразия той или иной страны, группы стран на определенном этапе развития (античная цивилизация, цивилизация инков).

Неоднозначность употребления данной категории требует охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций. Поэтому цивилизация представляет такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество функционирует и развивается на своей собственной основе.

Возникновение цивилизации – качественно новый этап в истории человечества, откуда и начинается его подлинная история. Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей, что находит свое выражение в культуре, охватывающей все стороны жизни человека во всем многообразии его свойств и потребностей.
Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы отождествляют эти понятия, что не случайно. Качество цивилизации как социокультурного образования, критерий ее развития определяется положением человека в обществе.

Дискуссионный характер понятия «цивилизация», неоднозначность его употребления темнее менее позволяют определить ее как целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах и охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций. Различают типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная, техногенная и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

Цивилизационный анализ в его современной разработке как более общий подход к рассмотрению общества не отменяет и не заменяет теорию формационного развития, они являются взаимодополняющими, представляя различные ресурсы изучения социума.