Файл: Контрольная работа по теме Игры на взаимодействие и сплочение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5)   Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы взрослого, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

Из понимания  значения дидактических игр на сплочение вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая игра должна давать упражнения, полезные для сплочения коллектива детей, их умственного развития и воспитания.

2. В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует коллективного умственного или физического усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует коллективную деятельность, облегчает выполнение задачи [4].

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей дошкольного возраста является воспитатель. Например, по предложению воспитателя небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель помогает им распределить роли и т. д.) [6].

На первых шагах создания детских объединений воспитатель может стать их центром: читать небольшой группе детей сказки, петь песенки, показывать забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на нее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности. Например, игра «Что изменилось?».

Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного взаимодействия друг с другом.

Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения.


Каждый ребенок по очереди становится водящим.

Примечание: делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.

Следующий этап – формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.

Одновременно, например, в старшей группе проводится воспитание взаимодействия и сплочения на усилении качеств инициативности, самоорганизации и самоконтроля. Условием успешного осуществления работы в данном направлении выступает целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Например, в игре «Путешествие» ставится целью развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.

Варианты продолжения игры:

– Мы возьмем с собой в путешествие...

– Этот предмет (...) цвета.

– По дороге мы встретили...

Примечание: когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее в сравнении с предыдущими возрастами. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах.

Большое внимание в процессе проведения игр уделяется воспитателем формированию у детей организаторских умений, умению справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива.

Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах игровой деятельности [2].


Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

Правила проведения игр на взаимодействие и сплочение можно сформулировать следующим образом:

  1. Заранее подготовить все необходимые материалы, помещение, роли ведущих и игроков, отрепетировать (при необходимости) сложные организационные моменты.

  2. Убедиться в том, что для игры подойдут масштабы помещения и погодные условия (если игра проводится на площадке для прогулок).

  3. Необходимо ознакомить участников с целями и задачами игры.

  4. Стоит сразу озвучить регламент проведения групповых и индивидуальных этапов игры (вежливость и уважение, открытость в обмене информацией, поддержка и активность в участии).

  5. Особое внимание уделить донесению и обсуждению итогов, награждению участников игры, если оно предусмотрено.

Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения. Нужно знать, чему научатся дети, благодаря такой игре:

  • сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;

  • дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;

  • объективной самооценке, правильному анализу поступков других;

  • самоконтролю;

  • планированию своего поведения;

  • терпимости к действиям окружающих;

  • взаимопониманию, поддержке;

  • внимательности к эмоциональному состоянию других детей [1].

Игра становится совместным полем деятельности педагога и воспитанника: автором игры, как правило, выступает воспитатель, а творческое обогащение содержания игры остаётся за воспитанниками. Так появляется новый уровень социальной деятельности – не просто творчество, а совместное творчество педагога и воспитанника, которое позволяет не только освоить содержательное пространство коллектива как группы, но и способы решения проблем межличностных отношений.

Дети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения.


Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством квалифицированного, привлекательного для участников ведущего. Важную роль играет соревновательный момент.

С этой целью полезно будет разделить ребят на команды. Планируя работу по взаимодействию и сплочению, педагог должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения:

- объединение ребят в мелкие группы;

- дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив;

- неумелые действия организатора, или отсутствие общей цели [5].

Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной.

Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дошкольники вынуждены проводить вместе длительное время: кружок по интересам, коллектив художественной самодеятельности.

Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении. Взрослый должен объяснить правила доступным для ребят, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды. Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.

Примеры других игр на взаимодействие и сплочение приведены в приложении (Приложение).

Грамотно подобранная игра – это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе. Знание игр на сплочение и взаимодействие, умение их организовать необходимо каждому воспитателю, вожатому, руководителю детских творческих объединений, аниматору, родителям.

Заключение

Игра – понятие многогранное.Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Игра – главная сфера общения детей, в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению. Она является отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.


Игры детей– это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие.

Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребёнка как личность во взрослой жизни.

Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувства единства, коллективной радости. Складывается ситуация, когда ребята вместе переживают горечь поражения или радуются победе. Тогда общая радость или печаль становится личной, а личная – общей. Именно в играх рождается детское содружество. Руководство детскими играми на взаимодействие и сплочение в значительной степени влияет на формирование дружеских отношений в коллективе, адаптации «новеньких» в группу, групповой целостности.

Список использованных источников

  1. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015 – 1 оптический диск.

  2. Лемберг, Т.А. Мир культуры игры и культуры коммуникации современного дошкольника/Т.А. Лемберг/ В сб.: Материалы VI Международной научной конференции. – Москва, 2014.– С. 131-134.

  3. Салова, Л.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре/ Л.В. Салова// Молодой ученый. – 2017. – №15.– С.633-636.

  4. Сондаренко, С.М. Воспитание детей в игре: учеб.пособие / С.М. Сондаренко. – Москва: Приор, 2013. – 390 с.

  5. Таутинова, Р.Г. Сюжетно-ролевая игра и ее социальное значение в развитии дошкольника/ Р.Г. Таутинова/ В сб.: Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции/ Под ред. О.Н. Широкова. – Москва, 2017. – С.194-196.


Приложение

Примеры игр на взаимодействие и сплочение

Упражнение «Как меня зовут»

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое лю­бимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)