Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 334
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Употребление предлогов В, НА, ПО
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ
ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА
ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ
ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА
ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34
ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ
ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО
ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16
ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000
ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Т.О. ЛЕБЕДЕВА
Научный стиль речи
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ВУЗОВ)
Учебное пособие
Утверждено
на заседании редсовета
21 октября 2019 г.
Москва
Издательство МАИ
2020
Лебедева Т.О.
Научный стиль речи (для студентов-иностранцев аэрокосмических вузов): Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2020. - 184 с.: ил.
Цель пособия – ознакомление с основами научного стиля речи студентов-иностранцев аэрокосмических вузов, обучающихся по программе бакалавриата и магистратуры, на базе профессионально ориентированных текстов.
Учебное пособие представляет собой комплекс учебных материалов, предназначенных для развития у иностранных учащихся навыков чтения, аудирования, говорения и конспектирования, для знакомства с базовой терминологией, изучения, повторения и активизации ряда грамматических тем.
Книга состоит из основной части и текстов для дополнительного чтения. Материал основной части подразделяется на 8 уроков, каждый из которых включает учебный текст и задания к нему. Тематика
текстов - конструкция самолета, виды авиационных двигателей, виды ракетных двигателей и конструкция ракеты.
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра «Русский язык» МГТУ им. Н.Э. Баумана (зав. кафедрой
д-р пед. наук, доцент Н.Н. Романова);
д-р пед. наук, доцент Т.В. Васильева
ISBN 978-5-4316-0751-6 © Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет), 2020
© Лебедева Т.О., 2020
УРОК 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОЛЁТА
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. А. Внимательно посмотрите на рис. 1, 2. Укажите на рисунках части самолёта, которые называются следующими терминами: фюзеля́ж, крыло́ - кры́лья, элеро́н, консо́ль, силова́я устано́вка, шасси́, опо́ра, колесо́ - колёса, сто́йка, опере́ние, стабилиза́тор, руль высоты́, руль направле́ния, киль.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на формы ед.ч. и мн. ч. существительных крыло́́́́́́́ - кры́лья, колесо́ – колёса и неизменяемое существительное шасси́.
Б. Посмотрите на рис. 2 ещё раз. Как вы думаете, что такое
горизонта́льное опере́ние и вертика́льное опере́ние?
| Рис. 1. Основны́е ча́сти самолёта (1а – вид спереди; 1б – вид сверху): 1- крыло́, 2 - фюзеля́ж, 3 - стабилиза́тор, 4 - киль, 5 - силова́я устано́вка (дви́гатель), 6 - шасси́, 7 - элеро́ны, 8 - закры́лки, 9 - руль высоты́,10 - опере́ние, 11- предкры́лки,12 - колесо́, 13 - сто́йка, 14 - опо́ра, 15 - консо́ль Рис. 2. Опере́ние: 1-стабилиза́тор, 2 - руль высоты́, 3 - руль направле́ния, 4 - киль Рис. 3. Разнови́дности крыла́ |
Задание 2. Посмотрите на рис.3 и скажите, какое крыло называется треуго́льным, прямоуго́льным, трапециеви́дным и стрелови́дным.
Задание 3. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов определите по словарю.
Назначе́ние, ко́рпус, гермети́ческая каби́на, о́рганы управле́ния, пилота́жно-навигацио́нные прибо́ры, бак, руль, центр тя́жести, совоку́пность, винт, поршнево́й (дви́гатель), турбовинтово́й (дви́гатель), балансиро́вка, пожа́рная защи́та, пульт управле́ния, продо́льная ось, попере́чная ось.
Задание 4. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь определить значения слов по их компонентам.
Самолёт, лета́тельный, дви́гатель, перево́зка, центра́льный, механиза́ция, це́льный + поворо́т → цельноповоро́тный (цельноповоро́тный стабилиза́тор), цельнометалли́ческий, сто́йка, поса́дка, послепоса́дочный пробе́г1, ма́сляный, трёхопорная (схе́ма шасси́), убира́ющийся (убира́ющееся шасси́), во́здух + забира́ть → во́здух + забо́р → воздухозабо́рник, охлажде́ние, назе́мный (назе́мная цель).
Задание 5. Внимательно посмотрите на рис. 4, где показываются силы, которые действуют на самолёт во время полёта. Прочитайте определения терминов: си́ла тя́жести, си́ла тя́ги, подъёмная си́ла. Вместо точек вставьте нужный термин.
Рис. 4. Си́лы, де́йствующие на самолёт во вре́мя полёта: G - си́ла тя́жести; Y - подъёмная си́ла; X - си́ла лобово́го сопротивле́ния;
P - си́ла тя́ги.
1. ........... - главный вектор Р системы сил, которые действуют на летательный аппарат со стороны двигателя. Двигатели при этом работают.
2. ........... - сила тяготения тела к Земле; равна произведению массы (m) на ускорение свободного падения (g).
3. ............ - составляющая вектора аэродинамической силы R вдоль оси Y.
Задание 6. Постарайтесь объяснить или понять из объяснения преподавателя, какая связь существует между данными словами, близки эти слова по своему значению или нет.
а) груз - пассажи́р - экипа́ж;
б) каби́на - сало́н - отсе́к;
в) прибо́р - аппара́т - аппарату́ра - обору́дование;
г) фо́рма - элеме́нт - констру́кция - блок - схе́ма.
Задание 7. Слева даются термины, справа - определения терминов. Прочитайте определения и скажите, к какому термину относится каждое определение (объедините термин и его определение).
1. Пла́нер | 1. самолёт, который используется для уничтожения других самолётов и наземных целей |
2. Монопла́́н | 2. механизм или устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины |
3. То́рмоз | 3. схема самолёта, который имеет одно крыло |
4. Истреби́тель | 4. участок земли со зданиями и оборудованием, которые используются для взлёта, посадки и обслуживания самолёта |
5. Аэродро́м | 5. конструкция самолёта без силовой установки |
Задание 8. Познакомьтесь с таблицей образования отглагольных существительных.
создать - создание а ® ани(е) | расположить - расположение управлять - управление рассмотреть - рассмотрение и ® я ® ени(е) е ® | закрепить (п/пл) - закрепление решить - решение спасти – спасение достичь - достижение а+чередование ® ени(е) Ш,Щ,Ж ® ени(е) -ТИ ® ени(е) -ЧЬ ® ени(е) |
К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите эти существительные.
Размести́ть (ст/щ), испо́льзовать, управля́ть, созда́ть, обору́довать, передвига́ться (г/ж), уме́ньшить, охлади́ть (д/жд), отклони́ться, обеспе́чить, уничто́жить, сократи́ть (т/щ), получи́ть.
Задание 9. Сравните две группы глаголов и существительные со значением <действие, процесс>, которые образуются от этих глаголов. Обратите внимание на падеж второго существительного. Сформулируйте правило.
создать (что? - в.п.) научную школу ®
создание (чего? - р.п.) научной школы
измерить (что? - в.п.) температуру ®
измерение (чего? - р.п.) температуры
управлять (чем? - тв.п.) самолётом ®
управление (чем? - тв.п.) самолётом
влиять (на что? - на+в.п.) на температуру ®
влияние (на что? - на+в.п.) на температуру
От глагольных сочетаний образуйте именные словосочетания: создать самолёт ® создание самолёта.
1. размести́ть (ст/щ) гру́зы, пассажи́ров, обору́дование, аппарату́ру - ... 2. испо́льзовать дви́гатель для перево́зки - ...
3. управля́ть самолётом, полётом - ...
4. созда́ть констру́кцию, подъёмную си́лу, лета́тельный аппара́т для полёта в атмосфе́ре - ...
5. обору́довать каби́ну, самолёт - ...
6. передвига́ться (г/ж) по аэродро́му в самолёте - ...
7. уме́ньшить длину́ пробе́га - ...
8. охлади́ть (д/жд) во́здух до ну́жной температу́ры - ...
9. отклони́ться от це́ли - ...
10. обеспе́чить взлёт и поса́дку - ...
11. уничто́жить другие самолёты и назе́мные це́ли - ...
12. сократи́ть (т/щ) пробе́г - ...
13. получи́ть информа́цию - ....
Задание 10. От данных существительных образуйте прилагательные и согласуйте их с существительными.
Образец: экску́рсия (автобусы) → экскурсио́нный →
экскурсио́нные авто́бусы
а) модель: экску́рсия (автобусы) → экскурсиóнный
авиа́ция (двигатель) -
навига́ция (прибор) -
амортиза́ция (стойки) -
б) модель: мир - мúрный
радиоэлектро́ника (обору́дование) -
разнообра́зие (фо́рмы) -
подъём (си́ла) -
то́пливо (бак) -
пожа́р (защи́та) -
длина́ (пробе́г) -
раке́та (дви́гатель) -
перспекти́ва (то́пливо) -
тра́нспорт (самолёты) -
в) модель: курс - курсовóй;
путь - путевóй
нос (часть) -
хвост (опере́ние) -
руль (управле́ние) -
винт (аппара́т) -
си́ла (устано́вка) -
по́ршень (е / Æ) (дви́гатель) -
ось (ли́ния) -
Задание 11. Вспомните правила чтения аббревиатур (а) и прочитайте аббревиатуры (б) и названия самолётов и двигателя (в, г).
а) ВВС - Вое́нно-возду́шные си́лы
МАИ - Моско́вский авиацио́нный институ́т
б) ЛА - лета́тельный аппара́т
СУ - силова́я устано́вка
КБ - констру́кторское бюро́
ОКБ - о́пытное констру́кторское бюро́
КВ - коро́ткие во́лны
ТВД - турбовинтово́й дви́гатель
СИ - Междунаро́дная систе́ма едини́ц;
в) МиГ-29; Ан-2; Су-27; Ил-103;
г) дви́гатель RB-199.
Задание 12. Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится слово. Заполните таблицу. Объясните разницу между словами одной части речи.
глагол несовершенного вида | глагол совершенного вида | причастие | сушестви- тельное | прилага- тельное | наречие |
| | | | | |
Лета́тельный, взлете́ть, неподви́жный, полёт, дви́гатель, взлёт, передвиже́ние, неподви́жно, лета́ть, движе́ние, лётчик, дви́гаться, самолёт, подви́жный, лете́ть.
Задание 13. А. Обратите внимание на род существительных, которые заканчиваются на –ь2.
Мужской род | Женский род |
руль дви́гатель киль контро́ль | цель консо́ль часть ось |
Б. Согласуйте данные существительные с прилагательными в скобках. Запишите эти словосочетания. Обратите внимание на порядок слов в словосочетании «прилагательное + существительное».
Цель (вое́нный, ми́рный), часть (гла́вный, основно́й), руль (цельнометалли́ческий), киль (неподви́жный), контро́ль (постоя́нный), дви́гатель (поршнево́й, турбовинтово́й), консо́ль (пра́вый, ле́вый), ось (продо́льный, попере́чный).
Задание 14. Для характеристики предмета используются следующие конструкции:
S ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ? (тв.п.)
S ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧТО? (в.п.)
Найдите эти конструкции в предложениях.
1. Основными частями самолёта являются фюзеляж, крыло, оперение, шасси, силовая установка и разнообразное оборудование. 2. Фюзеляж представляет собой корпус сложной формы, к которому крепятся все остальные части планера.