Файл: Контрольная работа по теме Игры на взаимодействие и сплочение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курганский государственный университет»

(КГУ)

Форма обучения: заочная

Контрольная работа по теме:

«Игры на взаимодействие и сплочение»

Выполнила студентка группы ПФЗ-4420320у Новикова В.В.

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): «Психология и педагогика дошкольного

образования»

Проверил: доцент кафедры ПиМОГД Захарова Е.М.

Курган 2023

Содержание




Введение 2

1 Сущность и особенности игры 3

2 Организация игр на взаимодействие и сплочение коллектива 6

Заключение 14

Список использованных источников 15


Введение

Огромное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который формирует социальную направленность личности. 
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. 

Общеизвестно огромное значение игры в формировании личности на всех этапах ее возрастного развития. Продуктивность игры проявляется в формировании в процессе ее духовных ценностей личности, ее качеств и способностей. Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений дошкольников заключается в воспроизведении и закреплении этих отношений. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе  интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие. Поэтому воспитатель может помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно - так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей

Выбранная тема актуальна.


Объект работы – психология игры. Предмет работы – игры на взаимодействие и сплочение.

Цель работы – изучить значение игр на взаимодействие и сплочение в дошкольном возрасте.

Задачи работы:

  1. Раскрыть сущность и особенности игры.

  2. Рассмотреть специфику игр на взаимодействие и сплочение, особенности их организации с дошкольниками.

1 Сущность и особенности игры


Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей [2].

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза, отличительная особенность игры – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие



На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.

Не вызывает сомнения, что многие игры, особенно народные, обрядовые, праздничные, возникли из религиозных языческих актов.

Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами.

Основные научные подходы к объяснению причин появления игры, следующие:

- теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г.Шурц);

- теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн);

- теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер);

- теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др.);

- теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон);

- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);

- теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев);

- связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер);

- труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др.);

- теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Лем)[1].

Игра рассматривается как форма организации детской жизни. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это крайне важно в будущем. Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиниться различным требованиям [3].

В игровой технологии выделяют следующие компоненты (Таблица).

Таблица

Компоненты и структурные элементы игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный элемент - игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правило игры, игровые действия

Ценностно-волевой

Игровые состояния

Оценочный

Результат игры



Педагог выполняет в играх следующие функции: инструктивную, оценочную, тренерскую и руководящую.

Особое значение в педагогической деятельности имеет организация игр на взаимодействие и сплочение коллектива.



2 Организация игр на взаимодействие и сплочение коллектива


 В формировании коллектива большую роль играет игра. Она занимает существенное место в жизни ребенка.  Игровые занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качества дошкольников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. 

В игровой деятельности дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совмести­мости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

Важнейшей задачей воспитателя является сплочение детского коллектива. Очень важно, чтобы между детьми сложилось коллективное мышление.  Это долгая, сложная и важная работа. Среди большого количества совместных мероприятий высокой эффективностью обладают игры на сплочение дошкольников в условиях группы.

Этапы сплочения коллектива детей-дошкольников:

Первый этап – это первое полугодие (сентябрь- декабрь). У детей в это время происходит адаптационный период, они знакомятся друг с другом. Перед воспитателем стоит задача - установить приятельские отношения и даже помочь детям объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

Второй этап – второе полугодие (январь-июнь). Принятие правил жизнедеятельности группы в детском саду, укрепление взаимоотношений между детьми, сплочение и развитие коллектива.

Дидактические игры на взаимодействие и сплочение коллектива различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Цели применения игр на взаимодействие и сплочение могут быть разные:

  1. Работа над уровнем открытости,  доверия и взаимопомощи между детьми.

  2. Поддержка дружеских отношений в детском коллективе.

  3. Разрешение конфликтных ситуаций в группе.

Чёткой классификации, группировки игр на взаимодействие и сплочение коллектива по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.


Иногда игры соотносят с материалом:

1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

3.  Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

 Можно группировать игры и следующим образом:

1. Игры-путешествия.

2. Игры-поручения.

3. Игры-предположения.

4. Игры-загадки.

5. Игры-беседы

1)   Игры-путешествия всегда творческие по своему характеру. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха [2].

2)   Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

3)   Игры-предположения. «Что было бы… ?», или «Что бы я сделал…?», и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача  и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

4)   Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.