Файл: Контрольная работа по теме Игры на взаимодействие и сплочение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курганский государственный университет»
(КГУ)
Форма обучения: заочная
Контрольная работа по теме:
«Игры на взаимодействие и сплочение»
Выполнила студентка группы ПФЗ-4420320у Новикова В.В.
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): «Психология и педагогика дошкольного
образования»
Проверил: доцент кафедры ПиМОГД Захарова Е.М.
Курган 2023
Содержание
Введение 2
1 Сущность и особенности игры 3
2 Организация игр на взаимодействие и сплочение коллектива 6
Заключение 14
Список использованных источников 15
Введение
Огромное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который формирует социальную направленность личности.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.
Общеизвестно огромное значение игры в формировании личности на всех этапах ее возрастного развития. Продуктивность игры проявляется в формировании в процессе ее духовных ценностей личности, ее качеств и способностей. Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений дошкольников заключается в воспроизведении и закреплении этих отношений. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие. Поэтому воспитатель может помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно - так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей
Выбранная тема актуальна.
Объект работы – психология игры. Предмет работы – игры на взаимодействие и сплочение.
Цель работы – изучить значение игр на взаимодействие и сплочение в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
-
Раскрыть сущность и особенности игры. -
Рассмотреть специфику игр на взаимодействие и сплочение, особенности их организации с дошкольниками.
1 Сущность и особенности игры
Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.
Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей [2].
Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза, отличительная особенность игры – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.
Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие
На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.
Не вызывает сомнения, что многие игры, особенно народные, обрядовые, праздничные, возникли из религиозных языческих актов.
Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами.
Основные научные подходы к объяснению причин появления игры, следующие:
- теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г.Шурц);
- теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн);
- теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер);
- теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др.);
- теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон);
- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);
- теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев);
- связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер);
- труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др.);
- теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Лем)[1].
Игра рассматривается как форма организации детской жизни. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это крайне важно в будущем. Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиниться различным требованиям [3].
В игровой технологии выделяют следующие компоненты (Таблица).
Таблица
Компоненты и структурные элементы игры
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры |
Мотивационный | Установочный элемент - игровая ситуация |
Ориентационно-целевой | Задачи игры |
Содержательно-операционный | Правило игры, игровые действия |
Ценностно-волевой | Игровые состояния |
Оценочный | Результат игры |
Педагог выполняет в играх следующие функции: инструктивную, оценочную, тренерскую и руководящую.
Особое значение в педагогической деятельности имеет организация игр на взаимодействие и сплочение коллектива.
2 Организация игр на взаимодействие и сплочение коллектива
В формировании коллектива большую роль играет игра. Она занимает существенное место в жизни ребенка. Игровые занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качества дошкольников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность.
В игровой деятельности дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Важнейшей задачей воспитателя является сплочение детского коллектива. Очень важно, чтобы между детьми сложилось коллективное мышление. Это долгая, сложная и важная работа. Среди большого количества совместных мероприятий высокой эффективностью обладают игры на сплочение дошкольников в условиях группы.
Этапы сплочения коллектива детей-дошкольников:
Первый этап – это первое полугодие (сентябрь- декабрь). У детей в это время происходит адаптационный период, они знакомятся друг с другом. Перед воспитателем стоит задача - установить приятельские отношения и даже помочь детям объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).
Второй этап – второе полугодие (январь-июнь). Принятие правил жизнедеятельности группы в детском саду, укрепление взаимоотношений между детьми, сплочение и развитие коллектива.
Дидактические игры на взаимодействие и сплочение коллектива различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Цели применения игр на взаимодействие и сплочение могут быть разные:
-
Работа над уровнем открытости, доверия и взаимопомощи между детьми. -
Поддержка дружеских отношений в детском коллективе. -
Разрешение конфликтных ситуаций в группе.
Чёткой классификации, группировки игр на взаимодействие и сплочение коллектива по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
3. Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Можно группировать игры и следующим образом:
1. Игры-путешествия.
2. Игры-поручения.
3. Игры-предположения.
4. Игры-загадки.
5. Игры-беседы
1) Игры-путешествия всегда творческие по своему характеру. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха [2].
2) Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
3) Игры-предположения. «Что было бы… ?», или «Что бы я сделал…?», и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
4) Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.