Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 334

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Т.О. ЛЕБЕДЕВА

Научный стиль речи

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ВУЗОВ)

Учебное пособие

Утверждено

на заседании редсовета

21 октября 2019 г.
Москва

Издательство МАИ

2020

Лебедева Т.О.

Научный стиль речи (для студентов-иностранцев аэрокосмических вузов): Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2020. - 184 с.: ил.


Цель пособия – ознакомление с основами научного стиля речи студентов-иностранцев аэрокосмических вузов, обучающихся по программе бакалавриата и магистратуры, на базе профессионально ориентированных текстов.

Учебное пособие представляет собой комплекс учебных материалов, предназначенных для развития у иностранных учащихся навыков чтения, аудирования, говорения и конспектирования, для знакомства с базовой терми­нологией, изучения, повторения и активизации ряда грамматических тем.

Книга состоит из основной части и текстов для дополни­тель­ного чтения. Материал основной части подразделяется на 8 уроков, каж­дый из которых включает учебный текст и задания к нему. Тематика
текс­тов - конструкция самолета, виды авиационных дви­га­те­лей, виды ракетных двигателей и конструкция ракеты.


Р е ц е н з е н т ы:

кафедра «Русский язык» МГТУ им. Н.Э. Баумана (зав. кафедрой

д-р пед. наук, доцент Н.Н. Романова);

д-р пед. наук, доцент Т.В. Васильева
ISBN 978-5-4316-0751-6 © Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет), 2020

© Лебедева Т.О., 2020


УРОК 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОЛЁТА
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. А. Внимательно посмотрите на рис. 1, 2. Укажите на рисунках части самолёта, которые называются следующими терминами: фюзеля́ж, крыло́ - кры́лья, элеро́н, консо́ль, силова́я устано́вка, шасси́, опо́ра, колесо́ - колёса, сто́йка, опере́ние, стабилиза́тор, руль высоты́, руль направле́ния, киль.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на формы ед.ч. и мн. ч. существительных крыло́́́́́́́ - кры́лья, колесо́ – колёса и неизменяемое существительное шасси́.
Б. Посмотрите на рис. 2 ещё раз. Как вы думаете, что такое
горизонта́льное опере́ние и вертика́льное опере́ние?















Рис. 1. Основны́е ча́сти самолёта (1а – вид спереди; 1б – вид сверху): 1- крыло́, 2 - фюзеля́ж, 3 - стабилиза́тор,
4 - киль, 5 - сило­ва́я устано́вка (дви́гатель),
6 - шасси́, 7 - элеро́ны, 8 - закры́лки, 9 - руль высоты́,10 - опере́ние, 11- предкры́лки,12 - колесо́, 13 - сто́й­ка,
14 - опо́ра, 15 - консо́ль
Рис. 2. Опере́ние:
1-стабилиза́тор, 2 - руль высоты́, 3 - руль направле́ния, 4 - киль
Рис. 3. Разнови́дности крыла́



Задание 2. Посмотрите на рис.3 и скажите, какое крыло назы­ва­ет­ся треуго́льным, прямоуго́ль­ным, трапециеви́дным и стре­ло­ви́дным.

Задание 3. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незна­комых слов определите по слова­рю.

Назначе́ние, ко́рпус, гермети́чес­кая каби́на, о́рганы управле́ния, пилота́жно-навигацио́нные при­бо́­­ры, бак, руль, центр тя́жести, совоку́пность, винт, поршнево́й (дви́гатель), турбовинтово́й (дви́­гат­ель), балансиро́вка, пожа́рная защи́та, пульт управле́ния, про­до́льная ось, попере́чная ось.

Задание 4. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь опре­де­лить значения слов по их компонентам.

Самолёт, лета́тельный, дви­́га­тель, перево́зка, центра́льный, меха­низа́ция, це́льный + поворо́т → цельноповоро́тный (цельноповоро́тный стабилиза́тор), цельнометалли́­чес­­­­­кий, сто́йка, поса́дка, после­поса́дочный пробе́г1, ма́сляный, ­трёхопорная (схе́­ма шасси́), убира́ю­щий­ся (убира́ющееся шасси́), во́здух + забира́ть → во́здух + забо́р → воздухо­забо́р­ник, охлаж­де́ние, назе́м­ный (назе́мная цель).



Задание 5. Внимательно посмотрите на рис. 4, где показываются силы, которые действуют на самолёт во время полёта. Прочитайте определения терминов: си́ла тя́жести, си́ла тя́ги, подъёмная си́ла. Вместо точек вставьте нужный термин.

Рис. 4. Си́лы, де́йствующие на самолёт во вре́мя полёта: G - си́ла тя́жести; Y - подъёмная си́ла; X - си́ла лобово́го сопротивле́ния;
P - си́ла тя́ги.

1. ........... - главный вектор Р системы сил, которые действуют на летательный аппарат со стороны двигателя. Двигатели при этом работают.

2. ........... - сила тяготения тела к Земле; равна произведению массы (m) на ускорение свободного падения (g).

3. ............ - составляющая вектора аэродинамической силы R вдоль оси Y.

Задание 6. Постарайтесь объяснить или понять из объяснения преподавателя, какая связь существует между данными словами, близки эти слова по своему значению или нет.

а) груз - пассажи́р - экипа́ж;

б) каби́на - сало́н - отсе́к;

в) прибо́р - аппара́т - аппарату́ра - обору́дование;

г) фо́рма - элеме́нт - констру́кция - блок - схе́ма.

Задание 7. Слева даются термины, справа - определения терминов. Прочитайте определения и скажите, к какому термину относится каждое определение (объедините термин и его определение).

1. Пла́нер

1. самолёт, который используется для уничтожения других самолётов и наземных целей

2. Монопла́́н

2. механизм или устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины

3. То́рмоз

3. схема самолёта, который имеет одно крыло

4. Истреби́тель

4. участок земли со зданиями и оборудованием, которые используются для взлёта, посадки и обслуживания самолёта

5. Аэродро́м

5. конструкция самолёта без силовой установки


Задание 8. Познакомьтесь с таблицей образования отглагольных существительных.

создать - создание

а ® ани(е)

расположить - расположение

управлять - управление

рассмотреть - рассмотрение

и ®

я ® ени(е)

е ®

закрепить (п/пл) - закрепление

решить - решение

спасти – спасение

достичь - достижение

а+чередование ® ени(е)

Ш,Щ,Ж ® ени(е)

-ТИ ® ени(е)

-ЧЬ ® ени(е)



К данным глаголам подберите однокоренные су­щест­вительные. Запишите эти сущест­ви­тельные.

Размести́ть (ст/щ), испо́льзовать, управля́ть, созда́ть, обору́довать, пере­двига́ться (г/ж), уме́ньшить, охлади́ть (д/жд), отклони́ться, обес­пе́­чить, уничто́жить, сократи́ть (т/щ), получи́ть.

Задание 9. Сравните две группы глаголов и существительные со значением <действие, процесс>, которые образуются от этих глаголов. Обратите внимание на падеж второго существительного. Сформулируйте правило.

создать (что? - в.п.) научную школу ®

создание (чего? - р.п.) научной школы

измерить (что? - в.п.) температуру ®

измерение (чего? - р.п.) температуры

управлять (чем? - тв.п.) самолётом ®

управление (чем? - тв.п.) самолётом

влиять (на что? - на+в.п.) на температуру ®

влияние (на что? - на+в.п.) на температуру
От глагольных сочетаний образуйте именные словосочетания: создать самолёт ® создание самолёта.

1. размести́ть (ст/щ) гру́зы, пассажи́ров, обору́дование, аппара­ту́­ру - ... 2. ис­по́льзовать дви́гатель для перево́зки - ...

3. управля́ть самолётом, по­лётом - ...

4. созда́ть констру́кцию, подъёмную си́лу, лета́­тель­ный ап­пара́т для полёта в атмосфе́ре - ...

5. обору́довать каби́ну, самолёт - ...

6. пе­редвига́ться (г/ж) по аэродро́му в самолёте - ...

7. уме́нь­шить длину́ пробе́га - ...

8. охлади́ть (д/жд) во́здух до ну́жной температу́ры - ...

9. отклони́ться от це́ли - ...

10. обеспе́чить взлёт и поса́д­ку - ...

11. уничто́жить другие самолёты и назе́мные це́ли - ...

12. сократи́ть (т/щ) пробе́г - ...

13. получи́ть информа́цию - ....

Задание 10. От данных существительных образуйте прилага­тель­ные и согласуйте их с существительными.
Образец: экску́рсия (автобусы) → экскурсио́нный →

экскурсио́нные авто́бусы
а) модель: экску́рсия (автобусы) → экскурсиóнный

авиа́ция (двигатель) -

навига́ция (прибор) -

амортиза́ция (стойки) -

б) модель: мир - мúрный

радиоэлектро́ника (обору́дование) -

разнообра́зие (фо́рмы) -

подъём (си́ла) -

то́пливо (бак) -

пожа́р (защи́та) -

длина́ (пробе́г) -

раке́та (дви́гатель) -

перспекти́ва (то́пливо) -

тра́нспорт (самолёты) -

в) модель: курс - курсовóй;

путь - путевóй
нос (часть) -
хвост (опере́ние) -
руль (управле́ние) -
винт (аппара́т) -
си́ла (устано́вка) -
по́ршень (е / Æ) (дви́гатель) -
ось (ли́ния) -

Задание 11. Вспомните правила чтения аббревиатур (а) и прочи­тай­те аббревиатуры (б) и названия самолётов и двигателя (в, г).


а) ВВС - Вое́нно-возду́шные си́лы

МАИ - Моско́вский авиацио́нный институ́т

б) ЛА - лета́тельный аппара́т

СУ - силова́я устано́вка

КБ - констру́кторское бюро́

ОКБ - о́пытное констру́кторское бюро́

КВ - коро́ткие во́лны

ТВД - турбовинтово́й дви́гатель

СИ - Междунаро́дная систе́ма едини́ц;

в) МиГ-29; Ан-2; Су-27; Ил-103;

г) дви́гатель RB-199.

Задание 12. Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится слово. Заполните таблицу. Объяс­ни­те разницу между словами одной части речи.


глагол несовершенного вида

глагол совершенного вида

причастие

сушестви-

тельное

прилага-

тельное

наречие




















Лета́тельный, взлете́ть, неподви́жный, полёт, дви́гатель, взлёт, пере­дви­же́ние, неподви́жно, лета́ть, движе́ние, лётчик, дви́гаться, самолёт, подви́жный, лете́ть.

Задание 13. А. Обратите внимание на род существительных, кото­рые заканчиваются на –ь2.


Мужской род

Женский род

руль дви́гатель

киль контро́ль

цель консо́ль

часть ось


Б. Согласуйте данные существительные с прилагательными в скобках. Запишите эти словосочетания. Обратите внимание на порядок слов в словосочетании «прилагательное + существительное».

Цель (вое́нный, ми́рный), часть (гла́вный, основно́й), руль (цель­но­металли́ческий), киль (неподви́жный), контро́ль (постоя́нный), дви́­гатель (поршнево́й, турбовинтово́й), консо́ль (пра́вый, ле́вый), ось (продо́ль­ный, попере́чный).

Задание 14. Для характеристики предмета используются следующие конструкции:

S ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ? (тв.п.)
S ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧТО? (в.п.)

Найдите эти конструкции в предложениях.

1. Основными частями самолёта являются фюзеляж, крыло, ­опе­ре­ние, шасси, силовая установка и разнообразное оборудование. 2. Фюзеляж представляет собой корпус сложной формы, к которому крепятся все остальные части планера.